Библиографическое описание:

Натчук А. Ю., Заворохон В. П. Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1439-1441.

Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информационно-коммуникационных технологий. В практической части четко отслеживается динамика развития творческих способностей учащихся при работе с интернет ресурсами.

 

Интерактивное взаимодействие учителя и учащегося заключается в усовершенствовании форм поведения и деятельности участников образовательного процесса. Основные признаки информационно-коммуникационных технологий: диалог, диалог нескольких учащихся, мыследеятельность, осмысление творчества, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия. [4] Мы считаем, что развитие познавательных способностей школьников зачастую зависит от их творческой деятельности. Дети учатся сравнению, обобщению, работе с интернетом, составлению таблиц, а также самостоятельно разработать план работы и выполнить его, нарабатывают умение переноса изученных ими примеров деятельности на решение других задач. [1]

Интерактивные методы обучения направлены на более широкое взаимодействие учеников как учителем, так и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока, то есть подготавливает различные задачи и упражнения, при выполнении которых ученик изучает материал. [2] (см схему 1)

Рис. 1.

 

Отметим, что на тех уроках, где используются информационно-коммуникационные технологии часто применяются различные задания и упражнения с элементами интерактивности. Интерактивные упражнений и заданий отличаются от обычных тем, что помимо закрепления уже существующих знаний, умений и навыков обучающийся получает новые.

В Лицее им. Е. Г. Лукьянец города Ишима мы провели открытый урок на тему «Функции денег» с учащимися 10 класса. Урок был проведен в классе экономического профиля.

На уроке мы с учащимися должны узнать существующие функции денег. Мы разделили класс на две группы. Задание урока было следующим: каждая группа должна найти информацию на поставленные мною вопросы при помощи сети интернет и составить ответ, затем сравнить полученные результаты в группах и с правильным вариантом. Отвечая на вопросы, ребята будут зарабатывать баллы. Победителем урока будет считаться та команда, которая набрала максимальное количество баллов.

Цель данного урока заключалась в том, чтобы при огромном количестве информации выбрать наиболее подходящую для ответа.

Также было выделено 3 основных задачи:

1.                  Формирование опыта учебной деятельности

2.                  Тренировка вербальной механической памяти

3.                  Формирование навыка сбора и обработки информации

Каждой группе был выдан следующий список вопросов:

1.         Функция — это?

2.         Дать определение понятию «функция денег»?

3.         Существующие функции денег?

4.         Какая функция денег является более значимой? Почему?

5.         Напишите отличия между функцией «средство обращения» от функции «средство платежа»?

После того, как ученики в обеих группах нашли необходимую информацию и составили свои ответы на поставленные нами вопросы, мы сравнили их между собой и получили следующие результаты:

Таблица 1

Сводная таблица результатов деятельности учащихся$

№ вопроса

1группа

2группа

Верный ответ

1

Функция — это такое математическое пон-ятие, которое показывает существующую связь между элементами множеств.

Функция — это деятельность или какая — то роль объекта в рамках системы, роль или значение чего-либо.

Так как функция — это такой термин, который имеет несколько значений. Изменение в одном элементе на прямую зависит с изменениями в другом. То обе команды получают по 1 баллу

2

Функции денег — это те функции, которые выполняют деньги в повседневной жизни человека.

Содержание денег как экономической группы проявляется в тех функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

Обе команды ответили верно и получают по 1 баллу.

3

Мера стоимости; Средство обращения; Средство платежа; Средство образования сокровищ; Мировые деньги.

Мера стоимости; Средство обращения; Средство платежа; Мировые деньги;

Так как 2 группа не назвала функцию «Средство образования сокровищ», то 1 группа получает 1 балл, а 2 получает 0 баллов.

4

Средство обращения

Средство обращения

Обе команды ответили верно и получают по 1 баллу.

5

Функция «средство обращения» — это участие денег в процессе обмена, а «средство платежа» — движение только денег.

Функция «средство обращения» — это участие денег в процессе обмена, а

«средство платежа» — это движение денег не схожее с движением товара.

Обе команды ответили верно и получают по 1 баллу.

Таблица 1. [3]

 

С поставленными задачами мы справились, так как на уроке наблюдался высокий интерес к выполнению заданий и к уроку в целом. В ходе урока учащиеся раскрывали свой творческий потенциал тем, что в процессе обучения получили не только теоретические знания, но и конкретные умения. Это именно то, что необходимо современным школьникам в формировании опыта продуктивной учебной деятельности. Ответы на вопросы мы активно обсуждали между собой, тем самым формируя вербальную механическую память. Сбор и обработка информации формируют у обучающихся усидчивость, внимательность и степень значимости поступающей информации.

По окончанию урока, была проведена рефлексия, где капитаны каждой из команд выразили свои впечатления по проведенному уроку. В целом обучающимся очень понравилась работа с интернетом, так как поиск информации занимал не большое количество времени. Борьба за лидирующую позицию, мотивировала учащихся к более качественному выполнению задания.

 

Литература:

 

1.                  Азарова Л. Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников». Начальная школа.- 1998 г.-№ 4.

2.                  Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.

3.                  Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е издание, перераб. и доп. — М.: Юрайт — Издат, 2005. — 399 с.

4.                  Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения студентов педагогике. — Минск: Беларусский верасень, 2005. — С. 160–163.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle