Библиографическое описание:

Якушина О. В. Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 33-36.



Преемственность в системе образования — это установление взаимосвязи между смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения.

Цель преемственности — обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей.

На дошкольной ступени:

  1. Укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих психологических и умственных способностей;
  2. Развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
  3. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка.
  4. Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

  1. Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.
  2. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
  3. Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:

  1. Физическое развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Социально-личностное развитие
  4. Художественно-эстетическое

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны передачу детей в школу с таким уровнем общего образования и воспитания, которые отвечают требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками. Их активное использование поможет для дальнейшего всестороннего развития детей. Работники дошкольных учреждений, хорошо знают требования, которые предъявляются в первом классе, и в соответствии с ними готовят старших дошкольников к систематическому обучению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приёмам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приёмы, применяемые в детских садах. Воспитатели детских садов включают в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, тем самым формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность, как форма обучения в детском саду, предшествует уроку в школе.

Личностная готовность детей к школе охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:

– отношения с окружающими взрослыми; здесь важна произвольность, т. е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций; принимать взрослого в новом качестве — в качестве учителя;

– взаимоотношения со сверстниками. Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;

– отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более объективной. Это — один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Формирование готовности к обучению в школе — означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения школьной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Необходимо различать специальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких учебных предметов, как русский язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Главная задача, которую ставят педагоги перед собой — это усиление контроля и помощи детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребёнком поставленных перед ним целей. Стараться научить дошкольников распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять её в нужном темпе, вовремя завершать её.

Важная роль в детском саду принадлежит непосредственно образовательной деятельности, в ходе которой планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет формировать у них понимание учебной задачи, стремление выполнить её, умение действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретённые ранее знания и умения в новой деятельности, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Педагоги стараются заботиться об умственном воспитании и развитии каждого ребёнка. Для этого используются разные методы и формы работы:

 ежедневная непосредственно образовательная деятельность детей, предусмотренная программой ДОУ;

 ежедневная образовательная деятельность детей в ходе режимных моментов;

 индивидуальный подход; применяются наглядные методы и приёмы обучения.

 большое место отводится словесным методам обучения (рассказ воспитателя, беседы).

 широко используются игровые приёмы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.).

 особое место отводится дидактическим играм. Учебная задача, поставленная в игровой форме, делает понятной цель получения знаний. Это повышает произвольное внимание, активизирует деятельность детей, развивает познавательные интересы.

В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности. Поэтому детей учат готовить рабочее место в зависимости от предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность её выполнения, рационально использовать время, работать в определённом темпе. Повышаются требования и к поведению детей в процессе непосредственно образовательной деятельности: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. У некоторых детей период привыкания к новым условиям растягивается на весь первый учебный год. Крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них ситуацией. И помочь им в этом может детский сад.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в обучении и воспитании детей, и является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.

Таким образом, преемственность в дошкольном и школьном образовании является залогом успешной адаптации детей к школе.

Литература:

  1. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования //Начальная школа 2002. № 7. С.3–10.
  2. Бадулина О. И. //Начальная школа 2002 № 1. С.101–104.
  3. Головина Е. А. К вопросу о преемственности между д/с и школой. //Начальная школа 2002 № 7. С. 11–14.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. –М., 2000. С. 117–120.
  5. Прикот О. Г. Детский сад и школа. //Дошкольная педагогика 2002. (январь, февраль, март). С. 20–23.
  6. Хрипунова О. Ю., Солецкая Л. Т., Толчина В. А. Социальная адаптация ребёнка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в образовательную школу. //Начальная школа 2001№ 11.
Основные термины (генерируются автоматически): начальной школе, концу дошкольного возраста, образовательной деятельности, развития детей, деятельность детей, Личностная готовность детей, образования детей дошкольного, школьного обучения, формирование готовности, формирование готовности детей, развитие ребёнка, формирование готовности ребенка, общую готовность ребёнка, школьном образовании, Содержательное общение детей, организации деятельности детей, учебная деятельность детей, умственного развития детей, успешной адаптации детей, стороны передачу детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle