Библиографическое описание:

Тонких В. А., Фарберова О. Е. Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 74-75.

Статья посвящена положению детей в современной России, духовно-нравственным основам воспитания детей.

Ключевые слова: дети, семья, современная Россия, духовно-нравственное воспитание.

В условиях духовно-нравственного кризиса в российском обществе возрастает роль духовно-нравственного воспитания. Данное обстоятельство ставит целью укрепление духовно-нравственных позиций личности и преодоления кризиса российской семьи. Именно семья является центром социально-экономической политики государства. А все связанные с ней ценности – материнство, детство, отцовство, культура и этика семейных отношений, включающие такие духовно-нравственные качества, как любовь, уважение, взаимопомощь, ответственность, становятся фундаментом общества. Для нормального существования семьи необходимо создание благоприятных условий, в которых она могла бы плодотворно развиваться [1].

 Положение детей в семье должно рассматриваться государством как ведущий критерий зрелости и жизнеспособности самого общества, степени его цивилизованности. Из года в год в новейшей истории России сокращается общая численность детей. Если в 1995 году в РФ насчитывалось 33,6 млн. лиц в возрасте моложе трудоспособного и 37,1 млн. пенсионеров, то в 2000 году этот показатель составил соответственно 28,4 и 38,4 млн., а в 2012 году – 24,1 и 40,57 млн. [2]. Численность российских детей, таким образом, существенно уступает численности пенсионеров. Такая тенденция растет из года в год – российское население стареет. Это – количественный показатель, не отражающий качества состояния детства в стране.

 Одной из острых проблем детства является проблема детского сиротства. В современной России, по данным известного писателя, академика РАО, председателя Российского детского фонда А.А. Лиханова, 750 тысяч несовершеннолетних сирот, из которых около 500 тысяч живут в семьях родственников, а четверть миллиона в государственных сиротских учреждениях. С 1988 года в сиротство «опрокинулось» один миллион 700 тысяч детей, из них миллион уже вышли из детских лет. На конец 2013 года в России насчитывалось 643 757 сирот, большая часть которых жила в замещающих семьях – усыновлены, в приемных семьях, на патронате и под опекой. В детских домах находилось 107 тыс. детей, из которых 80 % составляли дети при живых родителях (так называемые социальные сироты) [3]. Стратегической задачей государства на ближайшую перспективу должна стать полная ликвидация детского сиротства в стране.

 Справедливости ради, надо сказать о том, что в укреплении семьи и здоровья ее членов имеются определенные позитивные тенденции. Прежде всего, сократилась младенческая смертность с 19 286 в 2000 году до 16306 в 2012 году (соответственно на 10 000 родившихся показатели составили 153,3 и 86,4) [4]. Надо и дальше наращивать усилия медицины в данном направлении.

Неоценимую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в сохранении и приумножении семейных ценностей и традиций играет Российский детский фонд, много лет возглавляемый писателем А. Лихановым. За более четверть века своего существования фонд разработал и реализовал такие программы, как «Детский туберкулёз», «Семейный детский дом», «Глухие дети», «Духовная защита и еще 25 других важных и нужных направлений. По программе «Детский туберкулёз» фонд оказывает помощь детям, проходящим лечение в противотуберкулёзных профилакториях. В стране ныне 280-290 тысяч детей ежегодно заболевают этой страшной болезнью. Программа «Коровье стадо Детского фонда» предусматривает передачу купленных фондом животных в многодетные семьи и далее – от одной семье к другой. Проект фонда «За решёткой – детские глаза» нацелен на помощь детям, живущим в женских колониях со своими матерями [5].

Из первоочередных мер формирования духовно-нравственного начала в обществе, во-первых, необходимо возродить опыт русского классического образования, прекратить бесконечные бессмысленные реформы в сфере детского образования, включая пресловутую систему ЕГЭ. Во-вторых, возрождение системы профессионально-технического образования позволило бы государству не только восполнить рабочие места в производстве, но и обеспечить достойной работой миллионы молодых людей.

 В условиях, если с социально-нравственной, духовной проблемой не справляется или не желает справляться государство, в решении этой проблемы должна активно участвовать церковь. «…Почему бы не распахнуть широко двери больниц, сиротских заведений, хосписов, но особенно учреждений для детей покинутых и больных – женскому монашеству. И сестричеству… Боятся церкви. А она – спасительна всегда. Особенно же когда человек беспомощен, болен, мал, одинок и надобно его спасти не по службе, не за зарплату и ругань, но еще по сердечной, Божеской, уверенности в святости этой поддержки»,- пишет А. Лиханов [6]. Русская православная церковь и мыслящие отечественные педагоги стоят на пути внедряемой на западе ювенальной юстиции.

Именно Русская православная церковь как ведущий социальный институт современного общества, пользующийся доверием абсолютного большинства граждан России, должна взять на себя спасительный крест и совершить в очередной раз духовный подвиг, который под стать великому церковному служению на земле. В духовно-нравственном воспитании ребенка первостепенную роль играет воспитание любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан.4, 16). «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоан.4, 19). Все духовное и нравственное воспитание, религиозное или светское, должно быть проникнуто воспитанием доброты, любви, уважения, милосердия, сострадания [7].

Только при таких условиях в России появится гуманное общество, Российское государство станет, наконец, социальным, а население, особенно дети, – социально, экономически, духовно и нравственно защищенными. Только тогда появится возможность максимально использовать человеческий потенциал для решения социально-экономических и духовно-нравственных задач, стоящих перед современным российским обществом.

 

Литература:

1.      Бухтоярова И.М. Восприятие традиционных ценностей в юношеской среде: к постановке проблемы / И.М. Бухтоярова, Н.А. Китаева, О.Е. Фарберова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - №01 (72) январь. - 2015.

2.      Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2013.- С.31.

3.      Астахов П. «В России никогда не будет брокеров, торгующих детьми» / П. Астахов // Известия.- 2013.- 3 декабря.

4.      Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2013.- С.102.

5.      Лиханов А. Детский мир глазами взрослых / А. Лиханов // Аргументы неделi.- 2012.- №39.

6.      Лиханов А. Правда, обжигающая душу / А. Лиханов // Литературная газета.- 2010.- №35.

7.      Тонких В.А. Православная педагогика: учебное пособие/ В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. – Воронеж: Научная книга, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle