Библиографическое описание:

Домченко Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1050-1053.

Ключевые слова: патриотизм, интегрированный урок

 

Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...

В. П. Астафьев

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. К сожалению, в настоящее время в России, впрочем, как и во всем мире, наблюдается упадок нравственности, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Рушится институт семьи, молодые люди избегают ответственности в отношениях, все чаще выбирая пресловутый «гражданский брак» или проще — сожительство; чаще встречается половой хаос, а предрасположенность молодых людей к маниакальной, алкогольной, наркотической зависимости просто пугает. Происходит подмена идеалов и ценностей то, что раньше было нормой, моделью поведения сейчас высмеивается. Важнейшей целью современного российского образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Происходящие в Российской Федерации процессы общественно — политических и социально- экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. [1, с.5]

В последнее десятилетие в мире происходят сознательные искажения фактов истории. Давление на Российскую Федерацию происходит на всех фронтах — политическом, экономическом, а также идеологическом. Все чаще происходят фальсификации событий, связанных с историей России и ролью в мировой истории. Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и другие, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

Патриотическое воспитание школьника — одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина Российской Федерации. Что такое патриотизм? От греч. «patriotes» — соотечественник — «patris» — родина. Словарное определение гласит: «Патриотизм — это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». [2] Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа. Именно в школе в первую очередь закладываются не только разнообразные знания, но и формируются моральные качества. По меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Воспитать патриота, значит развить такие качества личности как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение логически мыслить. Развитие критического мышления позволяет мыслить творчески и нестандартно. Многие учреждения дополнительного образования проводят работу по развитию высоко -нравственной личности, в том числе воскресные школы и православные молодежные центры.

Преподавание иностранного языка в современной российской школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. [3,c.6] Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран необходимо изучать государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Нравственные и исторические начала неразделимы. История страны, важнейшие события и героические подвиги соотечественников являются мощнейшим стимулом для развития патриотизма. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине. Межкультурная коммуникация может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. [4]

Сформировать любовь учащихся к своей малой родине и чувства национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Проектная деятельность очень эффективна, с помощью информационных технологий, можно создать не только красочную презентацию, но и создать небольшой фильм о своей школе и городе на английском языке. Особую радость учащихся вызывает общение с носителями английского языка, конечно, не всегда выпадает такая возможность пригласить на занятие англоязычного гостя, но если такая возможность представится, то фантазии нет предела. В таком случае можно представить доклад о своем городе, с гордостью представить свой край и свою родину, а также узнать, что является предметом гордости в других странах. В обучении иностранному языку в патриотическом плане используются материалы различного характера: социального, исторического и географического. В среднем и старшем звене, когда происходит становление личности учащегося, формирование сознания особенно важны материалы исторической и социальной направленности. Различные формы учебной работы: игры, брейн-ринги, конференции, сочинения, уроки-экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов, аудирование текстов, ролевые игры также эффективны на уроках английского языка патриотической направленности.

Благодатной почвой для патриотического воспитания является внеклассная деятельность. Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей, инсценировка сказки. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует — важный показатель успешности ученика. Очень перспективным направлением может стать составление мини сборников или журналов, которые можно выпускать периодически на различные темы, включающие в себя статьи об истории и культуре страны и малой родины. Одним из способов воспитания патриотизма может послужить стенгазета на английском языке, в которой можно будет отражать жизнь своей школы и города, а также рассказывать о людях, которые прославили город.

Интегрированные уроки способствуют патриотическому воспитанию и толерантному отношению к иноязычной культуре. Интегрированный (смешанный) урок это особая форма урока, которая вмещает в себя несколько различных предметов, тесно связанных между собой при изучении одной темы. Культура, как особое понятие включает в себя историю, литературу, географическое положение, т. е. территориальную целостность, климат и еще ряд различных факторов. Народная самоидентификация особый пласт культуры, любой гражданин, прежде чем назвать себя патриотом своей страны должен идентифицировать себя частью одной страны независимо от национальности: ингуш, башкирец, чеченец должны ощущать себя одной большой нацией — россиянин. Такая позиция является началом патриотизма. Грамотно организованный интегрированный урок может объединить разные предметные области, например, историю и литературу или географию и историю. Английский язык особый предмет и предполагает межкультурную коммуникацию, таким образом, учебная программа включает изучение таких тем как климат, географическое положение, история страны, праздники и традиции не только иностранного языка, но и своего собственного. Язык является инструментом для ведения межкультурного диалога. В текущем 2015 году исполняется 70 лет со дня победы и очень актуальными получаются интегрированные уроки, которые включают в себя такие предметы как английский, русский языки, география и история. В рамках патриотического воспитания успешным может оказаться интегрированный урок, на котором в рамках проекта ко дню победы, учащиеся могут на иностранном языке приготовить презентации и краткие доклады о своих прабабушках и прадедушках, которые приближали победу на фронте и в тылу.

Экскурсии по историческим местам помогают в становлении гражданской позиции, а результат можно отразить в докладе и презентации на английском языке. Краеведческий материал играет особую роль в патриотическом воспитании, изучение регионального компонента способствует развитию уважения и любви к своей малой родине, позволяет учащимся владеть информацией о своем крае и употреблять ее в учебных диалогах. К тому же знание собственного края приближают учащихся к реалиям настоящего времени, позволяет производить сравнительный анализ собственной и иноязычной культур. Таким образом, можно выделить основные виды патриотической деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности:

-        игровая (брейн-ринг, умники и умницы, кто хочет стать миллионером…)

-        научно-познавательная (конференции, интегрированные уроки, доклады, исследования…)

-        литературная (стенгазета, рассказы, очерки, публикации…)

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. Во внеурочной деятельности после различных мероприятий как один из видов рефлексии иногда очень эффективно проводить чаепития. За чаепитием можно обсуждать работу, проведенную вместе и высказывать свое мнение на английском и при необходимости на русском языках. Проводить уроки патриотической направленности жизненно необходимо в наши дни. С помощью иностранного языка в межкультурной коммуникации удается решать все поставленные задачи по патриотическому воспитанию учащихся. Этому способствуют материалы различной направленности о своей и иностранной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель — привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации.

 

Литература:

 

1.      Бондаренко, Е.А., Петрова, О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. [Текст] / Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова — М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» — М.: АС. Траст, 2009. — 240с.

2.      Большой словарь иностранных слов в русском языке. — М., 1998. — с. 482.

3.      Клюева Н. Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах. [Текст] / Н. Н. Клюева — Педагогическое обозрение. -2012 — № 1–2

4.      Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка. — Царенкова Ю. В., [Электронный ресурс] / — http://festival.1september.ru/articles/506871/ — дата доступа — 24.03.2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle