Автор: Нигманов Бори Ботирович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Нигманов Б. Б. Организационно-педагогические основы занятий борьбы на поясах в общеобразовательных и спортивных учреждениях Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1502-1504.



В данной статье рассматриваются организационно- педагогические основы занятий борьбы на поясах в образовательных и спортивных школах.

Ключевые слова: учащиеся, борьба на поясах, гармонично развитая личность, общеобразовательные спортивные учреждения.

This article deals with organizational- pedagogical basis of belt wrestling lessons in secondary and sports schools.

Keywords: Pupils, belt wrestling, harmonious developed personality, secondary sports institutions.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров в Республике Узбекистан разработаны Государственные Образовательные Стандарты для всех звеньев непрерывного образования, создано новое поколение учебных программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов, внедрены в практику информационно-коммуникационные технологии, пособия для самостоятельной работы и внеклассного чтения, сборники тестовых заданий, комплекс учебных словарей и других видов справочной литературы и др.

На современном научно-педагогическом уровне проводятся ежегодные учительские конференции, республиканские, областные, районные и городские олимпиады школьников, эффективно работают научные студенческие общества и другие виды и формы научно-творческих объединений, развивающие способности и таланты подрастающего поколения и молодёжи Республики Узбекистан во всех сферах знаний и деятельности, что достойно отмечается не только в нашей стране, но и во всём мире.

«Молодёжь — это не только наша надежда и будущее, — подчёркивает Президент Узбекистана И. А. Каримов, — молодёжь — решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня. Молодёжь год от года набирает силу, энергию и смелость, развивает способность реализовывать грандиозные планы и задачи в жизни. … Одним словом, нужно не только доверять молодому поколению, но и расширять поле его самоутверждения» [1].

Формирование у школьников активной жизненной позиции, воспитание нравственности является одним из важных приоритетов государства. Использование средств, форм и методов физической культуры и спорта в учебно-воспитательной работе в образовательной и спортивной школе будет способствовать формированию здорового поколения. Именно с первых дней независимости было отмечено: «… мы должны возвести эту работу в ранг государственной политики, превратить её в поистине общенародное движение».

Первоначально понятие «физическая культура», переведённое с латинского, означало возделывание, труд по физическому совершенствованию или движение вперёд на этом пути. Со временем к спорту стали относиться как необходимому для развития человека компоненту. Ведь спорт проповедует все основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом, вместе с тем в нём заложены состязательность, преклонение перед результатами — как высшее желание людей в самореализации личности.

Физическая культура, в сущности — это деятельность, в основе которой лежит любовь к человеку, идея к его совершенствованию.

Среди всех видов спорта очень популярна борьба, как древнейший народный вид спорта. Ведь с давних времён борьба служила физическому воспитанию сильных и бесстрашных воинов. В разные исторические эпохи проводили соревнования по борьбе. Ещё в VI-XII веках устраивались состязания по борьбе на поясах для отбора воинов в свои передовые отряды. В них народ отражал свои национальные обычаи, условия проживания и особенности культуры. Борьба как вид спорта культивируется различными народами на протяжении многих веков.

Созданные народами в течение многих столетий физические упражнения и состязания и сегодня являются уникальными средствами физического воспитания подрастающего поколения, и национальная борьба как массовый вид спорта пользуется большой популярностью среди населения, оставаясь сердцевиной многих народных праздников. Национальная борьба очень темпераментна и зрелищна, а правила её просты и понятны.

Борьба «Кураш» один из самых сложных видов борьбы. Сложность её заключается в том, что от борца требуется хорошая координация движения, смелость и большая физическая сила.

Тактика борьбы — это умелое использование технических, физических и волевых возможностей с учётом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации с целью достижения победы в соревнованиях и в целом.

Борьба на поясах — это один из популярных видов спорта в нашей стране. Это сложно координированный вид спорта, отличающийся быстротой простых и сложных реакций, высокой скоростью переработки информации и принятия решений, концентрацией и распределением внимания, а также другими важными качествами.

Борьба на поясах — вид спорта, характеризующийся взаимным преодолением сопротивления борцов, стремящихся добиться победы путём применения различных технических и тактических действий, разрешённых правилами соревнований. Борьба как вид спорта характеризуется единоборством при непосредственном соприкосновении с соперником. Цель борца в схватке — преодолеть сопротивление соперника и выиграть поединок.

Борьба на поясах развивает силу, быстроту, координацию, точность движений, выносливость, способствует формированию важных прикладных навыков самозащиты, а также является эффективным средством воспитания ценных моральных и волевых качеств: целеустремлённости, мужества, находчивости. Поэтому борьба на поясах является важным средством физического воспитания подрастающего поколения.

Проводимые занятия по борьбе на поясах в образовательных и спортивных учреждениях есть средство воспитания, укрепления здоровья. Они помогают растить сильную, крепкую физически и духовно готовую к жизненным испытаниям молодёжь.

Борьба на поясах характеризуется взаимным преодолением сопротивления с помощью применения разрешённых правилами соревнования специальных технических и тактических действий.

Организационно-педагогические основы занятий борьбы на поясах в образовательных и спортивных учреждениях основаны на подготовке квалифицированных спортсменов, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие.

Спортивная деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны: образовательную, в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей, а также познавательную, в которой спортсмен получает сумму знаний, умений, навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей.

При подготовке борцов учитываются следующие методические положения:

– строгая преемственность задач, средств и методов в последовательности подготовки молодёжи;

– неуклонное возрастание объёма средств общей и физической подготовки;

– преемственность объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении тренировок;

– сочетание обучения технико-тактическим действиям с глубоким изучением теоретических вопросов в рамках программ общеобразовательных и спортивных школ;

– строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе работы с юными спортсменами.

Успешная реализация этих положений возможна лишь при правильной организации подготовки спортсменов и обязательном учёте комплексной оценки результатов обучения и воспитания учащихся образовательных и спортивных школ.

Основными формами учебно-тренировочных занятий в образовательных и спортивных школах являются:

– групповые теоретические и практические занятия по расписанию;

– тренировки по индивидуальному плану, выполнение домашних заданий;

– просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинопрограмм и спортивных соревнований;

– участие в спортивных соревнованиях согласно календарному плану спортивных мероприятий, утверждённому организацией, в ведении которой находится спортивная школа.

Воспитание моральных и волевых качеств у молодёжи, формирование дружного спортивного коллектива, развитие у школьников процессов восприятия, внимания, устойчивости, сосредоточенности, распределения и переключения, способности управлять своими эмоциями, высокое чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения, сплоченность — необходимые условия хорошего психолого-педагогического климата на тренировочных занятиях и соревнованиях, сознательное отношение к тренировочному процессу, к важности освоения техники и тактики вида спорта, к повышению уровня физической подготовленности учащихся, эффективность технико-тактических действий в значительной мере определяется развитием внимания: его объёма, интенсивности, распределения и переключения. Умение спортсмена управлять своим эмоциональным состояниям в значительной степени содействует росту его спортивного мастерства.

На поясе руки и встретились взгляды

Мы сделали всё, что казалось, могли.

Под натиском воли не выдержит слабый

Попробуй меня оторвать от земли.

Ты держишь за пояс, и смотрит весь мир,

Ты вырвешь победу, мужайся батыр,

Вся жизнь наша схватка, вся жизнь как борьба

Нас мужество держит и это судьба!

Таким образом, физическая культура возвышает человека, делает его гордым, причастным к истории, традициям своего народа, даёт возможность чувствовать себя его частицей. А занятия по борьбе на поясах всегда носят воспитывающий характер, предусматривают рыцарство, благородство и зрелищность. Увлекая темпераментом, азартом, заряжая энергией оптимизма, борьба на поясах всегда притягивала и сегодня притягивает к себе внимание и пользуется большой популярностью среди населения, оставаясь сердцевиной многих народных праздников.

Литература:

  1. Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Ташкент, 2007. — С. 45–46.
  2. Полько Г. М. Методика организации обучения национальной спортивной борьбе «Көрәш»: Учебное пособие. — Сибай: РИЦ СИ БГУ, 2007. — 94 с.
  3. Вольная борьба: программа и учебное пособие для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Сост.: Ф. А. Керимов, А. К. Нуруллаев. — Ташкент: Лидер Пресс, 2007. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, основы занятий борьбы, спортивных учреждениях, спортивных школ, Организационно-педагогические основы занятий, спортивных школах, взаимным преодолением сопротивления, спортивных учреждениях Республики, видов спорта, Республики Узбекистан, физического воспитания, belt wrestling, народный вид спорта, массовый вид спорта, координированный вид спорта, детско-юношеских спортивных школ, календарному плану спортивных, давних времён борьба, достижения высоких спортивных, волевых качеств.

Ключевые слова

учащиеся, борьба на поясах, гармонично развитая личность, общеобразовательные спортивные учреждения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос