Библиографическое описание:

Абдулкиримов Н. А., Ягьяев С. А. Национальная борьба курэш как элемент физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 793-796.

Возникновение традиционных национальных видов спорта было обусловлено объективными закономерностями социума. При этом любой вид традиционного национального спорта был вызван к жизни потребностью общества в воспитании у людей определенных способностей, конкретных навыков, качеств и умений.

Ряд законов, по которым развивается человеческий социум, носит всеобъемлющий характер. Существованием таких всеобъемлющих законов и объясняется тот факт, когда разные народы, проживающие друг от друга на значительном расстоянии, проходят в одной и той же последовательности через одни и те же общественно-экономические формации, автономно друг от друга создают похожие орудия труда, разрабатывают схожие технологии по изготовлению орудий труда. Так, почти все народы Европы, Америки и Азии независимо друг от друга изобрели лук и стрелы.

Это касается не только появлению орудий труда и предметов вооружения, но и элементов духовной культуры народов: обычаев, легенд и преданий, культов верования и общенародных видов силовых упражнений, а в последствии общенародных видов спорта.

Однако, специфические условия жизни и частные закономерности общественно-исторического развития некоторых народов обусловили возникновение определенных традиционных навыков и особенных силовых способностей. Эти специфические способности сыграли важную роль в возникновении и становлении традиционных национальных силовых игр, в том числе традиционных национальных видов борьбы.

Так, например, народы Крайнего Севера населяют в течение многих столетий одну из самых суровых территорий земного шара. Это территория побережья Северного Ледовитого океана. Питание, жилье, одежду, средства передвижения и др. они добывают, занимаясь оленеводством, морским рыболовным и зверобойным промыслами и охотой. Для этого им нужно обладать целым рядом специфических навыков и качеств. Владеть в совершенстве арканом, грести в течение продолжительного времени веслами, метать гарпун и др. Многие из перечисленных качеств имеют только местное значение и необходимы для жителей Севера, для обеспечения себя необходимыми средствами жизни. Данные специфические качества стали основой для возникновения традиционных силовых игр, а в последующем и для становления и развития традиционных национальных видов спорта.

Народы Крайнего Севера создали некоторые виды самобытных видов спорта, связанных с метанием аркана.

У кочевых народов, занимавшихся скотоводством, возникли разнообразные виды конного спорта, например, у народов тюркского происхождения (башкир, казахов, татар, киргизов и др.). У жителей приморского края, занимавшихся рыболовством — парусный и гребной спорт.

Традиционные условия жизни отдельных народов наложили свой отпечаток и на общенародные игры. Так, например, борцовские состязания были присущи многим народом. Основное содержание данного вида спорта у многих народов одинаково — с помощью определенного приема положить соперника на землю. Но некоторые особенности окружающей среды, бытового уклада, национального характера и др. привели к появлению различных вариантов борьбы, которые по праву считаются самостоятельными традиционными видами национальной борьбы у разных народов.

Так особенностью национальной чукотской борьбы является тот факт, что все борцы перед началом состязаний пробегают около двух километров, а непосредственно перед состязанием обтираются снегом, данный ритуал проводится в любую погоду. Затем борцы по пояс обнаженные вступают в. поединок. Эти особенности чукотской борьбы сложились в силу необходимости жителей данного региона постоянно закаливать свой организм и повышать его устойчивость к данным климатическим условиям.

По определению В. И. Даля, борьба — это «единоборство без оружия, без побоев и драки», что и отличает технику борьбы от кулачного боя. Национальная татарская борьба достаточно полно удовлетворяет естественные потребности человека, желание помериться силой, проявить свою ловкость, смелость, смекалку, противостоять насилию и злу. Универсальность борьбы состоит в том, что единоборство это не только противопоставление сил, которое характеризуется нестандартными ациклическими движениями, переменой интенсивности, связанными с использованием больших мышечных нагрузок и усилий, но, прежде всего, умением мгновенно оценить ситуацию, и найти выход из нее. Борцу необходимы такие качества как внимательность, ловкость, а также мгновенная реакция. В ходе поединка борец оказывается в различных ситуациях, что требует от него наличия высокого интеллекта.

Этнограф и педагог Е. А. Покровский охарактеризовал борьбу как состязание, «содействующее укреплению мускулов всего тела, особенно спины, рук и ног. Мы со своей стороны считаем борьбу с благоразумием, употребляемым очень полезным упражнением»3. По мнению этнографа и врача О. Гейфельдера «борение служит достижению ловкости и храбрости, научает беречься от опасностей и спасаться от них».

А. С. Пушкин, в 1891 году наблюдавший соревнования по молдавской национальной борьбе, был столь восхищен гибкостью и техникой борцов, что сам захотел овладеть приемами этой борьбы, а его спутник, князь» П. И. Долгоруков, оставил следующее воспоминание: «...Не видел я кулачных боев, но уверен, что эта забава должна быть гораздо предпочтительнее нашей российской потехи. Здесь одна ловкость, гибкость и проворность дают победу»

Чтобы называться настоящим батыром, татарский мужчина должен крепко держаться в седле и уметь уложить соперника на лопатки в течение шести минут. Национальной татарской борьбе куреш несколько тысяч лет.

Сколько люди себя помнят, они боролись. Боролись за плодородный кусок земли у реки, за лучшего коня, за лучшую женщину. Надо ли говорить, что успех ждал самых крепких и выносливых. На заре цивилизации горячие схватки проводились голыми руками. Позже этот наивный и честный способ выяснения отношений вытеснило сначала холодное, а потом и огнестрельное оружие, которое уравняло в правах толстого и тонкого, мощного и хилого. Теперь рукопашные схватки — это либо спорт, либо потеха.

Вот уже несколько сотен лет главная задача национальной татарской борьбы — доставить удовольствие зрителям. Кстати, именно слову «куреш», что в переводе с тюркского и есть «борьба», русский язык обязан словам кураж и покуражиться. Куражиться у нас, правоверных мусульман, принято строго по праздникам. Потому уже несколько тысяч лет борьбу на кушаках можно было увидеть в дни национальных татарских праздников, главный из которых — Сабантуй. В летние месяцы на главной праздничной площади города или поселка каждый мужчина может доказать свою сноровку: достать с длинного шеста петуха, разбить с завязанными глазами пустой горшок или выловить зубами монетку из глубокой миски, наполненной кислым молоком. Но главное испытание для батыра — конечно же, борьба, которая решает, кто из парней сильнее, ловчее, хитрее. На лужайке, в узком кругу галдящих зрителей голые по пояс бойцы кружат в причудливом танце. Мускулистые спины лоснятся от пота. С пыхтением тягают друг друга кушаками, пытаясь уложить на спину. Главный приз — живой баран, которого гордый победитель уносит на своих плечах.

Именно курешу, как никакому другому единоборству, подходит выражение «заткнуть за пояс». Его истоки в национальном костюме. Тюркские народы и народы Средней Азии традиционно носили халаты, подпоясанные либо платком, либо кушаком. За него было удобно ухватиться, чтобы лишить противника точки опоры и повалить его на землю. История знает много разновидностей этой борьбы. В Азербайджане ее называют «гюлеш», в Узбекистане — «кураш», в Казахстане — «курес». Борьба эта встречается даже в якутском варианте «курдацан-тустуу». Разница между стилями едва различима. Вопрос в том, что используется в качестве главного атрибута — кушак, пояс или же самое обычное полотенце. Различить стили также можно, если обратить внимание на одежду, в которой выступают борцы: в некоторых регионах это национальные халаты, где-то бойцы обнажены по пояс, в Турции для усложнения задачи соперников обмазывают курдючным жиром.

У самих татар существуют два основных стиля борьбы. В Нижегородской, Пензенской областях и Москве в поединках разрешаются подсечки ногами. В Татарстане разрешено действовать только руками. Причем перед проведением приема необходимо оторвать соперника от земли.

— В этом есть особая философия, — говорит декан факультета физической культуры Казанского педагогического университета Ринат Абзалов. — Геракл смог победить Антея, оторвав его от земли. Так и татарский борец одерживает победу, лишив своего соперника точки опоры.

— Динамика в этой борьбе очень приличная, — считает заслуженный тренер России по греко-римской борьбе Фархат Мустафин. (Фархат на общественных началах почти каждый год судит борцовские схватки на праздниках Сабантуя в Москве). — На схватку отводится всего 6 минут. Но, как правило, опытные бойцы разбираются друг с другом минуты за две-три. Всего, чтобы победить в своей весовой категории, настоящему батыру нужно в среднем провести б схваток. Это очень большая физическая нагрузка. Главная особенность куреша — это работа с кушаком. Все зависит от первого захвата. Здесь важно правильно поставить руки. Если опытный боец умело ухватился за кушак, вырваться из этой железной хватки очень трудно. То, как мастера дожимают соперника, напоминает медленно сжимающуюся пружину. Чистая победа достается тому, кто молниеносным приемом положит соперника на лопатки.

Пожалуй, не одна национальная борьба не развивается сейчас так бурно, как куреш. Если раньше увидеть и побороться можно было только в дни Сабантуев, то теперь в одном только Татарстане ежегодно проводится до десяти различных соревнований. За звание абсолютных батыров соревнуются сотрудники агропромышленного комплекса, школьники, чиновники и студенты. В каждом районе существует детская секция по этой борьбе. Впервые в истории России на факультете физкультуры Казанского педагогического университета создана специализация по курешу. Выпускники этого вуза получают специальный сертификат и право проводить тренировки.

Для занятий не нужно каких-то специальных условий. Подойдет обычный зал с борцовским ковром. А в качестве пояса даже профессионалы используют обычные полотенца. Заниматься татарской борьбой можно начинать с 8–9 лет, когда сформируется вестибулярный аппарат. Как выяснилось, нет и тендерных ограничений. Например, недавно в Курганской области в схватках на кушаках были замечены женщины.

— Куреш для татарского народа — это не просто борьба, а национальное сокровище,- говорит Ринат Абзалов. — У японцев ведь есть всемирно признанное дзюдо. А нас, татар, в мире почти 28 миллионов. Думаю, можно надеяться, что через много лет куреш будет признан олимпийским видом спорта.

 

Литература:

 

1.      Р.А. Абзалов “Психология спорта”, Москва,2001г

2.      С.Шмаков “Правила соревнований”, Казань 2005г.

3.      Н.Безбородова “Игры к самовоспитанию”,Санкт-Петербург 1999г.

4.      О.В.Белоножкина “Спортивные оздоровительные мероприятия в школе”, Казань 2008г, издательство “Магариф”.

5.      В.И.Лях “Физическое воспитание”, Москва 2001г.

6.      Бойко В.Ф. Физическая подготовка в спортивной борьбе/ В.Ф. Бойко, Г.Т. Данько. К: Здоровье, 2004.

7.      Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера/Г.С. Туманян. М.: Советский спорт, 2006.

8.      Технико-тактические характеристики поединка в спортивных единоборствах/(Под редакцией А.Ф.Шарикова и О.Б. Малкова).М:Физкультура и спорт, 2007.

9.      Тупеев Ю.В. Анализ методических подходов, используемых при обучении технике двигательных действий в спортивной борьбе/Ю.В. Тупеев В.Ф. Бойко// Физическое воспитание студентов. Харьков. ХООНОКУ, 2010, №3.

10.  Матвеев Л.П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов/ СПб.: Лань, 2005.

11.  Раевский Р.Т. профессионально – прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1985.

12.  Учебник. «Физическая культура», В.Д. Дианова, И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев. Владивосток, 2005 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle