Автор: Слабко Лариса Сергеевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Самара, сентябрь 2017)

Дата публикации: 28.08.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Слабко Л. С. Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем начального общего образования [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 32-36.



В данной статье мы не ставим перед собой цель раскрыть все механизмы преемственности, которые можно использовать в настоящее время при организации дошкольного и начального общего образования, но тем не менее, мы постараемся показать основные направления в плане обеспечения преемственности.

Ключевые слова: преемственность, развитие, стандарт, дошкольник, образовательная область, содержание образования, программа, концепция, технологии, методы, приемы

In this article, we do not set ourselves the goal of revealing all the mechanisms of continuity that can be used at present in the organization of pre-school and primary general education, but nevertheless, we will try to show the main directions in terms of ensuring continuity.

Keywords: Continuity, development, standard, preschool child, educational area, educational content, program, concept, technologies, methods, techniques

Важно помнить, что преемственность — это процесс двусторонний, то есть для того чтобы обеспечить преемственность, нужна естественная взаимосвязь. Прежде всего на уровне управления системы образования, муниципальные системы образования прежде всего, которая умеет организовать взаимодействия начальной школы и дошкольного образования с тем, чтобы обеспечить тем детям, которые проживают в муниципалитете плавный переход и успешную адаптацию после детского сада к условиям начальной школы и равные стартовые условия для того, чтобы в начальной школе обучатся по окончанию дошкольного уровня образования. Преемственность в образовании должна существовать всегда не только на уровне дошкольного образования, начальной школы, но и далее и проблема преемственности нужно отметить, является достаточно острой не только при переходе ребенка из детского сада в начальную школу, но также при переходе ребенка с одного уровня общего образования, начиная с начального продолжая основным общим и заканчивая средним общим образованием, это проблема в стенах одной и той же школы существует. Эта проблема есть и существует на сегодняшний день и до сих пор мы не можем сказать, что эта проблема решена. Хотя мы можем доказать, что существует по крайней мере нормативные основы для того чтобы к решению этой проблемы мы приступили и добились определенных успехов и определенных результатов.

Что же мы собственно говоря понимаем под преемственностью. Преемственность в образовании — непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частного позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей. Данное определение наиболее актуальное в настоящее время. Мы знаем, что содержание учебников постоянно обновляется, что действуя в рамках единой концепции мы все же приходим к необходимости создания разных учебников, отражающих хотя и единую методологию, но в тоже время вариативность подходов к познанию окружающего мира, к познанию истории развития человечества и нашей страны в частности, к развитию мышления человека в плане математического образования, естественно научного образования, все это сейчас хотя и сохраняет определенные традиции, но тем не менее остается и базируется на единых каких то традициях и это крайне важно.

Два стандарта ФГОС ДО и ФГОС НОО (Рис. 1) позволяет нам выстроить преемственность в содержании образования, при этом те образовательные области, которые выделены в стандарте дошкольного образования, те пять направлений развития ребенка находят отражение впредметных областях вначальной школе восновном общем образовании ив среднем общем образовании, так наша образовательная область познавательное развитие переходит втакие предметные области как математика иинформатика, технология, атакже естествознание иобществознание.Вначальной школе это окружающий мир на более высоких уровнях общего образования это естественные науки. Социально-коммуникативное развитие также переходит вобществознание, предметные области естествознание иобществознание, вначальной школе предметная область еще не разделена ив основной истаршей школе всреднем общем образовании вобразовательную область общественныенауки. Наше речевое развитие переходит впредметную область филологии, предметная область филологии присутствует на всех последующих уровнях общего образования, начиная сначальной школы изаканчивая старшей школой. Художественно-эстетическое развитие переходит вначальном, общем иосновном общем образовании впредметную область искусство, близкую по целям иразвивающую содержание, того образования, которое мы дали ребенку вдошкольном возрасте ив среднем общем образовании ив старшей школе впредметы по выбору, если унас есть встаршей школе есть такой эстетический профиль.Там безусловно будут присутствовать предметы из данной предметной области искусства.

Физическое развитие переходит в предметную область физическая культура в начальной школе и предметную область физической культуры и ОБЖ в основном общем и среднем общим образованием. И есть единое звено, которое объединяет все уровни общего образования, когда мы говорим о программах внеурочной деятельности в школе и программах дополнительного образования на всех уровнях общего образования, вот это преемственность, в содержании образования заложена в наши стандарты, в стандарты нового поколения для школы и наш первый стандарт дошкольного образования.

Таблица 1

Преемственность содержания

Дошкольное

Начальное общее

Основное общее

Среднее общее

познавательное развитее

Математика и информатика

социально — коммуникативное развитие

Естествознание

Обществознание

Окружающий мир

Технология

Естественные науки

Общественные науки

речевое развитие

Филология

художественно-эстетическое развитие

Искусство

Предметы по выбору

Физическое развитие

Физическая культура

Физическая культура и ОБЖ

Программы внеурочной деятельности идополнительного образования

В стандартах также заложена преемственность содержания, которые реализуются в примерных основных образовательных программах.

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
  2. Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Причем вторая программа была утверждена несколько ранее, но небольшая по времени разница между ними где-то полтора месяца, тем не менее она есть, но при разработке этих программ (разрабатывались они практически одновременно) преемственность в содержании безусловно соблюдалась, преемственность в содержании заложенная в стандарте.

Приведем примеры преемственности содержания, которые заложены в стандарты и которые заключаются в реализации следующих направлений, таких как

  1. Укрепление здоровья детей –этому мы уделяем внимание на всех уровнях, особенно в дошкольном возрасте, когда это здоровье еще только формируется у детей
  2. Формирование образа жизни и безопасного образа жизни,
  3. Духовно нравственное развитие обучающихся

Здесь нужно обратить особое внимание на то, что если воспитание является приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации, то в начальной школе и на последующих уровнях общего образования в основной и средней школе у нас разработана специальная программа духовно — нравственного развития обучающихся, духовно — нравственного воспитания, есть концепция и есть программы на каждом из уровней общего образования. Общим является принцип сохранения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм образования и общим является возможности в содержании образования обеспечить равные возможности для качественного образования всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Общим для содержания всех уровней общего образования в том числе дошкольного и начального общего, является направленность этого содержания на развитие личности ребенка в деятельности ведущей для каждого возраста. Разберем подробно пример на базе математического образования в дошкольном возрасте и начальной школе. У нас развитие элементарных математических представлений — это часть познавательного развития, важный структурный компонент познавательного развития и база, основания для познавательного развития (Рис. 2), но и в начальной школе, почему база потому что средствами математики, мы как раз развиваем те психические процессы, которые должны быть сформированы должным образом и которые являются основой для успешного обучения ребенка на последующих уровнях общего образования, мышление, память, внимание, воображение и речь.

Таблица 2

Традиционные направления РЭМП вДО

Разделы программы учебного предмета «Математика»

Количество и счет

Числа и величины

Величина

Арифмитические действия

Форма

Работа с текстовыми задачами

Число и цифра

Геометрические величины

Ориентировка во времени

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Работа с информацией

Традиционными направлениями в развитии элементарных математических представлений в дошкольном образовании, являются количество и счет, величина, форма, число и цифра, ориентировка во времени и пространстве. Сейчас в стандарте дошкольного образования у нас так же заложена первичная информатизация, другими словами формирование первичных навыков работы с информацией у ребенка, но это не только содержание данного направления, не только содержание развитие элементарных математических представлений.

Если мы возьмем, например, развитие речи, мы тоже увидим определенные параллели, которые существуют у нас и в дошкольном возрасте и в начальной школе, при этом все, что мы нарабатываем в дошкольном возрасте в плане формирования звуковой культуры речи, является той базой на основании которой формируется грамотность детей. Если мы в дошкольном возрасте не научим детей различать звуки и ассоциировать звуки с буквами, то не о какой грамотности в начальной школе у нас не будет и речи. Педагогу понадобится гораздо больше времени для формирования основ этой грамотности.

Рассмотрим преемственность в методологии. Стандарт какого бы уровня мы ни взяли, начиная с дошкольного и заканчивая средним общим образованием, везде в основе лежит социокультурная или культурно-историческая теория. Это основа нашей работы, кроме того концепция социального конструктивизма, которую мы рассматривали на уровне дошкольного образования и которая прежде всего предусматривает системно деятельностный подход и обучение для жизни, контекстное обучение. Мы даем ребенку не голые знания, не знания как истину в последней инстанции, мы даем ребенку те знания, которые нужны ему для жизни, для успешного обучения в дальнейшем. Для жизни не только в бытовом понимании, но знания для последующего понимания, для последующего обучения, те знания, которые позволяют ребенку двигаться дальше, по пути познания окружающего мира и его закономерностей — это есть контекстное обучение. Всюду предусматривается совместная образовательная деятельность обучающихся, педагогов и семью мы стараемся как можно более тесно подключать в этот процесс. На уровне дошкольного образования и начальной школы нам это еще удается, но потом на уровне общего и среднего образования наши обучающиеся становятся на столько самостоятельными, что роль родителей зачастую сводятся к минимуму, это проблема, несмотря на то, что родители также являются заказчиками того образования, которые они бы хотели для своих детей. И поэтому мнение родителей педагоги также должны учитывать или взаимный процесс показывать на сколько важно то, что сейчас происходит в детском саду, в школе для того, чтобы родители стали нашими союзниками, прежде всего союзниками своих детей в получении образования. Что же касается оценки концепции социального конструктивизма, то здесь предусматривается формирующий подход. Что бы оценка являлась не просто констатацией факта, здесь нужно учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося, оценка позволяет обучающемуся двигаться и развиваться дальше. Оценивание потенциала каждого ученика и направлять для дальнейшего развития. Очень важно, что в наши стандарты, в наши нормативные документы заложены сейчас принципы касающиеся цифровой педагогики, то есть возможность осуществления образования в частности с помощью применения электронного образования. Очень важно соблюдать педагогическое сотрудничества для выстраивания меж предметных связей и формировать целостную картину мира у обучающихся — это очень важно. Сотрудничество не только на уровне учитель — ученик или педагог — ребенок, воспитатель — ребенок в дошкольном возрасте, сотрудничество еще внутри педагогического сообщества, которое позволяет осуществлять непрерывное образование с учетом возможного потенциала каждого обучающегося. Если педагог не является частью педагогического сообщества ни когда не будет знать и понимать в чем силен его ученик. Эта методология заложена в стандарты всех уровней общего образования. Когда мы говорим о преемственности подходов или о единстве принципов, которые обеспечивают преемственность, она заложена в наши стандарты всех уровней общего образования, начиная с возрастной адекватности содержания образования продолжая индивидуализацией образования, этнокультурной ситуацией, ориентир на развитие умение учиться и взаимодействие с семьей.

Преемственность технологий, методов и приемов (Таблица 3) она тоже существует в образовательной практике, заложена и в нормативные документы.

Таблица 3

Преемственность технологий, методов иприемов

Детский сад

Начальная школа

Игровые технологии

Мнемотехника

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Метод проектов

Можно сделать вывод, что нормативно — правовая база содержит все основания для выстраивания преемственности, но преемственность — это процесс двусторонний и как педагогу детского сада необходимо знать к чему ребенок пойдет дальше на уровне общего образования, так и педагогу школы, начальной школы необходимо знать с каким багажом к нему приходит ребенок из детского сада. Мы не говорили о методах взаимодействия между дошкольной организацией и общеобразовательной школой, потому что мы никогда заранее не знаем в какой школе будет учиться ребенок, суть не в том, чтобы договориться учителям начальной школы и воспитателям, важно чтобы те педагоги (любой начальной школы), четко понимали границы своей ответственности. Педагоги должны четко понимать, что самое главное становление формирование тех психологических процессов, которые позволяют ребенку обучаться на последующих уровнях общего образования. Готовность к школе или подготовленность ребенка к школе не в коем случае не означает освоение им в подготовительной группе программы первого класса. Педагоги дошкольных образовательных организаций часто прибегают к искусственной акселерации, наращивание знаний, внедряя обучение в ущерб воспитания ребенка, в ущерб развитию личности ребенка, психики, без мотивационной готовности — это самая большая ошибка педагогов дошкольной образовательной организации. Если мы хотим, что бы преемственность у нас действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок.

Когда мы с вами на практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.

Литература:

  1. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 11.
  2. Тюрина И. А. Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 748–751.
  3. Архипова С. В. Преемственность в образовании: системный и институциональный подходы / С. В. Архипова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: В 4 ч. — Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ, 2007. — Ч.1. — С. 64–65.
Основные термины (генерируются автоматически): общего образования, дошкольного образования, уровнях общего образования, начальной школе, уровней общего образования, начального общего образования, начальной школы, уровне дошкольного образования, дошкольном возрасте, последующих уровнях общего, содержании образования, детского сада, стандарте дошкольного образования, общем образовании, математического образования, уровня образования, системы образования, элементарных математических представлений, уровня общего образования, дошкольного уровня образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос