Библиографическое описание:

Галкин А. Ю. Правовое регулирование договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 716-718.

Исследование норм о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — договоры на выполнение НИОК и ТР) является весьма актуальным. Это обусловлено стремлением нашего государства выйти на инновационный путь развития экономики [1, с. 236-237].

Рассматриваемые договоры выступают одними из основных «инструментов» для оформления правоотношений на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ [2, с. 8]. Поэтому роль данных договоров трудно переоценить [3, с. 13].

Настоящая статья посвящена правовому регулированию договоров на выполнение НИОК и ТР.

В первую очередь следует отметить, что свобода предпринимательской и творческой деятельности гарантируются Конституцией Российской Федерации [4].

Договорам на выполнение НИОК и ТР посвящена гл. 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (далее — ГК РФ) [5].

В соответствии со ст. 769 ГК РФ, договор на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) — это договор, по которому исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Договор на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) — это договор, по которому исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Договор на выполнение технологических работ (ТР) — это договор, по которому исполнитель обязуется разработать новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

В соответствии с гл. 12 утративших силу Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 г. № 2211-1) [6] (далее — Основы) договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ст. 97 Основ), наряду с договором подряда на капитальное строительство (ст. 95 Основ) и договором подряда на производство проектных и изыскательских работ (ст. 96 Основ), относились к разновидностям договора подряда.

В действующем ГК РФ, как уже отмечалось выше, договорам на выполнение НИОК и ТР посвящена отдельная глава — гл. 38 ГК РФ.

Исходя их этого, в соответствии с ГК РФ, договоры на выполнение НИОК и ТР являются самостоятельным видом договоров [7, с. 54].

В гл. 38 ГК РФ закрепляется:

-        понятие договоров на выполнение НИОК т ТР;

-        нормы о выполнении работ по договорам на выполнение НИОК и ТР;

-        положения о конфиденциальности сведений по договорам на выполнение НИОК и ТР;

-        нормы о правах сторон на результат работ по договорам на выполнение НИОК и ТР;

-        обязанности исполнителя по договорам на выполнение НИОК и ТР;

-        обязанности заказчика по договорам на выполнение НИОК и ТР;

-        последствия невозможности достижения результатов НИР;

-        последствия невозможности продолжения ОК и ТР;

-        ответственность исполнителя за нарушение договоров на выполнение НИОК и ТР;

-        положения о правовом регулировании договоров на выполнение НИОК и ТР;

-        и др.

Глава 38 ГК РФ также содержит отсылочные нормы к нормам гл. 37 ГК РФ — «Подряд».

Так, в соответствии со ст. 778 ГК РФ, к срокам выполнения и к цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются соответственно правила ст. 708 ГК РФ — «Сроки выполнения работы», ст. 709 ГК РФ — «Цена работы» и ст. 738 ГК РФ — «Последствия неявки заказчика за получением результата работы».

В указанных случаях нормы ст. 778 ГК РФ (гл. 38 ГК РФ) отсылают к нормам гл. 37 ГК РФ — «Подряд». В двух первых случаях — к нормам § 1 гл. 37 ГК РФ — «Общие положения о подряде», а в последнем — к нормам § 2 гл. 37 ГК РФ — «Бытовой подряд».

В юридической литературе, в отношении указанных отсылочных норм отмечается, что «подобная позиция законодателя не вполне логична. В целях экономии законодательного материала и устранения дублирования нарушен системный принцип особенной части обязательственного права. Ведь выполнению названных работ посвящен раздел гл. 38 ГК, не связанный структурно с гл. 37 о подряде. И уж совсем непонятно применение к названным договорам нормы о бытовом подряде» [8, с. 463].

Согласно уже указанной ст. 778 ГК РФ, к государственным или муниципальным контрактам на выполнение НИОК и ТР для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 — 768 ГК РФ о подрядных работах для государственных и муниципальных нужд (§ 5 гл. 37 ГК РФ — «Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд»).

Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов для государственных или муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9]. Данный закон также определяет и существенные условия государственных и муниципальных контрактов для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 770 ГК РФ, к отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике — ст. 706 ГК РФ — «Генеральный подрядчик и субподрядчик» (§ 1 гл. 73 ГК РФ — «Общие положения о подряде»).

Согласно п. 4 ст. 769 ГК РФ, условия договоров на выполнение НИОК и ТР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Во-первых, здесь речь идет о Гражданском кодексе Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (далее — ГК РФ) [10].

Так, в соответствии с п. 3 ст. 772 ГК РФ, права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности (далее — РИД), определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ (часть четвертая).

Например, статьями 1297 ГК РФ, 1371 ГК РФ, 1462 ГК РФ, 1471 ГК РФ определяются права сторон на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как РИД, по договорам, которые прямо не предусматривали создание того или иного РИД.

Статьями 1296 ГК РФ, 1372 ГК РФ, 1431 ГК РФ, 1463 ГК РФ, в частности определяются права сторон на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как РИД, по договорам заказа, предметом которых было предусмотрено сознание того или иного РИД [11, с. 53-54].

Права сторон на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как РИД, по государственным и муниципальным контрактам определяются, в частности статьями 1298 ГК РФ, 1373 ГК РФ, 1432 ГК РФ, 1464 ГК РФ, 1471 ГК РФ.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [12] применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ (часть четвертая) Закон СССР от 31.05.1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» [13] и Закон СССР от 10.07.1991 г. № 2328-1 «О промышленных образцах» [14].

К договорам на выполнение НИОК и ТР, соответственно применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее ГК РФ) [15], в частности гл. 9 ГК РФ — «Сделки», подраздел 1 раздела III ГК РФ — «Общие положения об обязательствах», подраздел 2 раздела III ГК РФ — «Общие положения о договоре» и другие.

Следует также отметить, что в ст. 8 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [16] предусматриваются также договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции.

В соответствии с преамбулой указанного закона данный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

Наряду с указанными законами, договорные правоотношения на выполнение НИОК и ТР, в той или иной степени, регулируются и другими нормативно-правовыми, в частности Постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» [17] и т. д.

 

Литература:

 

1.                  Галкин А. Ю. Особенности предмета договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Креативность образовательной и предпринимательской деятельности / Материалы международного форума «Проблемы улучшения восприимчивости экономикой инновационных преобразований» г. Ростов-на-Дону 23-27 апреля 2012 г. / Под ред. Паршина А.В., Харченко В.Н., Голуб Л.В. — Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2012. С. 236-242.

2.                  Галкин А. Ю. Элементы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 10 (53). С. 8-9.

3.                  Галкин А. Ю. Права и обязанности сторон по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 11 (54). С. 13-15.

4.                  Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.

5.                  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

6.                  Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 г. № 2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. 26.06.1991. № 26. Ст. 733.

7.                  Галкин А. Ю. Понятия и правовая природа договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2014. № 3 (82). С. 53-55.

8.                  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т. Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат, 2005. 1045 с.

9.                  Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

10.              Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

11.              Галкин А.Ю. Предмет договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. № 2 (13). 2012. С. 52-55.

12.              Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497.

13.              Закон СССР от 31.05.1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 19.06.1991. № 25. Ст. 703.

14.              Закон СССР от 10.07.1991 г. № 2328-1 «О промышленных образцах» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 32. Ст. 908.

15.              Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

16.              Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 26.08.1996. № 35. Ст. 4137.

17.              Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» // СЗ РФ. 04.05.2009. № 18 (2 ч.). Ст. 2242.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle