Библиографическое описание:

Кубышко Л. В., Матусевич М. С. Профилактика наркомании и токсикомании в детском и подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 89-91.

Ключевые слова: наркомания, профилактика, психоактивные вещества, антинаркотическое воспитание, девиантное поведение, микросоциальная среда.

Главным направлением борьбы с наркоманией и токсикоманией является профилактика. Прежде всего, на государственном уровне должна быть решена задача удовлетворения важнейших жизненных потребностей человека, возможность осуществления здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это не только специализированная медико-генетическая помощь семьям, нормальные жилищные условия и полноценное питание, но и психологическая безопасность подростка, возможность полноценного труда – все это общие социальные условия, без которых профилактика наркомании теряет свою эффективность. Необходимым условием является также формирование современного правового государства, высшим принципом которого служит безусловное подчинение всего и всех закону.

Профилактика наркомании и токсикомании должна проводиться вместе с профилактикой пьянства и алкоголизма, сочетаться с оздоровлением бытового и досугового окружения ребенка, ранним выявлением лиц, потребляющих наркотические, токсические, сильнодействующие средства.

«Оздоровление» образа жизни детей и подростков предполагает вытеснение семейного пьянства. Особенно в этом нуждаются пары, живущие в гражданском браке (фактические супруги). Они чаще, чем лица, состоящие в юридическом браке, злоупотребляют спиртными напитками, среди них больше доля лиц, признанных в установленном порядке хроническими алкоголиками, а также ранее судимых. Среди них отмечено больше случаев аморального и противоправного поведения в конфликтных ситуациях [10].

Одним из эффективных и надежных способов профилактики потребления алкогольных напитков, психоактивных веществ является формирование в детском и подростковом возрасте целесообразных гигиенических навыков и привычек, в том числе и своевременная выработка стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению алкогольных напитков и других психоактивных веществ.

В процессе развития на ребенка воздействуют школа, семья, друзья, родственники, информация, поступающая по каналам массовой информации и многое другое, все то, что составляет микросоциальную среду, окружающую и формирующую его как личность.

В связи с тем, что детям свойственно подражательное поведение, на возникновение положительной алкогольной мотивации и ранней алкоголизации большое влияние оказывают установки взрослых, их личный пример, алкогольные традиции ближайшего социального окружения. Именно поэтому для обеспечения эффективного антиалкогольного и антинаркотического гигиенического обучения и воспитания школьников необходимо подготовить взрослое население.

Известно, что наибольшее влияние на детей и подростков как непосредственно через воспитание, так и опосредованно (бытующие в семье установки, традиции, особенно алкогольные) оказывают родители. Поэтому для успешного антиалкогольного воспитания детей и подростков необходимо проводить работу с родителями. Это, с одной стороны, поможет значительному оздоровлению микросреды, с другой - оснастит родителей необходимыми теоретическими знаниями и методикой проведения антиалкогольного (антинаркотического) воспитания детей.

Важнейшая роль в осуществлении педагогического воздействия как на детей, так и на взрослое население – родителей, принадлежит школе, так как школа призвана быть стержнем, объединяющим влияние на детей семьи и общественности. При этом имеется в виду не просто сумма влияний, а организованная система воспитательных воздействий.

Для успешного осуществления мероприятий по антиалкогольному и антинаркотическому, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения родители, педагоги и медицинские работники школ должны быть хорошо осведомлены в вопросах возрастных особенностей детей и подростков, сроков и условий формирования положительного отношения к потреблению психоактивных веществ.

Одно из основных средств профилактики заключается в решении проблемы свободного времени ребенка. Досуг ребенка должен быть тесно связан с жизнью семьи, родителей. Ребенок не все время находится в школе, в группе, он достаточно времени проводит дома, и ему необходим контакт с родителями, с другими членами семьи, ему необходима их любовь, необходимо их внимание, их помощь и забота.

Решение проблемы досуга тесно связано с решением еще одной не менее важной проблемы - обеспечения подростку возможности для самораскрытия личностных задатков в общественно приемлемой форме. Это могут быть физкультура и спорт, музыка и изобразительное искусство и многое другое, в чем он может осуществить свои желания и потребности самовыражения и что позволяет ему чувствовать себя полноценной и достойной личностью.

Работа с взрослым населением должна проводиться в широком масштабе трудовой и познавательной деятельности: на предприятиях, в учреждениях, средствами массовой информации и т.д. Однако суровая действительность свидетельствует о том, что только школа совместно с родителями могут что-то реальное сделать для детей. Именно с этих позиций педагог должен рассматривать свою миссию и сосредоточить свое внимание на работе с родителями и непосредственно с детьми. Подготовка родителей в школе дает возможность наиболее полно осуществить принцип дифференцированного подхода в зависимости от возраста детей – здесь есть возможность собрать родителей детей одной возрастной группы [2].

Кроме того, педагог имеет возможность проводить индивидуальную работу в неблагополучных семьях с высокой эффективностью, если он хорошо знает их возможности и особенности.

Формы работы с родителями должны использоваться как коллективные, так и индивидуальные. Наиболее распространенной и общепринятой коллективной формой являются родительские собрания: общешкольные и классные.

Наиболее оптимален дифференцированный подход к профилактике в. условиях школы в зависимости от возраста детей. Это связано с тем, что играют большую роль не только морфологические, физические, психологические особенности того или иного возраста, но и то, что в каждом периоде свои специфические причины и условия для формирования положительного или отрицательного отношения к потреблению наркотиков и других психоактивных веществ [14].

При планировании и проведении профилактической работы с родителями целесообразно заниматься отдельно с тремя потоками: родителями младших, средних и старших школьников.

При работе с родителями основное внимание следует уделять разъяснению того, что самым важным фактором, определяющим формирование положительного или отрицательного отношения к приобщению потребления психоактивных веществ у детей и подростков, являются семейные антиалкогольные установки, традиции.

 

Литература:

1.        Анисимов А.И., Матусевич М.С., Шатровой О.В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография - СПб.: «Издательство РГПУ им. А.И. Герцена», 2013.

2.        Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами//Молодой ученый.- 2014 № 3 (62).

3.        Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

4.        Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 360-364.

5.        Матусевич М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода [Текст] / М. С. Матусевич [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 686-689.

6.        Матусевич М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. – 53 с.

7.        Матусевич М.С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№3 (62), март 2014 г.

8.        Матусевич М.С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков//Журнал Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 814-817.

9.        Макарова Л.П., Матусевич М.С., Бахтин Ю.К., Соловьев А.В. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактике социальных отклонений). // Журнал «Молодой ученый» № 3 (62), март 2014 г.- С.944-946.

10.    Макарова Л.П., Матусевич М.С., Бахтин Ю.К., Соловьев А.В.. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодежи// Молодой ученый № 3 (62) , март 2014. - С. 941-943.

11.    Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. психология зависимой личности или Подросток в окружении соблазнов. – Казань: РЦПНН при КМРТ; Й.: Марево, 2002. – 240 с.

12.    Сыромятникова Л.И., Шпет И.Н., Буйнов Л.Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников, Молодой ученый. 2013. № 11. С. 660-662.

13.    Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А.И.Герцена.2012.№ 145.С.90-96.

14.    Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. «Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№10 (57), октябрь 2013 г.).

15.    Хвеженко С.П., Матусевич М.С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222-226.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle