Особенности профессиональной саморегуляции педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 10.03.2015

Статья просмотрена: 1767 раз

Библиографическое описание:

Назарова О. М. Особенности профессиональной саморегуляции педагога // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 659-662. — URL https://moluch.ru/archive/86/16213/ (дата обращения: 16.07.2018).

В традиционных психолого-педагогических научных школах (Д.Гришин, А.Арет, Л.Рувинский, Д.Водзинский, А.Кочетов и др.) проблема общепрофессионального и профессионально-педагогического самообразования и саморазвития рассматривается исходя из концепции профессионального самовоспитания. С данных позиций самоизменение личности осуществляется под влиянием цели, направленности и содержания педагогической деятельности.

В случае защитной мотивации профессионального выбора, педагог на определенном этапе профессиональной деятельности вступает в противоречие с системой ценностей, которые определяют направленность и содержание его жизнедеятельности. В этом аспекте педагог всегда испытывает повышенную тревожность и утомляемость, что приводит к конфликтному проявлению личности в системе профессиональных отношений.

Исходя из этого, целесообразно рассматривать термин «саморегуляция». В традиционном понимании (О.Конопкин, В.Миславский, И.Чеснокова, В.Сохранов и др.) он трактуется, как процесс, позволяющий выявить природные предпосылки и социально приобретенные основы личностной и профессиональной самокоррекции. [1,2, 3, 5]

Исходя из системного анализа данной проблемы, необходимо учитывать определенную взаимосвязь саморегулирования с самовоспитанием личности. Поэтому система «самоизменение — саморегуляционность», используемая в исследовании, наиболее продуктивна в случае рассмотрения самовоспитания в качестве основного пути личностного и профессионального саморегулирования. По объему научное понятие «самовоспитание» более узко, чем понятие «саморегулирование». Самовоспитание — процесс осознанного самоизменения, возникающий под влиянием целевых побуждений, исходящих от профессиограммы или суггестора. Включаясь в самовоспитание, личность испытывает алгоритмы или модели, сформулированные исходя из общепринятых стандартов и нормативов личностного и профессионального самовыражения. Поэтому профессиональное и личностное самоизменение наиболее продуктивно в случае использования в качестве ключевой дефиниции понятия «саморегулирование».

Такое понимание сущности самопознания предполагает системное обоснование значимости данного понятия в исследуемом процессе. К тому же, это позволяет определить роль и функции самопознания как в процессе саморегуляции, так и в процессе самокоррекции.

Самокоррекция, в большинстве психолого-педагогических работ, определяется как осознанные действия личности по изменению своего поведения. Они могут осуществляться как под влиянием внешнего источника, так и исходить из собственных личностных побуждений. Такое понимание самокоррекции не позволяет учесть всех аспектов включения студентов в процесс управления собой.

Наряду с осознанным социальным самоизмененем необходимо рассматривать интуитивную психофизиологическую самокоррекцию, которая рассматривалась нами как проявление природных задатков человека. Это объясняется тем, что способность к самокоррекции реализуется на основе не только приобретенных социальных свойств личности, но и природных задатков, определяющих возможность дальнейшего развития интуиции, наблюдательности и определенной совокупности профессиональных умений.

Анализ сущности профессионально — педагогическая саморегуляция позволяет выделить критериальную базу оценки эффективности данного процесса. В качестве её составляющих, исходя из исследований И.Чесноковой, В.Миславского и В.Сохранова, использовались качества, состояния и умения, которые личность проявляет и в адаптивной и в вариативной личностной и профессиональной деятельности. [2,5]

В целом можно утверждать, необходимость углубленного внимания преподавателя высшей педагогической школы к формированию профессионально значимых основ личности будущего педагога. К интегративным характеристикам предметной области исследования были отнесены: качества личности: трудолюбие активность, самостоятельность и ответственность; свойства личности: лабильность и тревожность; умения (целеполагание, структурирование, содержательные, оценочные и прогностические).

Анализ их взаимосвязи проявляет не только склонность, но и готовность будущего педагога к педагогической самокоррекции.

Перед педагогом всегда стоит задача практического овладения всеми сторонами профессиональной деятельности: обучающей, воспитательной, педагогическим общением, способами самореализации своей личности, достижения результатов в обученности и воспитанности студентов. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля деятельности, профессиональной позиции у педагога появляется «психическая усталость», профессиональная дезадаптация и т. п.

Примерно в этот же период М. М. Рубинштейн выделил в структуре учителя важные качества, такие как любовь к детям, оптимизм, а во взаимоотношениях учителей и учащихся придавал особое значение «нерассудочному влиянию» например, умение вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней. Учитель часто оказывается перед выбором, какого голоса слушаться — разума, вооруженного наукой или нерационального, подсказываемого чутьем, учитывая то, что эмоциональная сфера редко осознается и трудно управляема. Анализируя труд учителя, М. М. Рубинштейн пришел к такому выводу, что только зрелая личность в состоянии справиться с педагогической деятельностью.

Первоначально количество профессионалов подверженных «эмоциональному сгоранию» было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных организаций. Щваб Р. (1982) рассматривает главные профессии риска: учителя, полицейские, политики, юристы, менеджеры. В дальнейшем ведутся работы по исследованию синдрома «эмоционального сгорания», его описанию. Так, С. Маслач (1981) детализирует проявление этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства. Махер Е. (1983) обобщает перечень синдрома «эмоционального сгорания»: усталость, утомленность, истощение; психосоматическое недомогание; негативное отношение к клиенту и самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребление табаком, кофе, алкоголем и т. п.; отсутствие аппетита или наоборот переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения); упадническое настроение и связанные с этим эмоции пессимизм, цинизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности. [1]

Феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах способствующих или тормозящих его. В исследовании австралийских ученых П. Маркка и Дж. Молли выявлено, что «феномен сгорания» не связан ни с социальными характеристиками, ни с биографическими, а определяется психологическими характеристиками. На появление «феномена сгорания» оказывают влияние такие особенности личности, как «низкий уровень самоуважения, регрессивный тип совладания, низкий уровень социальной поддержки». Учителя с выраженным «синдромом сгорания» проявляют низкий уровень профессионального роста, неудовлетворенность работой, основными стрессогенными факторами считают проблемы, связанные с учительством.

Таким образом, овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний.

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г. Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам». предлагает метод словесно — образного эмоционально — волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. [4]

Профессиональный педагог — единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин.

 

Литература:

 

1.                  Дмитричева (Назарова) О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования: дис. … канд. пед. наук О. М. Дмитричева. — Пенза, 2002. -227 с

2.                  Миславский И. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. — 152с.

3.                  Конопкин О. А., Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения. Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. — М., 1995

4.                  Крылова Н. Н. Развитие готовности студентов к саморегуляции в процессе обучения в вузе: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2013) сборник статей XVII Междунар.науч.-метод.конф.,посвящ. 70-летию образования университета. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. г. Пенза, 2013. С. 28–29.

5.                  Сохранов В. В. Становление опыта профессионально-педагогического саморегулирования студентов в процессе их образования. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2010. № 20. С. 163–167.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, аутогенная тренировка, умение, педагог, негативное отношение, личность, качество, будущий педагог, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости...

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность, эмоциональная устойчивость будущих педагогов, свойство личности, будущий педагог, волевое качество личности, способность личности, ситуация...

Влияние личностных качеств педагога на формирование...

дополнительное образование, педагогическая деятельность, педагог, ребенок, влияние педагога, личность ребенка, личность педагога, учебно-воспитательный процесс, конечный итог, создание условий.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов...

В связи с этим педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к личностным качествам педагога, к уровню физического и психического здоровья, умению регулировать свои эмоциональные реакции...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Психология безопасной профессиональной деятельности...

Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя). Автор: Ефимова Наталия Сергеевна.

В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Качества, которые являются негативными разрушают педагогическую деятельность, проявляются в неуравновешенности педагога, его стремлении «сводить счеты» с учащимися, появление мстительности, высокомерное поведение...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости...

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность, эмоциональная устойчивость будущих педагогов, свойство личности, будущий педагог, волевое качество личности, способность личности, ситуация...

Влияние личностных качеств педагога на формирование...

дополнительное образование, педагогическая деятельность, педагог, ребенок, влияние педагога, личность ребенка, личность педагога, учебно-воспитательный процесс, конечный итог, создание условий.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов...

В связи с этим педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к личностным качествам педагога, к уровню физического и психического здоровья, умению регулировать свои эмоциональные реакции...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Психология безопасной профессиональной деятельности...

Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя). Автор: Ефимова Наталия Сергеевна.

В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Качества, которые являются негативными разрушают педагогическую деятельность, проявляются в неуравновешенности педагога, его стремлении «сводить счеты» с учащимися, появление мстительности, высокомерное поведение...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов.

Задать вопрос