Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П., Шустрова К. А. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 921-924.

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования. (О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева). Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей — являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка (О. М Дьяченко А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин), развитие познавательных интересов дошкольников (Е. В. Боякова, М. Л. Семенова, Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова), формирование продуктивной (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова), взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева).

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.

Академик Н. Н. Поддьяков и творческий коллектив под его руководством осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения [1, с.31].

1.      Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2.      В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

3.      Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.

4.      В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5.      Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:

-        дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;

-        у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

-        у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;

-        происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);

-        формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

-        также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье [2, с.59].

Дети среднего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы. Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей.

У ребенка среднего дошкольного возраста познавательная активность определяется оптимальностью отношений к деятельности, активностью усвоения разных способов положительного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на использование в практике повседневной жизни. Главным в познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения.

Дети среднего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы. Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей.

При правильном построении деятельности у детей среднего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло [32].

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками.

Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

-        Действие показывает воспитатель;

-        затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;

-        воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;

-        ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;

-        для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента [35, с. 29–34].

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. Так же оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.

В своем исследовании мы наметили этапы руководства экспериментированием детей средней группы и разработку плана работы по развитию познавательной активности детей 4–5 лет средствами экспериментирования, нами были изучены педагогические материалы. Базовыми при разработке плана стали следующие: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой; «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой; «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбиной.

Виды экспериментальной деятельности по развитию познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста: Вода — волшебница: «На определение прозрачности воды»; «У воды нет вкуса»; «Определение формы воды»; «На определение запаха воды». Невидимка-воздух: «Поймай невидимку»; «Воздух в человеке»; «Мыльные пузыри»; «С веером». «Что тяжелее?»; «Из чего состоит песок»; «Взаимосвязь с водой»; «Определение сыпучести». Магнит и его свойства: «Что происходит с предметами?»; «Не замочив рук»; «Танцующие скрепки»; «Магнитные полюса». Свойства бумаги: «Шуршащая или поющая бумага»; «Бумага рвется?»; «Летает, не летает»; «Какая бумага быстрее намокнет?». Соль и сахар: «Растворимость»; «Кристаллы сахара»; «Кристалл из соли». Цвет: «Волшебная кисточка»; «Вода краситься?»; «Радуга в стакане»; «Красим цветы». Явления природы: «Радуга из воды»; «Волны в бутылке»; «Извержение вулкана». Изучаем стекло: «Гладкость, ребристость, шероховатость»; «Тепло, холод»; «Цвет»; «Прочность»; «Таинственные картинки».

Всего было проведено 35 опытов. Некоторые мы опишем подробно.

Опыт «На определение запаха воды».

Цель: создать условия для понимания детьми того, что вода не имеет запаха;

Ход проведения опыта: детям предлагается понюхать воду в стакане, затем для сравнения запаха в воду добавляется лимон, благодаря этому дети могут убедиться, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.

Опыт «Не замочив рук».

Цель: создать условия для понимания детьми того, что магнит может действовать через пластмассу и воду.

Ход поведения опыта: детям предлагается, с помощью магнита достать скрепку со дна стакана не замочив руки, для этого нужно провести магнитом по стенке стакана. Вывод: магнитные силы действуют сквозь пластмассу и воду, поэтому легко достали скрепку, не замочив рук.

Опыт «Растворимость».

Цель: создать условия для формирования представления детей о том что, сахар и соль растворяются в воде.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит с предметами. На основе увиденного дети делают вывод о растворимости сахара и соли, и не растворимости гречки.

Опытов на тему: «Электричество»

1.                 «Как увидеть молнию?»

Цель: Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась, появился треск — проявление электричества).

В ходе всех проведенных опытов, дети проявляли активность, практически осваивали свойства и качества различных предметов и материалов. В ходе деятельности дети учились анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы: Что мы делали? Что получилось? Почему? По окончанию образовательной деятельности мы обсуждали с детьми, что нового они узнали, закрепляли пройденный материал.

Дети проявляли желание экспериментировать дома, им было задано домашнее задание, пронаблюдать совместно с родителями, разные состояния воды: жидкое, твердое и газообразное. Дети приносили замерзшую воду в детский сад, из которой мы строили различные ледовые фигуры. После чего мы вместе со всеми детьми обсуждали их наблюдения в группе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

 

Литература:

 

1.            Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.

2.            Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников /А. Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998. — С. 59

3.            Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.

4.            Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 29–34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle