Автор: Веремейчук Людмила Николаевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 29.08.2017

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Веремейчук Л. Н. Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2690/ (дата обращения: 18.02.2018).



В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православный педагог,православное воспитание дошкольников, инновационные формы работы, духовные качества детей,сюжетно-ролевая игра

В современном быстроменяющемся мире, в океане плюрализма и стойкого противоречия различных религиозных конфессий у православно-ориентированных педагогов возрастает ответственность за включение духовно-нравственного воспитания в образовательный процесс и за качество работы по воспитанию социально адаптированных, разносторонне развитых, стремящемся к добру и верующих в Бога детей. Возрождение православного воспитания в образовательных организациях за последнее столетие в России началось в 1991 году после проведения первых Международных Рождественских образовательных чтений, проходящих в Москве и объединивших широчайший круг ученых, педагогов, врачей и общественных деятелей со всех многочисленных уголков России, а также ближнего и дальнего зарубежья. С того далекого 91 года во многих дошкольных образовательных учреждениях России, стало возрождаться православное воспитание (под руководством старшего референта отдела образования и катехизации РПЦ Алексеевой А. С.). В те времена православным образованием занялись верующие и православные педагоги-энтузиасты, которые не имели четких представлений, как следует вводить в образовательный процесс православное воспитание дошкольников. Именно с того времени и по настоящий день в нашем детском саду ведется работа по духовно-нравственному воспитанию. А двенадцатые и шестнадцатые Международные Рождественские образовательные чтения (дошкольная секция) прошли на базе нашего детского сада (г. Ступино, М.О., МАДОУ ЦРР — д/с № 24 «Сказка»). Наработанный опыт по православному воспитанию, который на сегодняшний день не только не теряет свою актуальность, а наоборот становится все востребованней, позволяет нам избегать наиболее распространенных и типичных ошибок, с которыми сталкиваются начинающие педагоги, избравшие трудный и тернистый путь духовного воспитания детей. Одна из самых распространенных ошибок, которую прошли и педагоги нашего детского сада — это постоянное упоминание о Боге. В результате наблюдений мы пришли к выводу, что духовное воспитание — это самая деликатная сторона образовательной деятельности, которая не терпит назойливости со стороны взрослых. «Не вспоминайте имя Господа всуе!» — одно из важнейших правил в духовном воспитании ребенка.

Как и все и все начинающие православные педагоги мы шли путем проб и ошибок. Иногда в православных группах педагоги были излишне строгими. Слово Бог однобоко имело карающую силу («Веди себя хорошо, а то Бог накажет!»). Такой подход — грубейшая и недопустимая ошибка педагогов. Сейчас мы хотим донести до детей, что Господь любит нас и учим любить Господа. Мы не допускаем в работе ни излишнюю строгость, ни излишнюю дозволенность. Наша цель, чтобы дети осознанно выбрали добрые поступки и слова, отказываясь от ябедничества, умели уступать друг другу и прощать обиды. Создание положительного микроклимата в группе во многом зависит и их доброжелательного отношения к детям и позитивного взаимодействия детей, педагогов и родителей. Основная задача, которую мы поставили — научить детей видеть образ, слышать слово, и воспринимать окружающий мир с добром. Положительных результатов мы достигаем только при продуманных организационных условиях для развития интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка, в которых он понимает умом и чувствует душой что хорошо, а что плохо. Православное воспитание детей — процесс взаимопроникающий, в котором ребенок и педагог духовно возрастают одновременно. Наш опыт показывает, что такая тонкая сфера воздействия на эмоции и разум ребенка не терпит менторского подхода, назидательности и деклонирования православных знаний. А искренняя вера педагога и его творческое вдохновение открывают в детях светлое чувство стремления к Богу и создают условия «непроникновения» греха в душу ребенка. Назидательный метод, в духовном воспитании очень часто вызывает отторжение, нежелание воспринимать сказанное педагогом. Одна из важных задач, которую мы поставили перед собой и перед детьми: «Уметь выстраивать отношения друг с другом на основе богоощущения» (Бог всегда с нами! Он все видит и знает. Он любит нас.) Мы идем к детям не с ответами, а с вопросами: «Подумай и ответь, — тебе понравится, если тебя кто-нибудь, толкнет, как ты сейчас толкнул Сережу. Какой поступок ты совершил, сделав другому человеку больно?» Ответы детей на наши вопросы — это невероятная шкала познаний психологического портрета каждого ребенка. Мы стараемся строить беседу с ребенком, уважительно относясь к его личности и конечно, мы учитываем все особенности детской психологии, жизненный опыт и индивидуальные особенности. Дошкольное детство, академик Лихачев Д. С., назвал гениальным возрастом. И этот гениальный возраст, самое благодатное время для того, чтобы сеять в душе детей зерна любви к Богу и людям. В этот период времени маленький ребенок активно познает мир. И каким он ему откроется: прекрасным и добрым (несмотря на разные и порой не очень радужные жизненные обстоятельства) или агрессивным и злым зависит от того, будет ли в его душе место Богу. Удивительный дар — воспринимать мир через богоощущение — один самых прекрасных даров данных человеку, который впоследствии поможет ему построить жизнь, избегая греха и стремясь к добру. Развитие богоощущения в ребенке — задача для педагогов очень нелегкая. Детскую духовность мы определяем через их поступки. У дошкольников сравнительно с взрослыми очень маленький жизненный и эмоциональный опыт. Они могут засмеяться, когда кто-то из сверстников упал и ему больно. Могут быть по не детски жестокими: исподтишка обидеть сверстника, дразниться, толкаться. Несмотря на ангельский возраст, совершать далеко не ангельские поступки. Мы любим детей за это не меньше, но такое поведение является для нас сигналом для усиления работы по коррекции его поступков. Нашей задачей сделать так, чтобы ребенок искренне пожалел о содеянном неблаговидном поступке. В первые годы своей работы по православному образованию дошкольников первостепенное значение мы уделяли проведению православных праздников. Но позднее поняли, что нельзя считать полноценным духовным воспитанием детей, если вся работа ограничивается только проведением православных праздников. Поиск инновационных форм работы с детьми по духовному воспитанию на основе традиционных форм и методов — основная задача сегодняшнего дня. Одна из серьезных ошибок многих православных педагогов заключается в недооценивании сюжетно-ролевой игры. Игра не только незаменимый и основной вид деятельности детей, но и эмоционально-содержательная основа для понимания добра и зла. В духовно-нравственном воспитании очень важно, чтобы через игру дети ощутили полноценную жизнь, наполненную смыслом, добротой и взаимопомощью. Мои личные наблюдения показывают, что сюжетно-ролевая игра недооценена многими православно-ориентированными педагогами, делающими упор на проведение разного вида занятий. Инновационный подход к сюжетно-ролевой игре духовного содержания состоит в итоговом продукте — качественно новом обретении эмоционального состояния, отражающее доброжелательное отношение ребенка к миру и к другим людям, а также осознанное чувство постоянного присутствия Бога, которое не пугает, а помогает позитивно воспринимать окружающую действительность. Игра — спонтанное творческое пробование, в которой всегда есть загадка, импровизация, неожиданность и сюрприз. И в эту канву обязательно нужно включать добрый сюжет, в котором ребенок сумеет проявить себя. Мы отслеживаем сюжетную линию любой развивающейся игры, ставя себе задачу при отсутствии нравственного содержания в интерактивной ролевой форме, включать в игру тему воспитания добрых чувств. Игра — самая плодотворная деятельность для развития в ребенке сочувствия, жалости, милосердия, любви. Уже в ясельной группе необходимо с детьми разыгрывать короткие сюжеты, в которых дети могут проявлять доброту и чуткость. В дошкольном возрасте все основные нравственные ценности можно воспитывать через игру. С полным основанием своего многолетнего опыта работы по данной теме я смею утверждать, что детство современных детей отличается колоссальной недоигранностью. И это катастрофически отражается на всестороннем формировании личности ребенка. Основной вид деятельности — игра западает, как испорченная клавиша в хорошо настроенном инструменте. То есть все области образования у нас проработаны достаточно подробно, а игре не уделяют должного внимания! Без игры православное воспитание дошкольников носит скучный, навязчивый и неэффективный характер! Мы же стремимся, чтобы детство наших детей было радостным, а их развитие полноценным, стараемся создать условия, чтобы именно в сюжетно-ролевой игре дети смогли почувствовать, что добрым быть хорошо, а злым — плохо. К развитию содержательной игры детей надо готовить. Сами собой, спонтанно, они будут играть недостаточно эффективно в духовном плане в связи с тем что, не хватит знаний для развития сюжета и впечатлений. Поэтому мы заранее обсуждаем содержание сюжетно-ролевых игр на тему добра, милосердия и взаимопомощи, анализируем поступки героев и сказок, включаем сказочные персонажи в развитие сюжета игры. Сюжеты очень часто продумываются вместе с детьми, которые разыгрываются более подробно уже по авторскому сценарию детей, в котором не столько важен ход событий, сколько запланированная педагогами реализация добрых чувств и благородных поступков. Мы пришли к выводу, что формальный подход к духовно-нравственному воспитанию принесет, к сожалению только вред. «Высший пилотаж» православного педагога состоит в том, чтобы ребенок не на словах, а на деле захотел совершить добрый поступок, чтобы почувствовал, что Бог всегда с нами. И возлюбил его всем своим сердечком и всей душой, которая ничуть не меньше, чем душа взрослого. Работа по духовному воспитанию детей — это ответственность перед Господом не только за свою душу, но и души вверенных нам детей. Я считаю, что основной задачей является воссоединение традиционных методов работы с постоянным творческим поиском инновационных форм работы по вопросам духовного содержания. Только при таких условиях мы сможем добиться искренней заинтересованности детей. А там, где есть заинтересованность, там есть полноценное восприятие и усвоение материала. В этой связи очень возрастает роль личности педагога. Если в ребенке не заложены на генетическом уровне доброта и милосердие, то он никогда не станет добрым, если мы будем только говорить ему, что надо быть добрым и милосердным, а в его сердце никогда не вспыхнет Богоугодное чувство жалости к другому, если мы будем его учить сами, будучи злы. Священник Александр Ельчанинов: отмечал «Нельзя врачевать чужие души, помогать людям не изменив себя, приводить в порядок чужое душевное состояние с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».

В сложной системе формирования духовных качеств ребенка первостепенное место занимает, конечно же, личность родителей. Российская семья в настоящее время находится в кризисе. И в этой ситуации прямо пропорционально возрастает роль педагога-воспитателя. В своей работе мы столкнулись со сложностью: верующим педагогам не хватало профессионализма, а высококвалифицированным педагогам недоставало истинной веры в Бога. Необходимо, чтобы все совпало: профессионализм педагога, его вера в Бога и внутренние человеческие качества совпадали. Для нас важно построение образовательной деятельности на основе позитивных взаимоотношений детей, родителей и педагогов, ориентированных на совершенствование духовных качеств детей и учитывая социальную ситуацию развитии каждого ребенка. Условия духовного развития в семьях у детей различные. Есть семьи далекие от Бога, но мы должны работать с семьями самых различных категорий. Методы работы с воцерквленными — одни. С теми, кто придерживается атеистических взглядов — другие. Но работать надо с теми и с другими семьями, ставя перед ними задачи различного уровня. Работа с невоцерквленными родителями особенно важна в детском саду. Ведь дети из таких семей вряд ли пойдут в воскресную школу, и вряд ли будут посещать Храм. А ведь дети не виноваты в том, что взрослые недооценивают значение развития души ребенка, а также силы и пользы православного воспитания. Высокое качество образовательной работы в образовательном учреждении, поиск позитивных контактов с родителями позволяющий нам, чтобы родители повысили свой интерес к духовно-нравственной работе. Перед каждой категорией родителей мы ставим реальные задачи:

1) неверующих родителей необходимо заинтересовать православным воспитанием, (в идеале, чтобы в последствии они стали союзниками педагогов и воцерквление семей стало естественным процессом и результатом сотрудничества педагогов, родителей, священника);

2) верующих — сделать помощниками в православной образовательной работе ДОО.

Все дети имеют право на православное воспитание и образование. Со своей стороны мы стараемся донести до сознания родителей наших детей, что мечтать о будущем и строить его без Бога неразумно и опасно. Ведь в калейдоскопе меняющихся событий все зыбко и нестабильно. Меняются и сами люди. Дети стали более информированы, родители более амбициозны. Неизменным остается только Бог, его безграничная и всеобъемлющая любовь. Неизменным остаются Заповеди Божьи и живой источник одухотворения и Святости — «Евангелие». В настоящий момент, учитывая большую информированность детей и взрослых, повышения статуса образования в обществе необходимо пересмотреть подходы к духовно-нравственному воспитанию, направив усилия педагогов на поиск инновационной деятельности, чтобы достичь качественных результатов в формировании духовно развитой личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание нуждается в обновлении методик, технологий и программ, направленных на создание условий в которых оптимальным образом будут развиваться духовные стороны дошкольников. Причем, это должно быть построено на фундаментальных православных традициях и ценностях. Мы стремимся к тому чтобы, в творческом поиске педагогов на пути совершенствования православного образования стояли задачи логического воссоединения выполнения Федерального Государственного Образовательного Стандарта и духовно-нравственного воспитания. Православное воспитание не должно дискриминировать качество образования, а наоборот — наполнять его глубинным духовным содержанием и образование, чтобы поднять образование на высшую ступень, на которой познание мира ребенком, станет более совершенным и одухотворенным.

Подводя итоги вышесказанному, следует выделить немаловажные акценты:

1) Необходимо обязательное вовлечение родителей в процесс духовного воспитания детей, ставя перед каждой категорией родителей реально выполняемые задачи.

2) Поиск новых инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию, пополнение банка дидактических материалов и методических материалов: методических разработок, консультаций, православных праздников.

3) Создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного духовного потенциала дошкольников.

4) Постоянное повышение духовно-нравственного уровня воспитания всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

5) Использование сюжетно-ролевой игры, как одной из самых эффективных форм развивающих чувства детей и приносящих эмоциональное удовлетворение.

В прошлое возвратится невозможно, но ошибки, которые мы допустили в воспитании детей, порой мстят нам всю оставшуюся жизнь. Уникальность дошкольного периода состоит из множества факторов. И один из них — невосполнимость бесполезно проведенного времени с ребенком, которая впоследствии сыграет отрицательную роль во всестороннем развитии личности, а пробелы в его духовном воспитании негативно отразятся на судьбе ребенка. Павел Флоренский считал идеалом высшей духовности нерасторжимость четырех понятий: польза, добро, святыня, красота. Исходя из этого, мы стараемся дать ребенку полезное для души воспитание, где есть место добру, благоговейное чувство перед святынями и восторженному восприятию красоты Божьего мира.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. — М.: Спарк, 2010.
  2. Володина, Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье // Педагогика. — 2011. — № 4. — С. 41–50.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009.
  4. Смирнова Е. О. Сюжетно-ролевая игра. — М., 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): православное воспитание, духовно-нравственному воспитанию, воспитание дошкольников, духовно-нравственного воспитания, православное воспитание дошкольников, духовно-нравственного воспитания дошкольников, духовного воспитания детей, инновационных форм работы, совершенствования духовно-нравственного воспитания, духовном воспитании, Православное воспитание детей, православных праздников, православного воспитания, условия совершенствования духовно-нравственного, духовному воспитанию детей, личности ребенка, процесс православное воспитание, духовном воспитании ребенка, включение духовно-нравственного воспитания, Возрождение православного воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос