Библиографическое описание:

Маняхина В. Б. Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 6-8.

Проблема обучения чтению в начальных классах — одна из первых задач начальной школе. Данной проблеме уделено особое внимание и в содержании ФГОС. Ускоренное формирование навыков чтения — актуальный вопрос обучения чтению. Цель данной статьи — представить некоторые приёмы работы автора над техникой чтения в 2,3, 4 классах.

1. Изготовление альбома по макету учителя во 2 классе. Каждый второклассник в течение второго полугодия делал собственный альбом по макету учителя с целью быстрее овладеть 44 знаками транскрипции. В конце урока после прохождения материалов учебника ребята с удовольствием заполняли страничку альбома карандашом, а затем дома в свободное время оформляли ее сами или с родителями, рисуя или наклеивая подобранные картинки. В альбомах должно было быть 17 листов. В конце года вся группа с интересом и радостью смотрела на результаты труда друг у друга. Самый главный результат заключался в том, что учащиеся хорошо запомнили знаки транскрипции в процессе оформления и многократного просмотра результатов своего труда. Этот прием, который придуман автором в 90-е годы и апробирован в школах, в которых автор работал, хорошо прижился и в лицее. Данный приём — пример реализации системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению школьников.

2. Использование музыкального произведения. Данный приём был предложен московскими учителями Филипповым В. Н. и Карасевой В. Г. Для более быстрого усвоения алфавита в первом полугодии второклассникам было предложено в качестве альтернативы учить алфавит на всем известный мотив песенки «В траве сидел кузнечик…». Использование приема было эффективным.

3. Билетная форма сдачи техники чтения. В конце прошлого учебного года второклассники, третьеклассники и четвероклассники сдавали автору технику чтения по билетам. В каждом билете была написана страница текста и номера строчек. Предварительно в конце уроков незадолго до проверки учителем все тексты прочитывались вслух на протяжении нескольких уроков с акцентированием трудных мест, правил и с напоминаниями, как нужно читать (не торопясь, но и не по слогам; без ошибок, выразительно; с выпиской слов из текстов с транскрипцией). Учитель следил с ручкой в руках, потом просил ребят повторить неправильно прочитанные слова еще раз изолированно. Отметка выставлялась по критериям (количеств окончательно неправильно прочитанных слов и грубых ошибок). О сроках и составе билетов ученики знали уже в третьей четверти. Приём используется два раза в год. Этот прием мобилизует учеников и эффективен для контроля и выставления объективных оценок за работу в четверти по изученным темам.

4. Использование мобильных телефонов для контроля правильного чтения. На уроках учитель просит ребят достать мобильные телефоны для записи на диктофоны образцового чтения учителем и чтения хорошо успевающими ребятами по их желанию. Данный прием помогает учить монологи, диалоги и полилоги из используемых УМК.

5. Использование изготовленных учителем наглядных пособий. Например, для закрепления знаний букв и знаков транскрипции играем в BINGO. Учителем изготовлены большие карты в количестве, соответствующем количеству игроков в группе. Закрываются поля в BINGO кусочками картона, хранящимися в красиво обклеенных спичечных коробках каждого участника игры. Данный приём в игровой форме обучает ускоренному освоению букв и знаков транскрипции.

6. Использование лингвистической сказки. Второклассникам предлагается прослушать и рассказать сказку о трех типах ударного слога, которую придумала учитель школы № 401 из г. Колпино Кормачева Людмила Владимировна. Сказка была опубликована в 1994 году в типографии Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства тиражом всего в 2000 экземпляров. Пересказ сказки повторяется несколько раз с разными участниками, чтобы каждый ученик «пропустил ее через себя», то есть сам побывал участником событий в сказке. После урока ребята хорошо помнили, кто какую роль играл, в каком месте жил, куда перемещался и почему, а также какие буквы как звучат в разных типах слогов.

7. Проведение проектной работы «Учу буквосочетания» с учащимися 3классов с целью освоения буквосочетаний для развития навыков чтения вслух.

В дальнейших планах автора — реализация новых замыслов в работе по выбранной методической теме.

 

Литература:

1.      Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. — 2009. — № 4. — С.18–22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle