Библиографическое описание:

Долгина Е. С., Веснина М. А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 1109-1111.

В современной науке слово «интервью» имеет широкое толкование. В широком смысле, интервью является формой сбора определенной информации журналистов в ходе беседы при помощи формы «вопрос-ответ». Исследователь С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» дает определение интервью как акту коммуникации, основанном на диалоге журналиста и респондента при последовательном чередовании вопросов и ответов с целью получения необходимой информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес [9, с. 3]. Таким образом, в данном случае метод сбора информации и структура жанра совпадают [1, с. 142].

В. В. Ворошилов определяет жанр интервью как ответы конкретного лица на вопросы журналиста, представляющие общественный интерес; как беседу, не ограниченную лаконичными вопросами, а комментирующую ответы собеседника [5, с. 176].

В переводе с английского языка («interview») интервью означает метод сбора данных социологического исследования, который основан на непосредственном контакте интервьюера и интервьюированного и устной беседой в рамках определенного исследования. Как метод сбора информации интервью применяется во многих науках: социологии, журналистике, медицине, психологии, криминологии и пр. [4, с. 215]

Интервью как метод сбора информации наряду с анкетированием становится популярным с развитием эмпирических социологических исследований. Но в отличие от анкетирования интервью проводится при наличии интервьюера, подготовленного для диалога. Основу любого интервью составляет беседа, где роли собеседников нормированы, а целью является получение ответов на определенные вопросы, заданные социологическим исследованием. Таким образом, исследовательское общение направлено на возникновение межличностной мотивации. Успех исследования зависит от манеры построения беседы, взаимопонимания собеседников и качества получаемой информации. Многие исследователи считают метод интервью «королевским путем» в познании социальных явлений [2, с. 162]. Таким образом, метод интервью является уникальным методом исследования в социальном познании личности [8, с. 241]. Метод интервью, в отличие от анкетирования, предъявляет к исследователю определенные требования в проведении, обработке результатов и анализе. Это объясняется тем, что информация, полученная в ходе беседы, может быть сформирована и уточнена в рамках проведения интервью. Преимуществом данного метода является то, что он сочетает в себе методы опроса и наблюдения.

Еще одним определением интервью как метода можно считать вид опроса, который основан на целенаправленном использовании социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом. Таким образом, одним из основных методов опроса, где в качестве источника информации используется вербальное взаимодействие, является интервью.

Следует различать интервью как метод сбора информации и жанр журналистского творчества. Как метод сбора информации интервью является целенаправленной беседа, направленной на получение ответов на вопросы, предусмотренных программой исследований.

Интервью как жанр журналистики является особым видом информационных жанров, основанном на диалоге журналиста и героя публикации.

С английского языка «интервью» переводится как «беседа». Это диалоговая форма передачи актуальной социально-значимой информации. Журналист ведет беседу с интересными, общественно-активными лицами и передает ее по каналам СМИ.

Главным в этом диалоге становится человек, с которым беседует журналист. Все факты, комментарии передаются от лица, которого интервьюируют. Для читателя главными становятся слова авторитетного человека, этим интервью и ценно для аудитории [13, с. 47].

Но не следует сводить роль журналиста всего лишь к передаче слов собеседника. Обычно, успех интервью зависит от умения наладить контакт, разговорить человека, создать условия для плодотворного сотрудничества. Очень сложно составить вопросы, так как журналист должен поставить себя на место своих читателей и понять, что им будет интересно прочитать, какие темы станут для аудитории актуальными. Кроме того, журналист должен и предугадать интерес и желания своего собеседника.

Отличительными чертами интервью являются актуальность для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость.

«Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Особенность таких официальных интервью в том, что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения» [12, с. 113].

Данный вид информационных жанров выделился из метода сбора журналистского материал, который также назывался интервью. В определенный момент понадобилось передать информацию, собранную с помощью данного метода в режиме реального времени в вопросно-ответной форме.

Информационным интервью становится только в том случае, если основными вопросами будут что? где? когда? Если же собеседники будут акцентироваться на причинно-следственным связях и отвечать на вопросы почему? зачем? каким образом?, то интервью может превратиться в аналитический материал [14, с. 32].

Выбор интервьюируемого определяется журналистом в соответствии с заказом тематики интервью редакцией [3, с. 325]. Это является трудоемкой процедурой, которая требует умения общаться и поддерживать контакты с людьми. При определении места и времени проведения интервью учитываются пожеланиями интервьюируемого или определяется конкретной ситуацией. Запись ответов собеседника ведется либо вручную самим журналистом, либо при помощи технических записывающих средств, либо с привлечением помощника-ассистента [7, с. 102].

Можно выделить следующие достоинства интервью по сравнению с другими журналистскими жанрами. Во-первых, это получение исчерпывающей информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента. Во-вторых, получение максимально достоверной информации в ходе непринужденной беседы. В-третьих, возможность наблюдать за реакцией собеседника и корректировать получаемую информацию.

Немаловажным достоинством интервью является построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым. В ходе ведения интервью существует возможность корректировать план беседы. Интервью способствует установлению комфортной обстановки общения, что способствует искренности ответов интервьюируемого.

К недостаткам интервью можно отнести: материальные и временные затраты; трудоемкость в подготовке интервью; привлечение специалистов для беседы на узкопрофильные темы.

Так же при проведении интервью возникает проблема анонимности респондента, поскольку данный жанр предполагает открытую беседу и открытую публикацию данных. Таким образом, процедура интервьюирования зависит от согласия респондента на открытость результатов беседы.

Все вышеуказанные недостатки не являются непреодолимыми и в большей степени ориентируют журналистов на оптимизацию и совершенствование процедуры интервью и настраивают на более серьезное отношение к его организации для использования его преимуществ [11, с. 74].

Таким образом, при использовании жанра интервью в журналистской практике следует ориентироваться на приемы и методику его проведения. Процедура использования интервью осуществляется в двух направлениях:

-        выбор объекта интервью, подготовка опросного листа;

-        определение места, времени проведения интервью;

-        собственно проведение интервью;

-        обработка данных и оформление интервью [6, с. 63].

Определяя профессиональные качества интервьюера, следует выделить такие, как: инициативность, мобильность, деятельность, деликатность, терпимость и профессионализм. Данный вопрос заслуживает особого внимания. От личности журналиста-интервьюера зависит качество проведения интервью и полнота и достоверность ответов [10, с. 326].

Интервьюер не должен торопить собеседника и ограничивать время проведения интервью. Темп интервью зависит от ряда позиций: специфика темы, социальный статус интервьюируемого, уровень образования, возраст. Интервьюер при проведении беседы должен свободно ориентироваться в опросном листе, чтобы иметь возможность делать переходы в ходе интервью [1, с. 124].

Как и любой жанр, интервью в журналистском творчестве выполняет свои функции: получение информации посредством взаимодействия с респондентом; воздействие на респондента по отдельным вопросам в ходе ведения интервью.

Можно выделить три основные функции: информативная, идеологическая, воздействующая.

Информативная функция интервью заключается в том, что интервью должно содержать интересные читателям факты, интересующие общественность вопросы и, соответственно, информативные ответы респондента.

Идеологическая функция нацелена на пропаганду ценностных ориентиров, принятых в конкретную культурно-историческую эпоху.

Основой воздействующей функции является вовлечение целевой аудитории в процесс выработки отношения к тому или иному явлению, рассматриваемому в интервью.

Таким образом, интервью направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Главная особенность интервью — актуальность поводов для дискуссий в ходе ведения беседы.

 

Литература:

 

1.    Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006.

2.    Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов. — М., 1979.

3.    Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. — Л., 1971.

4.    Ворошилов В. В. Журналистика: учеб. пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.

5.    Ворошилов В. В. Журналистика: учебник. — М.: КНОРУС, 2010.

6.    Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М., 2001.

7.    Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2004.

8.    Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста. — М., 1987.

9.    Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2003.

10.              История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. А. В. Западова. — М: Высшая школа, 1973.

11.              Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

12.              Свитич Л. Г. Феномен журнализма. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

13.              Тепляшина А. Н. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа. — СПб: Логос, 1997.

14.              Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2002.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle