Библиографическое описание:

Билык Л. В. Категориальность профессиональной компетентности медицинских сестер // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 734-737.

В статье приведены сущностные признаки профессиональной компетентности бакалавров медицины с позиций компетентностного подхода. Врачебная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности, направленной на выполнение профессиональных обязанностей и предоставление эффективной медпомощи больным. Предлагается профессиональную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) рассматривать как интегративное качество высокомотивирующей личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам, проявляющимся в реализации личностного потенциала, усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, профессиональная подготовка, бакалавры медицины, паллиативная подготовка.

 

The article describes the essential features of professional competence Bachelor of Medicine from the point of competence approach. Medical activity is regarded as a special kind of social activities aimed at professional duties and provides effective medical care. Professional competence of the health worker of secondary level (bachelor of medicine, nurse) is regarded as a highly integrative quality of the individual, determined by a combination of professional knowledge and skills, professional and personal qualities that provide internal readiness to perform professional activities according to qualification requirements and ethical standards, which is realized through personal potential, improving own experience and desire to continuous self-education. It is proved that the development of professional competence of Bachelors in Medicine involves continuous improvement of professional knowledge and skills, professional development along lifetime, ability to take adequate therapeutic decisions, ability to recognize emergency states and provide qualified first aid, ability to social interaction and interpersonal communication.

Key words: professional competence, competence, training, bachelors of medicine, palliative training.

 

Реформирование общественных отношений и модернизация системы образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. Национальная образовательная парадигма направлена на реализацию основных положений и принципов Болонской декларации с целью формирования у выпускников высшей школы профессиональной компетентности как определяющего критерия качественной подготовки профессионалов. На современном этапе возрастает потребность в развитых, компетентных специалистах, которые способны строить взаимодействие с учетом принципов гуманизма, требующие от них уверенности в себе, способности к саморазвитию и самореализации.

Формирование компетентных бакалавров медицины сегодня приобретает все большей актуальности в связи с ростом уровня требований социума к профессионализму медицинских работников и качеству медицинских услуг. Внедрение системы страховой медицины требует усиления требований именно к формированию профессиональной компетентности медицинских работников. В связи с этим происходят процессы модернизации высшего медицинского образования. С учетом компетентностного подхода активно разрабатываются новые учебные программы и государственные образовательные стандарты.

Несмотря на это до сих пор отсутствует единый перечень компетентностей, составляющих профессиональной компетентности, которыми должен владеть будущий врач. К сожалению, в научных источниках сосуществуют разные толкования понятия «компетентность» бакалавров медицины, по-разному определяются ее структурные компоненты, критерии и показатели.

Проблема формирования профессиональной компетентности студентов медицинских высших учебных заведений рассматривается в работах А. Араслановой, Л. Васильевой, Л. Дудиковой, С. Левкивской, Н. Назаренко, О. Постниковой и Н. Константиновской, К. Спасской, О. Усовича и др. Отдельные аспекты формирования коммуникативной и иноязычной компетентности бакалавров медицины освещены в исследованиях Г. Епифанцевой, М. Лесного, О. Уваркиной и др.; формирование некоторых профессионально личностных качеств будущих медицинских работников в работах О. Андрийчук, И. Кузнецовой, Х. Мазепы, И. Тимощука и др; изучение и обобщение зарубежного опыта профессиональной подготовки студентов-медиков исследовали Н. Авшенюк, Н. Бидюк, О. Кравченко, Л. Пуховская, И. Руснак, А. Сбруева и др.

В исследованиях О. Слюсаренко «компетентность» выступает как самостоятельная реализованная способность, которая обусловлена приобретенными знаниями и жизненным опытом, ценностями и способностями, развитыми в результате познавательной деятельности и образовательной практики. Автор утверждает, что это — способ существования знаний, умений, образованности, который способствует личностной самореализации; признак личности, который является шире чем знание, умение и навыки. Компетентность, по мнению автора, предусматривает не только приобретенные и целенаправленные умения, а и возможность их реализации и применения на практике. Итак, О. Слюсаренко считает компетентность интегральной характеристикой качества личности, результативным блоком овладения опытом, знаниями, умениями, а также реакциями на поведение, которые предусматривают способность успешно удовлетворять индивидуальные и общественные потребности, эффективно действовать и продуктивно выполнять поставленные задачи [7, с. 290].

В. Огарев рассматривает «компетентность» как оценочную категорию, характеризующую человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей дает возможность выполнять квалифицированную работу и принимать определенные решения в проблемных ситуациях, которые приводят к рациональному и успешному достижению запланированной цели. В состав компетентности, по его мнению, входят пять компонентов: понимание сущности явлений при решении задач и проблем; основательные знания и умения в определенной сфере; способность выбирать способы действий, которые адекватны конкретным обстоятельствам; ответственность за полученные результаты; возможность учиться и вносить коррективы в процесс достижения цели [6, с. 10].

Обобщая сущность понятия «компетентность» Ю. Татур определяет такие его сущностные признаки:

–           интегральное свойство, характеристика личности;

–           характеристика успешной деятельности в определенной области;

–           способность человека реализовать свой человеческий потенциал во время профессиональной деятельности [8, с. 5–6].

Ученый отмечает важную роль в формировании специалиста его ценностно-содержательной ориентации. Он утверждает, что компетентность является суммой умений, которая умножена на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремления. Автор акцентирует внимание на собирательный, интегративный характер понятия «компетентность» [8, с. 9].

Компетентность является результатом приобретения компетенции [4, с. 409].

Из позиции И. Зимней, компетенции — это «определенные внутренние, потенциальные, скрытые психические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые со временем проявляются в компетентностях человека [5, с. 23]».

Итак, в исследованиях современных ученых компетенции рассматриваются как: социально закрепленный образовательный результат; способность и готовность применять знания и умения при решении профессиональных задач в разнообразных областях; психические образования, которые позволяют личности эффективно осуществлять профессиональную деятельность; совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить цель и достигать ее и т. п..

В современных научных статьях часто авторы употребляют понятия компетенция и компетентность как синонимические и обосновываются свою позицию несовершенством перевода слова «competence» в иностранных изданиях. В нашем исследовании придерживаемся позиции, что указанные дефиниции надо разграничивать.

Определяя сущность понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность бакалавров медицины» в нашем исследовании выходили из особенностей врачебной деятельности. Л. Дудикова отмечает, что врачебную деятельность нужно рассматривать как особый вид социальной деятельности, направленной прежде всего на предоставление медицинской помощи больным и на передачу накопленного опыта от старших поколений к младшим с целью подготовке их к выполнению профессиональных обязанностей в обществе. Автор определяет понятие «компетентность» как совершенное знание своего дела, всех процессов, явлений, связей, возможных способов её выполнения. В содержание компетентности учёный включает также уровень общеобразовательного и профессионального образования, умение аккумулировать профессиональный и жизненный опыт, знание форм, методов и средств влияния на личность, возможных последствиях этого влияния [3, с. 40]. Считаем, что в лечебном процессе значительное место занимает медицинская сестра, которая в своей деятельности вынуждена контактировать с людьми разного возраста, социального происхождения, состояния здоровья, с разными стадиями заболевания. Итак, профессиональная компетентность медицинской сестры определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностными качествами, которые обеспечивают внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам.

Л. Васильева утверждает, что профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста в стенах учебного заведения. Обучение в колледже является процессом формирования качественных основ профессиональной компетентности на основе деятельной позиции субъекта в соотношении с развитием ценностной сферы личности. Автор подчеркивает, что профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена предусматривает наличие творческой составляющей, которая характеризуется новшеством в профессиональной деятельности и может проявляться в личностной и профессиональной сферах деятельности [2]. А. Арасланова результативность формирования профессиональной деятельности выпускника медицинского колледжа усматривает в возможности работать самостоятельно, формировать цель собственной профессиональной деятельности, концентрировать внимание на выявление и решение профессионально-ориентированных задач, использовать новейшие технологии обучения, в умении плодотворно сотрудничать, планировать и качественно осуществлять свою профессиональную деятельность на основе милосердия, толерантности, эмпатии, с учетом требований организации, умение видеть и реально оценивать собственную профессиональную деятельность с позиций ее эффективности и целеустремленности [1, с.127].

Профессиональную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) рассматриваем как интегративное качество високомотивированной личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, которые обеспечивают внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам, проявляющимся в реализации личностного потенциала, в усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию.

Профессиональная компетентность бакалавров медицины предусматривает беспрерывное усовершенствование профессиональных знаний и умений, повышение своего профессионального уровня на протяжении жизни, способность принимать адекватные терапевтические решения, способность распознавать экстренные состояния и квалифицированно предоставлять неотложную помощь, учет социально-экономических факторов в сохранении здоровья людей и развитии патологических процессов, распознавать способность к социальному взаимодействию и межличностной коммуникации. Медицинские специалисты обязаны предоставлять профессиональную помощь пациентам независимо от их возраста, пола, характера заболевания, национальной принадлежности, образования, социального статуса, религиозных, политических убеждений, культурного происхождения и т. п..

В пределах профессиональной компетентности будущие бакалавры медицины должны в совершенстве владеть базовыми знаниями структуры и функций организма, здоровья и болезненных состояний, динамики патологического процесса, особенностями проявлений человеческой психики, этических принципов медицины, системным способом мышления и рациональным подходом к решению медицинских проблем. Особое значение приобретает свойство специалиста развивать свои способности, умение учиться, работать самостоятельно, принимать адекватные профессиональные действия.

Медицинский работник среднего звена должен проявлять сочувствие и уважение к жизни пациента. Он обязан уважать право пациента на облегчение страданий в соответствии к существующему уровню медицинских знаний. Бакалавр медицины ответственный, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и нормативной законодательной базой Украины, должен с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Он обязан владеть в совершенстве необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, которая предоставляет умирающему возможность достойно закончить жизнь. Среди его профессиональных обязанностей важное место занимает предотвращение и облегчение страданий, связанных с процессом умирания, предоставление умирающему и его семье надлежащей психологической поддержки, соблюдение медицинской этики в собственном поведении, проявление искреннего сочувствия к пациентам, умение утешить их. Умышленные действия медицинского работника с целью прекращения жизни умирающего пациента (эвтаназия), даже по его просьбе, являются недопустимыми. Он обязан относиться почтительно к умершему пациенту, учитывать национальные и религиозные обычаи.

Итак, профессиональную компетентность бакалавра медицины рассматриваем как интегративное качество высокомотивированной личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность, которая проявляется в реализации личностного потенциала, усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию. Дальнейшие исследования необходимо направить на обеспечение методического и технологического инструментария формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер бакалавров.

 

Литература:

 

1.         Арасланова А. Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа / А. Т. Арасланова // Вестник Башкирского университета. 2007. № 2. — С. 127.

2.         Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа [Текст] / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). –. Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7–9.

3.         Дудикова Л. В. Особенности формирования этнокультурной компетентности будущих врачей в условиях глобализации / Л. В. Дудикова // — Научные записки. Серия: Педагогика. — 2012. — № 4. — С. 38–42.

4.         Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины; главный ред. В. Г. Кремень. — К.: Юринком Интер, 2008. — 1040 с.

5.         Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.

6.         Огарев В. И. Компетентное образование: социальный аспект / В. И. Огарев. — Спб.: РАИ ИОВ, 1995. — 197 с.

7.         Слюсаренко О. М. Квалификационная критериальность компетентности: понятийно-методологические аспекты / О. М. Слюсаренко // Философия образования. — 2009. — № 1–1 (8). — С. 287–298.

8.         Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Юрий Геннадиевич Татур. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle