Библиографическое описание:

Тхакохов А. А. Проблемы профилактики преступности в молодежной среде // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 889-891.

Защита детства и профилактика правонарушений в молодежной среде являются одними из приоритетных направлений политики любого правового государства. При этом внимание специалистов теоретиков и практиков акцентировано, прежде всего, на создании системы специализированных ювенальных судов для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. А на сегодняшнем этапе развития общества этого явно недостаточно. [1]

Основное упущение уголовной и социальной политики нашего государства в отношении несовершеннолетних связано, прежде всего, с тем, что профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения ими противоправных деяний практически не проводятся.

По большому счету, подросток предоставлен самому себе и попадает в поле зрения государства только после совершения преступления, уже вступив в конфликт с уголовным законом, общепринятыми нормами поведения и морали.

Немалую роль в системе профилактики играют образовательные организации, тем не менее, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к субъектам профилактики их не относит, что вполне объясняет позицию самих образовательных учреждений, которые, указывая лишь на оказание образовательных услуг, полностью снимают с себя всю ответственность за нравственное воспитание несовершеннолетних. [2]

С учетом изложенного, возникает необходимость включения образовательных организаций в систему профилактики, ведь именно в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования закладываются необходимые знания, умения и навыки, формируются интересы, круг общения и раскрываются способности ребенка.

Возможно, именно отнесение образовательных учреждений всех уровней к субъектам профилактики преступности несовершеннолетних сформирует у них соответствующую обязанность по воспитанию подрастающего поколения. При этом в рамках профилактической работы с несовершеннолетними учреждения образования должны активно сотрудничать с правоохранительными органами и высшими учебными заведениями, сотрудники и преподаватели которых могут проводить соответствующие профилактические мероприятия в виде бесед и лекций, приводить яркие примеры того, как нельзя себя вести, и обязательно того, что за это бывает из судебной и иной правоприменительной практики. [3]

Профилактика преступности в молодежной среде осуществляется различными структурами и на разных уровнях, тем не менее, семья остается основным и самым эффективным звеном данной системы. Именно родители с самого раннего детства обращают внимание ребенка на то, как надо себя вести, что можно, а что нельзя, объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой. Основным инструментом семейной профилактики является любовь и постоянное изучение личности ребенка, что позволяет своевременно заметить отрицательные поступки и поведение, а, следовательно, вовремя «пресечь формирование отрицательных взглядов, привычек и скорректировать стихийно сформировавшиеся криминогенные качества личности. [4]

Безусловно, семьи бывают разные, к сожалению, существуют и малообеспеченные и, неполные, и неблагополучные. Действительно, в наш век бурного экономического развития и передовых технологий одной семье очень трудно справляться со всеми нововведениями нашей жизни, в связи с чем компетентным государственным органам необходимо оказать необходимую помощь семье.

Так или иначе, родительской любовью и заботой, по собственному желанию или против него, окружены далеко не все дети, а беспризорность и безнадзорность — это те социальные явления, которые, к сожалению, всегда сопровождают нашу страну. Безусловно, этому способствуют многие факторы: вооруженные конфликты, экономические кризисы и потрясения, нужда и безработица, которые, так или иначе, всегда проявляются в любом обществе. Но все же самое главное место здесь занимает человеческий фактор. [5]

Беспризорность и безнадзорность детей являются весьма опасными социальными явлениями, которые априори влекут за собой проявление девиантного поведения несовершеннолетних, являющихся таковыми. Необходимо совершенствовать старые и разрабатывать новые мероприятия, направленные пусть не на искоренение, а хотя бы на значительное уменьшение числа беспризорных и безнадзорных детей.

Также абсолютно не решается в РФ столь значимая проблема общества как оставление матерями своих новорожденных детей. Так, вместо того, чтобы вести пропаганду семьи как некой социальной ценности, ячейки общества, говорить о важности и значимости родительской любви и заботы для каждого ребенка и воспитания подрастающего поколения в целом, оказывать хотя бы какую-то материальную или иную необходимую помощь молодым и одиноким родителям, чтобы минимизировать случаи отказа матерей от своих новорожденных детей, государство идет на весьма и весьма противоречивые меры. [6]

Так при учреждениях здравоохранения создаются отделения «Baby box» — специально оборудованные детскими кроватками окна, в которых так называемая мать может оставить своего ребенка, подобным образом передав его государству. Безусловный плюс такого окна — это спасенная жизнь, пусть даже и в детском доме, но все же жизнь. Тем не менее, это не решение столь острой психосоциальной и, прежде всего, моральной проблемы матерей и общества, а еще одна попытка ликвидации института семьи и брака в нашей стране.

В отличие от системы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, меры непосредственной профилактики имеют более четкую структуру. Так, в качестве одной из наиболее эффективных альтернатив уголовному наказанию, выступают принудительные меры воспитательного воздействия, являющиеся самостоятельной формой индивидуализации ответственности лица за совершенное им преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Не менее эффективная, но относительно редко применяемая альтернатива уголовному наказанию — помещение лица, не достигшего совершеннолетия, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. [7]

Современное же состояние российской пенитенциарной системы и общий уровень развития нашего общества позволяют говорить об острой необходимости модернизации уголовно-исполнительной системы в рамках исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Ведь какой бы хорошей не была воспитательно-профилактическая работа, проводимая с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, отбывание наказания в пенитенциарных учреждениях все же оставляет неизгладимый отпечаток на личных качествах и судьбе несовершеннолетнего.

В связи с чем, очевидна острая необходимость разработки мероприятий, направленных на выработку альтернативных реальному лишению свободы мер уголовно-правовой ответственности, в роли которых может выступать электронный мониторинг несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой тяжести с использованием специально разрабатываемых для этих целей браслетов.

Явным минусом всей системы исполнения наказания в РФ является абсолютно безучастная роль суда, которая заканчивается вынесением приговора. В связи с чем, юридической новеллой реформы всей системы исполнения наказания должна стать руководящая роль суда, которая не будет заканчиваться вынесением приговора, а останется таковой на каждой стадии уголовного процесса, включая исполнения приговора и стадию ресоциализации несовершеннолетнего. [8]

Не менее значимым упущением системы исполнения наказания в РФ является разрыв цепочки проведения профилактической работы и оказания помощи несовершеннолетним в воспитательной колонии и по месту жительства после выхода несовершеннолетнего из мест лишения свободы. Не менее значимая проблема — ресоциализация и оказание помощи лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигшим при отбывании наказания 18 лет.

Конечно же, нельзя забывать и о необходимости устранения имеющихся пробелов в праве, касающихся системы исполнения наказания.

 

Литература:

 

1.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 685- 686.

2.                  Бидова Б. Б. Уголовно правовые грани преподавательской деятельности // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 457- 459.

3.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882- 884.

4.                  Бидова Б. Б., Егизарова С. В. Проблемы профилактики преступности в молодежной среде //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 137–140.

5.                  Тхакохов А. А. Проблемы правового воспитания современного // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 618- 620.

6.                  Бидова Б. Б.Профилактика экстремизма образовательном пространстве //Вестник Ессентукского Института Управления, Бизнеса и Права. 2014. № 8. С. 12–16.

7.                  Тхакохов А. А. К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы //Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 477–478.

8.                  Бидова Б. Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на Северном Кавказе: анализ и пути решения //Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № спецвыпуск. С. 145–147.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle