Библиографическое описание:

Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 431-437.

В статье анализируется некоторые аспекты реализации политики эмбарго, введенного РФ против отдельных стран ЕС. Рассматриваются проблемы импортозамещения на примере рыбной и молочной продукции. Кратко обоснована необходимость координации действий органов власти при проведении внешнеторговой и внутренней экономической политики России.

Ключевые слова: внешнеторговая политика, внутренняя экономическая политика, санкции, эмбарго, импортозамещение, инфляция, экономика.

 

Содержание внешнеэкономической политики и внутренней политики России в экономической и социальной сферах должно подкрепляться едиными целями. Так, начавшаяся в 2013 г. своеобразная торговая война с Украиной, введение санкций в 2014 г. против России и ответных санкций, должны подкрепляться внутриэкономическими изменениями. В противном случае, импорт из европейских стран может быть заменен импортированием товаров из Турции, Китая и т. п., а проблемы обеспечения макроэкономической стабильности и национальной безопасности останутся нерешенными.

Стремление Украины к интеграции в европейское пространство, к подписанию договора об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС) привели к возникновению «напряженности» во внешнеторговых отношениях между Россией и Украиной. Вызвано это тем, что в соглашении Украины и ЕС был пункт о том, что Украина обязуется пропускать европейские товары практически без досмотра и уплаты пошлин, а также ветеринарно-санитарных проверок. Таким образом, на украинском рынке появилось бы огромное количество европейских и прочих товаров, которые потом перемещались бы в Россию.

30 июля 2014 г. комитет постпредов стран ЕС (Coreper) ввел экономические санкции против России, которыми давно грозили лидеры ЕС, согласно которым российским госбанкам ограничат финансирование у европейских инвесторов, производителям из ЕС запретят поставлять оборудование для российской нефтяной отрасли, а также вступит в силу эмбарго на импорт и экспорт оружия из ЕС в РФ. В целом, санкции условно разделены на персональные — против людей, которые, по мнению иностранных властей, непосредственно причастны к «аннексии Крыма» — и секторальные, затрагивающие нефтяную и оборонную промышленность России, а также технологии и товары двойного назначения.

Россия 07.08.2014 г. в ответ на санкции со стороны Запада на год ограничила импорт ряда товаров из стран, которые ввели против нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В соответствующий список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты. Полный перечень запрещенных к ввозу на территорию РФ товаров с указанием объема импорта в 2013 г. приведен на сайте РБК (табл. 1) [1].

Последствия санкций, по заверениям некоторых экспертов, окажут, прежде всего, негативное влияние на экономики стран Европейского Союза.

Однако, разрабатывая и внедряя «ответные меры», необходимо учесть тот факт, что некоторые предприниматели предпримут попытки увеличить свой доход, мотивируя повышение уровня цен введением санкций.

На наш взгляд, введение ответных санкций должно сопровождаться не только политическими целями, но и прагматической активной внутриэкономической политикой импортозамещения.

Так, в России более трети продуктов питания являются импортными либо произведены из импортного сырья.

В настоящее время, появилось много стран, желающих занять образовавшуюся нишу на российском рынке, европейские же страны стараются в обход санкций поставлять свою продукцию через третьи государства.

Среди первой группы стран передовые позиции занимает Китай, Турция и т. п. Замена импорта из европейской страны импортом, например, из Турции оливок (которые не произрастают на территории России) логичен. Но когда Турция предполагает поставлять в Россию сырную продукцию при значительном количестве подобных производств в РФ — это не отвечает интересам государства.

Так, по данным Федеральной Таможенной службы (ФТС) в 2013 г. доля импортных молокопродуктов в структуре общих продаж достигала 25 %, а до 50 % импорта приходится на сыры. Другими словами, почти половину от всего объема потребляемой россиянами сырной продукции составляют сыры иностранного производства, привозимые более чем из 30 государств (Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Греция, Норвегия, Финляндия, Литва, Польша и другие, а также страны СНГ). Российский рынок сыров зависим от импорта, как в готовом продукте, так и сырьевой продукции [2].

По статистике, представленной Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) по данным ФТС РФ, распределение импорта сырной продукции по объему приведено на рис. 1.

Рис.1. Структура и объем импорта сыров в Россию в период 2010-2013 гг., представленная Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР)

Рис. 1. Динамика импортных поставок сыра в РФ в 2010–2013 гг. (т)

 

По структуре стран-импортеров сыра в РФ данные приведены на рис. 2.

Рис.1. Структура и объем импорта сыров в Россию в период 2010-2013 гг., представленная Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР)

Рис. 2. Крупнейшие страны-экспортеры сыра в РФ в 2012 г. (доля, %)

 

На долю стран, попавших под продовольственные санкции российского правительства, приходится до 70 % импорта сыров и творога. Основные страны-импортеры этих продуктов — Нидерланды, Украина, Германия, Финляндия и Литва. Таким образом, из всего объема закупаемых за границей сыров, сейчас на территорию РФ будет попадать только 30 %, следовательно, во избежание дефицита недополученную продукцию необходимо будет замещать отечественной, динамика объема производства которой в 2013–2014 гг. приведена на рис. 3.

Рис. 2. Динамика объема российского производства сыра в 2013-2014 гг, представленная аналитической компанией Alto Consulting Group

Рис. 3 — Динамика объема российского производства сыра (в целом) по месяцам в 2013–2014 гг. (тонн)

 

Во втором случае через Украину или государства-членов Таможенного союза нелегально, с нарушением норм и правил, а также под видом, например, белорусской продукции ввозятся попавшие под санкции товары из ЕС.

Белоруссия, являясь членом Таможенного союза с Россией и Казахстаном активно использует на своей территории свободные экономические зоны (СЭЗ), резиденты которых могут перерабатывать импортируемые в Беларусь товары, которые при соответствии критериям достаточной степени переработки, предусмотренной соглашениями государств — членов ТС и ЕЭП о свободных экономических зонах и свободных складах (изменение классификационного кода на уровне одного из первых 4 знаков и добавленная стоимость произведенной продукции не менее 30 % от конечной стоимости продукции) приобретают статус «товар Таможенного союза» и, следовательно, возможности реализации на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства [3].

В результате, например, за первую неделю сентября экспорт свежего лосося из Норвегии в Белоруссию увеличился в три раза. По информации Slon.ru со ссылкой на норвежскую газету Dagens Naeringsliv, рыба, поступившая в Белоруссию, после переработки получает новый таможенный код, что позволяет отправлять продукцию в Россию.

 


Таблица 1

Объем импорта запрещенных к ввозу продуктов в 2013 г. [2]

 

США

Канада

Австралия

Норвегия

ЕС

Доля от общего объема импорта*** этих продуктов, %

 

т

$ тыс

т

$ тыс

т

$ тыс

т

$ тыс

т

$ тыс

 

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

33

424

8

218

2 578

41 869

 

 

13 610

68 057

26,2

 

Мясо крупного рогатого скота, замороженное

23

274

36

226

24 510

88 535

 

 

18 247

76 525

6,8

 

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

5 937

19 001

79 360

246 276

 

 

 

 

365 488

1 304 580

73,5

 

Мясо и субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105*, свежие, охлажденные или замороженные

266 476

337 604

 

 

 

 

 

 

72 254

94 786

51

 

Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое**

 

 

 

 

 

 

 

 

557

3 603

71,1

 

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

19 217

76 279

36 948

119 298

101

952

286 224

1 141 513

114 704

215 726

54,3

 

Молоко и молочная продукция

 

 

 

 

11 203

43 758

670

4 394

416 914

1 738 220

42,8

 

Овощи и корнеплоды

7 444

7 828

3 340

2 689

97

80

30

113,6

903 818

933 943

32,8

 

Фрукты и орехи

58 749

230 966

1 870

2 081

3 285

6 906

 

 

1 535 661

1 516 330

27,4

 

Колбасы и продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; продукты, изготовленные на их основе

3 563

6 028

 

 

 

 

 

 

14 244

71 483

40,2

 

Итого:

361 442

678 402

121 562

370 787

41 774

182 100

286 924

1 146 021

3 455 497

6 023 252

38

 

* Домашняя птица живая, то есть куры домашние (Gallus domesticus), утки, гуси, индейки и цесарки

** В расчетах указана группа товаров, включающая пищевую муку, импорт которой не запрещен

*** В стоимостном выражении

Источник: ФТС, расчеты РБК

 


В пресс-службе Норвежского комитета по рыбе также отметили, что за этот период нарастили экспорт морепродуктов на Украину на 230 % — до 9,5 тысяч тонн. В частности, в 22 раза выросли поставки на украинский рынок норвежской сельди и в 7 раз мойвы. Кроме того, Норвегия начала экспортировать в страну скумбрию. При этом Норвегия в августе 2014 г. сократила экспорт морепродуктов в Россию на 82 % по сравнению с тем же месяцем прошлого года. До этого Россия была третьим по величине импортером норвежского лосося, в июле на ее долю приходилось более 9 % экспортной выручки.

Импортозамещение рыбопродуктов эксперты связывают с поставками из дальневосточного региона. В настоящее время объемы перевозок рыбы с Дальнего Востока в западные регионы России могли бы быть выше, а розничная цена — ниже, если бы отрасль не была подвержена влиянию большого количества посредников, на долю которых приходится большая часть прибыли.

Регулирование тарифов на перевозку ОАО РЖД может решить проблему на локальном уровне.

Одна из самых важных проблем современной России — большое количество посредников, а в стране, в связи с этим, преобладает инфляция издержек. Особенность современного этапа состоит в том, что в России отмечается одновременное проявление всех основных видов инфляции. При этом роль структурной и импортируемой инфляции, а также инфляции издержек усиливается с лета 2012 г. [4].

В то же время ослабление российского рубля может способствовать экономике России справиться с трудностями, возникшими из-за санкций, считают аналитики швейцарского банка Pictet & Cie.

Снижение курса рубля по отношению к доллару стимулирует ориентированные на экспорт отрасли и спрос на недвижимость, что позволит России избежать рецессии в 2014 г., говорится в обзоре швейцарского банка. «Наблюдая за ослаблением рубля, мы заметили тенденцию: стремящиеся уйти от рисков россияне вкладывают деньги в реальные активы, покупая недвижимость и способствуя росту цен на жилье. С начала года цены на недвижимость в Москве выросли на 3 %, в Санкт-Петербурге — на 6 %, а количество выданных ипотечных займов — на 42 %», — пишет управляющий активами Pictet & Cie Хьюго Бэйн.

При этом увеличение ключевой ставки ЦБ России (в целях борьбы с инфляцией) и ограничение доступа хозяйствующих субъектов к более дешевым финансовым ресурсам в Европе (при необходимости погашения ранее полученных кредитов) привело к дополнительному росту цен товаропроизводителей и сворачиванию части инвестиционных проектов. К тому же рост цен на импортируемую продукцию, являющуюся сырьем или комплектующими для российских товаров, еще больше повышает их себестоимость.

Однако, в настоящее время наблюдается стабилизация экономической ситуации в стране, рост цен на товары замедляется при увеличении объема производства, а изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, позволяют рассчитывать на компенсацию недополученных поступлений в Федеральный бюджет от снижения мировых цен на углеводородное сырье.

Заключение.

Сложившая ситуация в экономике России требует согласованной выверенной политики всех институтов власти, повышения ответственности руководителей органов государственной власти. Кризисное положение в экономике России (инфляция, изменение структуры спроса, девальвация национальной валюты) при взаимосвязанной внешнеторговой и внутренней экономической политики может стать отправной точкой для долгосрочного социально-экономического развития страны.

 

Литература:

 

1.                  Электронный ресурс: http://top.rbc.ru/economics/10/08/2014/942001.shtml

2.                  Электронный ресурс: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/syir-sanktsiy/

3.                  Таможенные процедуры в таможенном союзе ЕврАзЭс (учебное пособие) [Текст] /К. В. Басарева, В. В. Чемодуров, М. Е. Тихомиров, Минакова И. В., Коварда В. В./ Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014, № 3–2. — С. 236–237.

4.                  Инфляция и монетизация экономики [Текст] / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, ЕД. Урьева / Деньги и кредит. — 2013, № 4. — С. 7–12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle