Библиографическое описание:

Маняхина В. Б. Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 6-8.

Проблема обучения чтению в начальных классах — одна из первых задач начальной школе. Данной проблеме уделено особое внимание и в содержании ФГОС. Ускоренное формирование навыков чтения — актуальный вопрос обучения чтению. Цель данной статьи — представить некоторые приёмы работы автора над техникой чтения в 2,3, 4 классах.

1. Изготовление альбома по макету учителя во 2 классе. Каждый второклассник в течение второго полугодия делал собственный альбом по макету учителя с целью быстрее овладеть 44 знаками транскрипции. В конце урока после прохождения материалов учебника ребята с удовольствием заполняли страничку альбома карандашом, а затем дома в свободное время оформляли ее сами или с родителями, рисуя или наклеивая подобранные картинки. В альбомах должно было быть 17 листов. В конце года вся группа с интересом и радостью смотрела на результаты труда друг у друга. Самый главный результат заключался в том, что учащиеся хорошо запомнили знаки транскрипции в процессе оформления и многократного просмотра результатов своего труда. Этот прием, который придуман автором в 90-е годы и апробирован в школах, в которых автор работал, хорошо прижился и в лицее. Данный приём — пример реализации системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению школьников.

2. Использование музыкального произведения. Данный приём был предложен московскими учителями Филипповым В. Н. и Карасевой В. Г. Для более быстрого усвоения алфавита в первом полугодии второклассникам было предложено в качестве альтернативы учить алфавит на всем известный мотив песенки «В траве сидел кузнечик…». Использование приема было эффективным.

3. Билетная форма сдачи техники чтения. В конце прошлого учебного года второклассники, третьеклассники и четвероклассники сдавали автору технику чтения по билетам. В каждом билете была написана страница текста и номера строчек. Предварительно в конце уроков незадолго до проверки учителем все тексты прочитывались вслух на протяжении нескольких уроков с акцентированием трудных мест, правил и с напоминаниями, как нужно читать (не торопясь, но и не по слогам; без ошибок, выразительно; с выпиской слов из текстов с транскрипцией). Учитель следил с ручкой в руках, потом просил ребят повторить неправильно прочитанные слова еще раз изолированно. Отметка выставлялась по критериям (количеств окончательно неправильно прочитанных слов и грубых ошибок). О сроках и составе билетов ученики знали уже в третьей четверти. Приём используется два раза в год. Этот прием мобилизует учеников и эффективен для контроля и выставления объективных оценок за работу в четверти по изученным темам.

4. Использование мобильных телефонов для контроля правильного чтения. На уроках учитель просит ребят достать мобильные телефоны для записи на диктофоны образцового чтения учителем и чтения хорошо успевающими ребятами по их желанию. Данный прием помогает учить монологи, диалоги и полилоги из используемых УМК.

5. Использование изготовленных учителем наглядных пособий. Например, для закрепления знаний букв и знаков транскрипции играем в BINGO. Учителем изготовлены большие карты в количестве, соответствующем количеству игроков в группе. Закрываются поля в BINGO кусочками картона, хранящимися в красиво обклеенных спичечных коробках каждого участника игры. Данный приём в игровой форме обучает ускоренному освоению букв и знаков транскрипции.

6. Использование лингвистической сказки. Второклассникам предлагается прослушать и рассказать сказку о трех типах ударного слога, которую придумала учитель школы № 401 из г. Колпино Кормачева Людмила Владимировна. Сказка была опубликована в 1994 году в типографии Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства тиражом всего в 2000 экземпляров. Пересказ сказки повторяется несколько раз с разными участниками, чтобы каждый ученик «пропустил ее через себя», то есть сам побывал участником событий в сказке. После урока ребята хорошо помнили, кто какую роль играл, в каком месте жил, куда перемещался и почему, а также какие буквы как звучат в разных типах слогов.

7. Проведение проектной работы «Учу буквосочетания» с учащимися 3классов с целью освоения буквосочетаний для развития навыков чтения вслух.

В дальнейших планах автора — реализация новых замыслов в работе по выбранной методической теме.

 

Литература:

1.      Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. — 2009. — № 4. — С.18–22.

Основные термины: навыков чтения, букв и знаков транскрипции, начальной школе, формирования навыков чтения, образцового чтения учителем, навыков смыслового чтения, макету учителя, развития навыков чтения, автору технику чтения, обучения чтению, сдачи техники чтения, контроля правильного чтения, техникой чтения, Использование лингвистической сказки, макету учителя с целью, транскрипции в процессе оформления, Ускоренное формирование навыков, задач начальной школе, Использование музыкального произведения, учителем наглядных пособий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle