К вопросу о классификации онлайн-исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.11.2014

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Вишнякова М. В., Гулько Е. Ю. К вопросу о классификации онлайн-исследований // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 451-454. — URL https://moluch.ru/archive/78/13611/ (дата обращения: 22.08.2018).

Каждая наука располагает своим набором исследовательских методов, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность,характерно это и для социологии. Детальная разработка классификации методов исследования, оценка их преимуществ и недостатков позволяет выбрать социологу наиболее оптимальную стратегию в конкретной исследовательской ситуации. В данной статье предложена попытка классификации онлайн-исследований на основе систематизации литературных источников в данном направлении.

Первый момент, на который бы хотелось обратить внимание — это то, что существует методологическая путаница по соотнесению понятий онлайн-исследований и исследований использующих исключительно возможности компьютерных технологий (без участия сети интернет). Так можно выделить следующие виды опросов, опосредованных компьютерными технологиями.

1) Оффлайновые опросы, квинтэссенция которых заключается в том, что респондент скачивает опросник на свой компьютер, формирует протокол с ответами на вопросы, который затем пересылает по электронной почте для занесения в базу данных.

Примером данного вида опроса могут послужить опросы с применением методики СAPI и CATI опросы. Под CAPI опросами (Computer Assisted Personal Interview) понимается проведение интервью с помощью компьютера. От традиционных методик CAPI отличается только тем, что ее применение позволяет исследователям демонстрировать респондентам различные предметы для обсуждения, используя все мультимедийные и интерактивные возможности программного обеспечения. Сама анкета может заполняться традиционным способом или через использование компьютерной программы.

Под CATI (Computer Assisted Telephone Interview) опросами подразумевают проведение телефонных опросов с помощью компьютера. Где оператор устанавливает голосовое соединение с респондентами с использованием телефонных номеров, которые содержатся в базе данных. Ответы интервьюируемых аккумулируются на едином информационном портале, что позволяет обрабатывать их по мере поступления.

Несмотря на то, что для проведения СAPI и CATI опросов требуется использование специальной компьютерной системы или программы, процесс заполнения анкет проходит оффлайн, и специфика «хранения» данных в такого рода опросах требует «выгрузки» для дальнейшей обработки. В связи с этим данные виды опросов могут быть отнесены лишь к оффлайн-опросам, тем не менее, использующим возможности автоматизации полевых работ по средствам применения компьютерных технологий.

2) Онлайновые опросы подразумевают, что респондент отвечает на вопросы анкеты в режиме онлайн (к примеру, по ссылке), а протокол с ответами на вопросы автоматически вносится в базу данных.

Примером такого типа опросов становятся CAWI-опросы, осуществляющиеся в два этапа: на первом этапе происходит рекрутинг респондентов, подходящих под критерии конкретного опроса [5,с.128]. При этом респондентам, которые подошли под все критерии опроса и выразили согласие принять участие в опросе, выдается адрес специального сайта в интернете, а также индивидуальный логин и пароль для входа в систему онлайн-опросов. Далее, на втором этапе, респондент в удобное для себя время (конечно, в рамках периода проведения опроса) и в удобном месте заходит на этот сайт и самостоятельно заполняет анкету. При этом данные моментально попадают на сервер для контроля и предварительной обработки информации. Таким образом, методика позволяет отслеживать качество заполнения анкет онлайн, автоматически подсчитывать квоты, количество текущих, прерванных интервью, замеряет длительность интервью и т.д

Как видно из описанной выше классификации, основное различие онлайн-и оффлайн-опросов состоит в использовании/неиспользовании сети интернет. А сходство этих видов опросов заключено в возможности автоматизации нескольких этапов социологических исследований (к примеру, сбор и ввод информации) см рис 1.

Рис.1. Автоматизация полевых работ в социологическом исследовании

 

Что касается собственно онлайн-исследований, то по аналогии с традиционными исследованиями их можно разделить на количественные и качественные. По возможности размещения инструментария в сети интернет можно выделять стандартные веб-опросники и самозагружающиеся опросы. Рассмотрим данные виды онлайн-опросов более подробно.

Использование стандартного веб-опросника предполагает загрузку интернет-страницы с размещенной на ней анкетой. Она быть представлена как на открытых интернет-страницах (доступных для всех пользователей сети), так и на закрытых страницах, где вход в систему онлайн-опросов возможен лишь через регистрацию потенциального респондента и ввод пользовательского логина и пароля.

Самозагружающийся опросы предполагают скачивание анкеты из интернета и запуск на прежде установленное программное обеспечение, заранее установленное респондентом. Это перемещает процедуру заполнения анкеты с Web-сервера на компьютер респондента. Т. В. Филиппова утверждает, что таким образом происходит экономия денег на использование интернет-ресурсов для респондента, однако, этот факт является спорным, потому как загрузка такой программы может требовать от 2 минут до двух часов. В свою очередь длительное время загрузки может отрицательно сказаться на интернет-балансе респондента, если оплата идет не безлимитно, а за количество использованного интернет-трафика. Более того, такой опрос может требовать больших технических навыков от респондента для того, чтобы установить программное обеспечение и правильно управлять процессом загрузки [6, c. 136].

Что касается качественных онлайн-исследований, то среди них можно выделить следующие исследовательские методы глубинное онлайн-интервью, онлайн-дневники (этнографические исследования), онлайн-фокус-группы (ОФГ).

Обратимся к глубинному онлайн-интервью. Итак, глубинное онлайн-интервью — качественный метод исследования, представляющий собой слабоструктурированную беседу исследователя с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы на основе программного обмена сообщениями (ISQ, Skype и др.)

Онлайн глубинные интервью обладают следующими преимуществами:

-                   Позволяют привлечь к исследованию труднодоступную аудиторию (экспертов, высокодоходных респондентов; респондентов, занимающих высокое социальное положение);

-                   Обеспечивает широкий охват аудитории (разнообразные социальные группы, географически отдаленные);

Вместе с тем, онлайн-глубинные интервью имеют свои ограничения, которые, прежде всего, связаны с технической стороной исследования:

-                   Высокая пропускная способность интернета, в особенности для интервью, в которых ведется аудио- и видео -запись;

-                   Наличие специальных средств для общения: веб-камеры, микрофона, специального программного обеспечения;

-                   Кроме профессионального мастерства, модератор должен обладать высокой технической грамотностью [4, с. 145]

Что касается онлайн-дневников, то данный метод, как и его оффлайн-аналог, дает возможность изучить ежедневное поведение респондентов в интересующей исследователя теме. Преимущества онлайн-модификации данного метода состоит в возможности получения информации в уже готовом «электронном» виде, и нет необходимости личной встречи с респондентом. В качестве ограничения выступает проблема рекрутинга, в частности, фальсификация данных (возраст, пол) и невозможность проверить «подлинность» указанных респондентом социально-демографических данных.

Если говорить об онлайн-фокус-группе (ОФГ), то она может быть определена как «отобранная группа индивидов, которые добровольно участвуют в модерируемом, структурированном, интерактивном обсуждении с целью изучения определенной темы» [4, с.120]. На основе обзора литературных источников по данной тематике мы выявили, что в качестве критериев для классификации ОФГ могут выступать следующие:

-                   степень синхронности/асинхронности (пространственно-временной континуум);

-                   степень социального присутствия;

В зависимости от степени синхронности/асинхронности — величины временного разрыва между сообщениями: от минимального разрыва между репликами до подразумевающих ответ через продолжительное время — выделяют синхронные и асинхронные онлайн-фокус-группы.

Что касается синхронных онлайн-фокус-групп, то они проводятся в режиме реального времени и требуют от участников и исследователей «выложится наполную» в заранее оговоренное время. Для их проведения обычно используются инструменты «чата», такие как система сообщений или чат-площадки, телефонные звонки, видеоконференции. Названные платформы, как правило, имеют больше ограничений по времени и требованиям к интернет-трафику участников. Однако они позволяют в режиме реального времени обмениваться вербальной информацией и имеют определенный потенциал для передачи невербальной информации, например, вокальные нюансы тона или язык тела [7, с.83].

Напротив, асинхронные онлайн-фокус-группы обычно используют онлайн-дискуссии или форумы и позволяют участникам и исследователям читать и отвечать на сообщения других в удобное для них время. Обсуждение на форумах, блогах, списки рассылок являются примерами асинхронных технологий [8]. Как отмечают исследователи, асинхронные платформы обычно являются наиболее гибкими для участников с напряженным графиком или тех, кто проживает в разных часовых поясах.

Другой ключевой характеристикой для классификации онлайн-фокус-групп является степень, с которой они создают ощущение социального присутствия. Социальное присутствие можно определить как «степень значимости других во взаимодействии, и как следствие межличностных отношений» [9].Степень, с которой онлайн-платформы (место организации онлайн-группы) поддерживают чувство социального присутствия могут быть отображены вдоль пространственного континуума: «высокое социальное присутствие» технологий будет копировать ощущение реального времени, воплощенное в пространстве и «низкое социальное присутствие» технологий будет создавать чувство «преувеличения» и давать меньше визуальных и звуковых сигналов. Платформы с высокой степенью социального присутствия применяются в ситуации, когда:

-        важно сохранить различия в физической внешности, возраст, пол и т. д., и их влияние на участников;

-        необходимо обеспечить передачу невербальных и эмоциональных сигналов с целью получения более «богатых» данных.

Но вместе с тем при использовании платформ данного типа, с одной стороны, возникает необходимость доступа к высокоскоростному Интернету, а с другой стороны, участники лишены возможности оставаться анонимными, более низкая степень конфиденциальности.

В то же время платформы с низкой степенью социального присутствия (текстовые сообщения) предоставляют возможность:

-        работы с низкой пропускной способностью и более медленной скоростью Интернета;

-        обеспечения высокой степени конфиденциальности участника и / или анонимность;

-        скрывать (маскировать) различия внешнего вида, возраст, пол, этническую принадлежность и т. д.;

-        формирования легко экспортируемых транскриптов [41].

Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на относительную новизну тематики онлайн-исследований, научным сообществом разработана достаточно полная классификация онлайн-исследований, в основу которых ложатся такие критерии как способ размещения опроса, степень синхронности / асинхронности, степень социального присутствия. Также в наиболее общем виде онлайн-исследования могут быть разделены на обогащено-традиционные и инновационные методы. Под первыми понимается применение дополнительных возможностей, которые представляются онлайн-средой, к уже имеющимся методам. К примеру, опрос по электронной почте выступает всего лишь аналогом традиционного почтового опроса. К инновационным относят те методы исследований, которые появились в результате внедрения совершенно новых технологий в социологическую практику. Примером данного типа могут стать образованные в результате совершенствования программного обеспечения, компьютерных технологий и сети интернет CAWI опросы, не имеющие аналогов среди социологических методов ранее.

Предложенная выше классификация онлайн-опросов, по мнению ее авторов, позволяет исследователю видеть возможности и ограничения разных видов онлайн-опросов более явно. Тем не менее, выбор типа опроса и метода его распространения определяется исследователем самостоятельно в зависимости как от специфики самого исследования , так и от тех ресурсов, которыми он располагает. Вместе с тем в учет берутся, несомненно, преимущества и недостатки каждого конкретного метода сбора данных.

 

Литература:

 

1.       Богомолова, Н.Н., Фоломеева, Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования / Н. Н. Богомолова, Т. В. Фоломеева. — М., 1997. — 321 с.

2.       Дьякова, М. В. Будущее онлайн-исследований: ожидать ли конца света или какие альтернативные источники формирования выборок придут на смену традиционным онлайн-панелям? / М. В. Дьякова // Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. — М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. — 420 с.

3.       Круглов, А. Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01/А. Ю. Круглов.-Санкт-Петербург,2005.-379л.

4.       Лебедев, П. А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы: дис….кандидата социол. наук: 22.00.01 / П. А. Лебедев. — М. — 2010. — 222 л.

5.       Макаров, Г. И. Онлайн-исследования отраслевых рынков: маркетинг реального времени/Г. И. Макаров//Индустриальный и b2b маркетинг.-2008.-№ 2.-С.126–132.

6.       Филиппова, Т. В. Социология в интернете /Т. В. Филиппова// Социологические исследования. — 2000.- № 5.- С.131–137.

7.       Шейхетов, С. В. Поколение Next выбирает блоги / С. В. Шейхетов // Интернет-маркетинг. — 2006. — № 6.– С. 332–338.

8.       Bosio, A, Graffigna, G The Influence of Setting on Findings Produced in Qualitative Health Research: A Comparison between Face-to-Face and Online Discussion Groups about HIV/AIDS / A. Bosio, G. Graffigna // International Journal of Qualitative Methods [Electronic resource]. — № 5, 2006. — Mode of access: http://www.ualberta.ca/~iiqm/backissues/5_3/PDF/graffigna.pdf. — Date of access:12.03.2014.01.2014.

9.       Link, A., Dinsmore, S. Online Focus Groups: Selecting a Platform / A. Link, S.Dinsmore // Website Academia.edu. [Electronic resource].-Mode of access: academia.edu/2064385/Online_Focus_Groups_Selecting_a_Platform. Date of access –:18.10.2013.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное присутствие, CATI, опрос, респондент, CAPI, глубинное онлайн-интервью, программное обеспечение, баз данных, реальное время, вид опросов.


Похожие статьи

Возможности и ограничения онлайн-исследований

- Отсутствие «эффекта интервьюера»*. - Неоднократное участие в опросе. - Намеренное искажение данных.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, программное обеспечение, ограничение, респондент, специфика интернет-среды...

Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн...

- Определять время работы опросов. - Отбирать уникальных пользователей с помощью cookies. - Осуществлять повторный опрос с помощью

Следующие методом рекрутинга респондента выступает онлайн-панель, которая представляет собой «обновляющуюся базу потенциальных...

Особенности организации и проведения онлайн исследований

Так под онлайн панелью понимается «база данных потенциальных респондентов, выразивших желание получать приглашения к участию в опросах, если они будут отобраны для этого по заранее определенным параметрам» [4, с.21].

Методика исследования вредоносных программ...

Даная операционная система, несмотря на то, что уже не поддерживается, отлично подходит для задач динамического анализа вредоносного программного обеспечения.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опрос как метод маркетинговых исследований

– предоставление возможности проходить опрос анонимно, а так же обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов

Рис. 1. Основные виды опросов. Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса.

Разработка комплексного проекта веб-портала «Нейротекст» для...

Работа с респондентами, их опрос, выдача текстов, сбор результатов, внесение их в

Сервис позволяет распространять свой опрос в социальных сетях или рассылках для сбора необходимых данных.

Testograf — сервис проведения онлайн-опросов [4]. Есть...

Положительные и отрицательные проявления эффекта...

Ключевые слова: интервью, интервьюер, эффект интервьюера, ожидания интервьюера, социальная

Интервьюер, наряду с респондентом, опросным инструментом и методом сбора данных

Хадли Л., Биллинг Дж. Эффект пола интервьюера в социологическом опросе...

Вводный опрос студентов первого курса | Статья в журнале...

студент, опрос, умение студентов, часть опроса, баз данных, слабая подгруппа, сильная группа, общая компьютерная грамотность, начальный этап, результат опроса.

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

«Облачные технологии» не требуют установки программного обеспечения, поскольку

Рис. 1. Результаты опроса, проведенные компанией iKS-Consulting.

Можно проводить мониторинг в реальном времени загрузки и баланса системы, а также выделения ресурсов [2].

Возможности и ограничения онлайн-исследований

- Отсутствие «эффекта интервьюера»*. - Неоднократное участие в опросе. - Намеренное искажение данных.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, программное обеспечение, ограничение, респондент, специфика интернет-среды...

Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн...

- Определять время работы опросов. - Отбирать уникальных пользователей с помощью cookies. - Осуществлять повторный опрос с помощью

Следующие методом рекрутинга респондента выступает онлайн-панель, которая представляет собой «обновляющуюся базу потенциальных...

Особенности организации и проведения онлайн исследований

Так под онлайн панелью понимается «база данных потенциальных респондентов, выразивших желание получать приглашения к участию в опросах, если они будут отобраны для этого по заранее определенным параметрам» [4, с.21].

Методика исследования вредоносных программ...

Даная операционная система, несмотря на то, что уже не поддерживается, отлично подходит для задач динамического анализа вредоносного программного обеспечения.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опрос как метод маркетинговых исследований

– предоставление возможности проходить опрос анонимно, а так же обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов

Рис. 1. Основные виды опросов. Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса.

Разработка комплексного проекта веб-портала «Нейротекст» для...

Работа с респондентами, их опрос, выдача текстов, сбор результатов, внесение их в

Сервис позволяет распространять свой опрос в социальных сетях или рассылках для сбора необходимых данных.

Testograf — сервис проведения онлайн-опросов [4]. Есть...

Положительные и отрицательные проявления эффекта...

Ключевые слова: интервью, интервьюер, эффект интервьюера, ожидания интервьюера, социальная

Интервьюер, наряду с респондентом, опросным инструментом и методом сбора данных

Хадли Л., Биллинг Дж. Эффект пола интервьюера в социологическом опросе...

Вводный опрос студентов первого курса | Статья в журнале...

студент, опрос, умение студентов, часть опроса, баз данных, слабая подгруппа, сильная группа, общая компьютерная грамотность, начальный этап, результат опроса.

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

«Облачные технологии» не требуют установки программного обеспечения, поскольку

Рис. 1. Результаты опроса, проведенные компанией iKS-Consulting.

Можно проводить мониторинг в реальном времени загрузки и баланса системы, а также выделения ресурсов [2].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности и ограничения онлайн-исследований

- Отсутствие «эффекта интервьюера»*. - Неоднократное участие в опросе. - Намеренное искажение данных.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, программное обеспечение, ограничение, респондент, специфика интернет-среды...

Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн...

- Определять время работы опросов. - Отбирать уникальных пользователей с помощью cookies. - Осуществлять повторный опрос с помощью

Следующие методом рекрутинга респондента выступает онлайн-панель, которая представляет собой «обновляющуюся базу потенциальных...

Особенности организации и проведения онлайн исследований

Так под онлайн панелью понимается «база данных потенциальных респондентов, выразивших желание получать приглашения к участию в опросах, если они будут отобраны для этого по заранее определенным параметрам» [4, с.21].

Методика исследования вредоносных программ...

Даная операционная система, несмотря на то, что уже не поддерживается, отлично подходит для задач динамического анализа вредоносного программного обеспечения.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опрос как метод маркетинговых исследований

– предоставление возможности проходить опрос анонимно, а так же обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов

Рис. 1. Основные виды опросов. Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса.

Разработка комплексного проекта веб-портала «Нейротекст» для...

Работа с респондентами, их опрос, выдача текстов, сбор результатов, внесение их в

Сервис позволяет распространять свой опрос в социальных сетях или рассылках для сбора необходимых данных.

Testograf — сервис проведения онлайн-опросов [4]. Есть...

Положительные и отрицательные проявления эффекта...

Ключевые слова: интервью, интервьюер, эффект интервьюера, ожидания интервьюера, социальная

Интервьюер, наряду с респондентом, опросным инструментом и методом сбора данных

Хадли Л., Биллинг Дж. Эффект пола интервьюера в социологическом опросе...

Вводный опрос студентов первого курса | Статья в журнале...

студент, опрос, умение студентов, часть опроса, баз данных, слабая подгруппа, сильная группа, общая компьютерная грамотность, начальный этап, результат опроса.

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

«Облачные технологии» не требуют установки программного обеспечения, поскольку

Рис. 1. Результаты опроса, проведенные компанией iKS-Consulting.

Можно проводить мониторинг в реальном времени загрузки и баланса системы, а также выделения ресурсов [2].

Возможности и ограничения онлайн-исследований

- Отсутствие «эффекта интервьюера»*. - Неоднократное участие в опросе. - Намеренное искажение данных.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, программное обеспечение, ограничение, респондент, специфика интернет-среды...

Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн...

- Определять время работы опросов. - Отбирать уникальных пользователей с помощью cookies. - Осуществлять повторный опрос с помощью

Следующие методом рекрутинга респондента выступает онлайн-панель, которая представляет собой «обновляющуюся базу потенциальных...

Особенности организации и проведения онлайн исследований

Так под онлайн панелью понимается «база данных потенциальных респондентов, выразивших желание получать приглашения к участию в опросах, если они будут отобраны для этого по заранее определенным параметрам» [4, с.21].

Методика исследования вредоносных программ...

Даная операционная система, несмотря на то, что уже не поддерживается, отлично подходит для задач динамического анализа вредоносного программного обеспечения.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опрос как метод маркетинговых исследований

– предоставление возможности проходить опрос анонимно, а так же обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов

Рис. 1. Основные виды опросов. Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса.

Разработка комплексного проекта веб-портала «Нейротекст» для...

Работа с респондентами, их опрос, выдача текстов, сбор результатов, внесение их в

Сервис позволяет распространять свой опрос в социальных сетях или рассылках для сбора необходимых данных.

Testograf — сервис проведения онлайн-опросов [4]. Есть...

Положительные и отрицательные проявления эффекта...

Ключевые слова: интервью, интервьюер, эффект интервьюера, ожидания интервьюера, социальная

Интервьюер, наряду с респондентом, опросным инструментом и методом сбора данных

Хадли Л., Биллинг Дж. Эффект пола интервьюера в социологическом опросе...

Вводный опрос студентов первого курса | Статья в журнале...

студент, опрос, умение студентов, часть опроса, баз данных, слабая подгруппа, сильная группа, общая компьютерная грамотность, начальный этап, результат опроса.

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

«Облачные технологии» не требуют установки программного обеспечения, поскольку

Рис. 1. Результаты опроса, проведенные компанией iKS-Consulting.

Можно проводить мониторинг в реальном времени загрузки и баланса системы, а также выделения ресурсов [2].

Задать вопрос