Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Элпис Н. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1261-1263.

Современная система высшего образования опирается на новую парадигму, предоставляющую субъектам образовательного процесса свободу выбора, возможность самостоятельного принятия решений и прогнозирования их возможных последствий. Достижение успеха в учебной деятельности требует от студентов высокой поисковой активности, настойчивости, проявления творчества и индивидуальности. Становится понятно, что проблемы, с которыми сталкивается студент ВУЗа при обучение находятся в сфере изучения его личности, влияющей на формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности. Способность к выдвижению и достижению жизненных целей зависит от человека как субъекта своей активности.

Формированию индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности посвящены работы Конопкина О.А. [1, 2, 3], Моросановой В.И. [2, 4, 5, 6, 7], Осницкого А.К. [8] , Прыгина Г.С. [3] , Сагиева Р.Р. [6] , Цыганова И.Ю. [7], Филипповой Е.В. [7] и др.

Согласно их исследованиям, одним из основных критериев субъектности человека является развитие осознанной саморегуляции произвольной активности [1]. Высокая эффективность разных видов деятельности, в том числе учебной, обеспечивается саморегуляцией, что становится возможным при формировании ее эффективного индивидуального стиля [2, 3].

Индивидуально-стилевыми особенностями саморегуляции деятельности являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах [4].

На формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности влияют личностные особенности субъекта деятельности и специфика самой выполняемой деятельности.

Личность человека проявляет индивидуальность саморегуляции деятельности, ставит цели, исследует условия, программирует, контролирует и корректирует произвольную активность [5].

В.И. Моросанова впервые обобщила результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей саморегуляции в связи с выраженностью экстраверсии и нейротизма, со структурой мотивационно-потребностной сферы и спецификой личностных защит [5]. Было установлено, что для экстравертов характерны высокая развитость процесса моделирования значимых условий, высокая сформированность программирования действий и оценки результатов, но недостаточно развиты процессы планирования целей. Отличительная особенность интровертов — высокая развитость программирования действий. Кроме того, экстраверты, по сравнению с интровертами, отличаются большей гибкостью и автономностью функционирования саморегуляции. Сильными сторонами регуляции эмоционально устойчивых людей являются моделирование, оценка результатов, поведенческая гибкость, а менее развитыми — планирование и программирование [5].

Изучение мотивационно-потребностной сферы личности показало, что стремление к поставленным целям способствует росту индивидуального уровня осознанной саморегуляции, а доминирование и автономность способствует подъему регуляторной самостоятельности [5].

Исследования Моросановой В.И. показывают взаимосвязь индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности и специфики используемых субъектом личностных защит в целях успешного достижения жизненных целей [5]. Личности с высокой степенью осознанной саморегуляции используют преимущественно зрелые психологические защиты: рационализацию, позволяющую находить при помощи интеллектуальных операций доводы в пользу самооправдания или дискредитации внешней ситуации, а также изоляцию, при которой характерно отделение аффекта от интеллекта. Люди со сниженной степенью осознанной саморегуляции проявляют ригидность, что мешает им адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, чаще всего они используют механизмы идентификации с сильным другим и проекции — приписывание другим людям своих вытесненных чувств [5].

Важно учитывать не только влияние личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств на формирование особенностей саморегуляции деятельности и достижение жизненного успеха.

В.И. Моросанова и Р.Р. Сагиев рассматривают особенности влияния личностных акцентуаций на формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности у студентов [6].

Сагиевым Р.Р. были выделены и описаны автономный, оперативный и устойчивый стили саморегуляции учебной деятельности. Изучение акцентуаций характера в выделенных группах студентов показало, что они влияют на формирование субъективно-личностных свойств саморегуляции, а уже через их сформированность и на успешность учебной деятельности [6].

В исследованиях В.И. Моросановой, предполагалось, что комплекс стилевых особенностей «гибких» студентов характеризуется высокой развитостью процессов моделирования и программирования, составляющих «сильную сторону» их стиля саморегуляции. «Слабая сторона» у них — недостаточная сформированность процессов планирования. У «самостоятельных» студентов «сильной стороной», имеющей компенсаторное значение, окажутся особенности процессов планирования и оценки результатов, «слабой стороной» — особенности регуляторного звена моделирования [6].

Талызина Н.Н., Ляудис В.Я. в исследованиях уделяли внимание изучению влияния процессов контроля и оценки результатов на усвоение учебного материала и успешность обучения [2].

Взаимосвязь «зависимости» и «автономности» с академической успеваемостью у старшеклассников и студентов была обнаружена в исследовании Г.С. Прыгина. Самостоятельность как регуляторное качество в этой работе трактовалась как высокая функциональная сформированность всего контура регуляции и его отдельных структурных звеньев [3].

Исследования Т.О. Отт, И.С. Морозовой посвящено изучению особенностей саморегуляции учебной деятельности у студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе [9].

Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. исследовали взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения. Выявлены взаимосвязи между мотивацией учения, уровнем развития и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции [7].

Проведенный теоретический анализ поднимаемой проблемы позволяет утверждать, что успешность учебной деятельности может быть реализована за счет высокой развитости всех регуляторных процессов: планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов и регуляторных свойств: самостоятельности, гибкости и надежности.

Развитие регуляторных процессов зависит от личностных особенностей студентов и от условий учебного процесса. Личностные особенности студентов характеризуют оперативность целостного процесса регуляции или возможность регуляторной системы индивида формироваться в максимальном соответствии целям и условиям деятельности. К личностно-регуляторным свойствам можно отнести такие личностные свойства, как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность. Во многом условия учебного процесса могут способствовать компенсации препятствующих успеху личностных особенностей.

 

Литература:

 

1. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъективности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 22 — 34.

2.      Конопкин, О.А., Моросанова, В.И., Сагиев, P.P. Стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: Наука, 1995. — 183 с.

3.      Конопкин, О.А., Прыгин, Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 42 — 52.

4.      Моросанова, В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 59 — 68.

5.      Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. — Том 23. — 2002. — № 6. — С. 32 — 38

6.      Моросанова, В.И., Сагиев, Р.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и их связь с успешностью обучения / В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: НИИ общей и педагогической психологии РАО, 1992.

7.      Моросанова, В.И., Цыганов, И.Ю., Ванин, А.В., Филиппова, Е.В. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / В.И. Моросанова и др. // Психологические исследования. — 2012. — Том 5. — № 24. — http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25.html

8.      Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1996 — № 1. — С. 5 — 19.

9.      Отт, Т.О., Морозова, И.С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов на начальных этапах обучения / Т.О. Отт, И.С. Морозова. — Вестник Кем ГУ. — № 1. — 2011. — С. 124 — 131.

Основные термины: учебной деятельности, саморегуляции учебной деятельности, особенностей саморегуляции, индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции, особенностей саморегуляции деятельности, осознанной саморегуляции, особенностей саморегуляции учебной, формирование индивидуально-стилевых особенностей, успешность учебной деятельности, учебной деятельности студентов, личностных особенностей, Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции, степенью осознанной саморегуляции, саморегуляции произвольной активности, осознанной саморегуляции учения, особенности саморегуляции учебной, особенностями саморегуляции деятельности, индивидуальность саморегуляции деятельности, личностных особенностей студентов, формирование особенностей саморегуляции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle