Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Павловская Е. В., Тумакова Н. А. К вопросу о проблемах преемственности и адаптации учащихся средних классов школы // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1199-1202.

Ключевые слова: преемственность, педагогический коллектив, индивидуальные особенности, среднее звено школьного образования, старшее школьное звено, адаптация, педагогическое взаимодействие, обучающийся.

 

Преемственность — это основной принцип не только в системе образования, но и основополагающий принципом любой системы. В зависимости от содержания системы дифференцируются ее определенные звенья, равно как и различными являются и связи между ними. Одним из направлений улучшения качества образовательного процесса и решения насущной проблемы адаптации учащихся среднего звена к основной школе является обеспечение преемственных связей в обучении и воспитании школьников в период их перехода от начальной к основной ступени образования.

Сегодня повсеместно можно наблюдать предъявление претензий со стороны основной школы в адрес учителей начального школьного звена, что дети не достаточно хорошо подготовлены для обучения в средних школьных классах, а со стороны начальной школы, наоборот, в адрес среднего звена. Основной причиной такого положения дел является то, что эта проблема решается смежными звеньями и усилиями, которые никак нельзя обозначить как совместные. Среднее звено и начальная школа представляют собой две стороны, которые разделяет отчуждение, и каждая сторона в одиночку борется со своими проблемами.

Проблема заключается еще и в том, что вопросы преемственности между начальными ступенями образования до настоящего времени больше решались на теоретическом уровне, на практике же чаще декларировались, нежели находили практическую реализацию.

Понятие «преемственность» используют многие отрасли знаний. Представим ряд позиций отечественных ученых по данной проблеме.

В философской литературе преемственность рассматривается как категория диалектики, выражающая одну из наиболее существенных сторон развития, представляет собою связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которых состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию [10, с.360]. В понятии преемственности отражается способ перехода к новому состоянию системы.

Преемственность является одной из центральных философских категорий и, по определению Э. А. Баллера, означает связь различных ступеней бытия и этапов познания; сохранение тех или иных элементов целого или отдельных сторон при переходе из одного состояния в другое; связь настоящего с прошлым и будущим, тем самым обуславливая устойчивость целого [1].

В. Т. Мещеряков определяет преемственность как «всеобщую связь, проявляющуюся во взаимовлиянии сторон, которая находит свое продолжение в изменении, а относительно устойчивые тенденции этих изменений служат выражением развития, причем результатом всех этих важных процессов является как сегодняшнее состояние мира, так и уровень его современного развития» [8, с. 5].

B. C. Батурин рассматривает преемственность через призму системного подхода. Исследуя наиболее характерные черты, особенности, функции, связанные с проявлением преемственности в процессе происходящих качественных взаимопревращений, ученый определяет преемственность следующим образом. «Преемственность — есть философская категория для обозначения целостности, непрерывности, направленности и необратимости материальных процессов, осуществляемых за счет передачи определенного содержания (набора элементов как материальных носителей, предшествовавших форм развития, их структуры, функций и т. д.) как при изменении внутри, так и при смене одной качественной определенности другой» [2, с. 11].

А. И. Зеленков вычленяет в содержании преемственности ее инвариантные компоненты, позволяющие ему определить данную категорию, исходя из ее внутренней специфики, как философское понятие, отражающее важнейший тип связи между различными качественными состояниями развивающейся реальности [5].

В психологии преемственность рассматривается в контексте проблем развития личности. С. Л. Рубинштейн, обосновывая непрерывность жизненного пути личности, отмечает, что каждый этап личностного развития подготавливает и оказывает влияние на каждый последующий и движущей силой в развитии человеческой личности являются изменения [11].

Л. С. Выготским выделяются стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. По его мнению, самое существенное содержание развития в критические возрастные периоды заключается в возникновении чего-то нового. Значительную роль в формировании новообразований играет преемственность, и их развитие в стабильном возрасте представляет исходный момент для всех динамических изменений [3].

Г. М. Федосимов, Н. Н. Кулинич, Р. А. Должикова, на основе анализа педагогических исследований, выделяют следующие определения, позволяющие раскрыть сущность понятия преемственности [13].

1.                  Преемственность как принцип.

В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике преемственность является одним из принципов (исходных положений) непрерывного образования и требует взаимосвязи между различными ступенями и этапами образовательного процесса, воспитания и профессиональной подготовки. В многоаспектной практике образования преемственность используется в качестве принципа организации образовательного процесса.

2.                  Преемственность как условие (обстоятельство, сопутствующее образованию и связанное с образованием).

В современных исследованиях выделяют следующие условия преемственности:

-                   педагогические;

-                   социально-педагогические;

-                   психологические;

-                   дидактические.

3.                  Преемственность как требование. В практике обучения и воспитания существует определенный перечень правил, обязательных для выполнения. Одним из них является преемственность. Принцип преемственности требует обеспечения органического перехода от прошлого через настоящее к будущему.

Таким образом, следует отметить, что преемственность рассматривается учеными в различных аспектах, по-разному раскрывается и её сущность, что свидетельствует о многозначности данного феномена в педагогической науке.

Ю. А. Кустов, раскрывая сущность преемственности как одного из основополагающих принципов обучения, отмечает, что данная категория отражает закономерности методов обучения, целью которых является преодоление противоречий образовательного процесса и характеризует изменения способов реализации этих закономерностей, принимая во внимание цели обучения, развития и воспитания школьников [6].

А. А. Люблинская считает, что преемственность включает определенную последовательность образовательно-воспитательной работы, в которой каждое последующее звено закрепляет, расширяет, усложняет и углубляет знания, умения и навыки, составляющие содержание учебной деятельности предыдущего этапа [7].

Под преемственностью в педагогических процессах и явлениях С. М. Годник и Б. С. Гершунский подразумевают связь старого с новым и нового со старым. В обучении и воспитании новое не только убирает старое, но и предварительно обогащает его, что является необходимым для естественного перехода от старого к новому [4].

В. Э. Тамарин считает, что преемственность — это необходимый компонент установления соотношения между новым и предыдущим стадиями обучения в решении адаптационной проблемы, причем каждый новый элемент строится, опираясь ранее предшествующий опыт, облегчающий адаптацию к новым условиям для образования и обучения [12].

Преемственность между начальной и основной школой не должна рассматриваться в узком плане исключительно как подготовка младших школьников к усвоению тех или иных учебных предметов. Она должна предусматривать все стороны педагогического воздействия личности, что, безусловно, означает определение общих и специфических целей на каждом возрастном этапе, построение единой содержательной линии, связь и согласованность каждого компонента методической системы [8;9].

На наш взгляд, основная школа, принимая детей, должна опираться на достижения младшей школы, помогать, при необходимости, успешно справляться с новыми обязанностями. Особо необходимым является сотрудничество учителей начальной школы и педагогов основной школы в период адаптации младших школьников к среднему звену обучения, поскольку именно в это время устанавливаются взаимоотношения со своими сверстниками и учителями [9;12].

Резюмирую все вышесказанное ранее, можно сделать выводы о том, что необходимым условием адаптации школьников среднего возраста к основной школе является сохранение преемственных связей между начальной и средней ступенями обучения. Помощь обучающимся в период адаптации к средней ступени обучения в школе связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе со школьниками средней возрастной категории. Вот почему необходимо иметь четкие представления о целях, результатах образования на начальной и основной ступенях; знать специфику форм организации обучения; учитывать психологические особенности детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок пришел в среднее звено школы.

Эффективность решения задач преемственности между начальной и основной школой зависит не только от знания теоретических основ единства педагогического процесса на всех возрастных этапах, но и от реального сотрудничества педагогов начальной школы и учителей основной школы.

 

Литература:

 

1.                  Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (теоретико-методологический аспект) /Под ред. А. П. Беляевой. — СПб: Ин-т профтеобразования РАО, 1996. — 80с.

2.                  Батурин В. С. Проблемы преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии: Автореф. дисс. канд. философских наук. — Алма-Ата, 1981. — 19с.

3.                  Выготский Л. С. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1984. — 517с.

4.                  Годник С. М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. Перспективы развития системы непрерывного образования /под ред. Б. С. Гершунского. — М.: Педагогика, 1990.

5.                  Зеленков А. И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: Автореф. дисс. доктора. философских наук. — Минск, 1986. — 40с.

6.                  Кустов Ю. А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. — Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1993. — 112с.

7.                  Люблинская А. А. О преемственности учебной работы в школе /Преемственность в процессе обучения в школе. — Л., 1960.

8.                  Мещеряков В. Т. Соответствие как отношение и принцип. — Л, 1975. — 104с.

9.                  Миронова П. В., Тумакова Н. А. About the importance of knowing foreign culture, customs and traditions // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1229–1231.

10.              Новая философская энциклопедия, М.: Мысль. — 2001. — Т.3. — 526с.

11.              Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. 712с.

12.              Тамарин В. Э. Сущность и пути оптимизации преемственности учебной и внеклассной работы со школьниками. — Барнаул: Из-во БГПИ. — 1982.

13.              Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Должчкова Р. А., Ищенко И. П. Осуществление преемственности в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. — Курган: Курганский ИПК, 1998. — 176с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle