Библиографическое описание:

Кубышко Л. В., Матусевич М. С. Профилактика наркомании и токсикомании в детском и подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 89-91.

Ключевые слова: наркомания, профилактика, психоактивные вещества, антинаркотическое воспитание, девиантное поведение, микросоциальная среда.

Главным направлением борьбы с наркоманией и токсикоманией является профилактика. Прежде всего, на государственном уровне должна быть решена задача удовлетворения важнейших жизненных потребностей человека, возможность осуществления здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это не только специализированная медико-генетическая помощь семьям, нормальные жилищные условия и полноценное питание, но и психологическая безопасность подростка, возможность полноценного труда – все это общие социальные условия, без которых профилактика наркомании теряет свою эффективность. Необходимым условием является также формирование современного правового государства, высшим принципом которого служит безусловное подчинение всего и всех закону.

Профилактика наркомании и токсикомании должна проводиться вместе с профилактикой пьянства и алкоголизма, сочетаться с оздоровлением бытового и досугового окружения ребенка, ранним выявлением лиц, потребляющих наркотические, токсические, сильнодействующие средства.

«Оздоровление» образа жизни детей и подростков предполагает вытеснение семейного пьянства. Особенно в этом нуждаются пары, живущие в гражданском браке (фактические супруги). Они чаще, чем лица, состоящие в юридическом браке, злоупотребляют спиртными напитками, среди них больше доля лиц, признанных в установленном порядке хроническими алкоголиками, а также ранее судимых. Среди них отмечено больше случаев аморального и противоправного поведения в конфликтных ситуациях [10].

Одним из эффективных и надежных способов профилактики потребления алкогольных напитков, психоактивных веществ является формирование в детском и подростковом возрасте целесообразных гигиенических навыков и привычек, в том числе и своевременная выработка стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению алкогольных напитков и других психоактивных веществ.

В процессе развития на ребенка воздействуют школа, семья, друзья, родственники, информация, поступающая по каналам массовой информации и многое другое, все то, что составляет микросоциальную среду, окружающую и формирующую его как личность.

В связи с тем, что детям свойственно подражательное поведение, на возникновение положительной алкогольной мотивации и ранней алкоголизации большое влияние оказывают установки взрослых, их личный пример, алкогольные традиции ближайшего социального окружения. Именно поэтому для обеспечения эффективного антиалкогольного и антинаркотического гигиенического обучения и воспитания школьников необходимо подготовить взрослое население.

Известно, что наибольшее влияние на детей и подростков как непосредственно через воспитание, так и опосредованно (бытующие в семье установки, традиции, особенно алкогольные) оказывают родители. Поэтому для успешного антиалкогольного воспитания детей и подростков необходимо проводить работу с родителями. Это, с одной стороны, поможет значительному оздоровлению микросреды, с другой - оснастит родителей необходимыми теоретическими знаниями и методикой проведения антиалкогольного (антинаркотического) воспитания детей.

Важнейшая роль в осуществлении педагогического воздействия как на детей, так и на взрослое население – родителей, принадлежит школе, так как школа призвана быть стержнем, объединяющим влияние на детей семьи и общественности. При этом имеется в виду не просто сумма влияний, а организованная система воспитательных воздействий.

Для успешного осуществления мероприятий по антиалкогольному и антинаркотическому, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения родители, педагоги и медицинские работники школ должны быть хорошо осведомлены в вопросах возрастных особенностей детей и подростков, сроков и условий формирования положительного отношения к потреблению психоактивных веществ.

Одно из основных средств профилактики заключается в решении проблемы свободного времени ребенка. Досуг ребенка должен быть тесно связан с жизнью семьи, родителей. Ребенок не все время находится в школе, в группе, он достаточно времени проводит дома, и ему необходим контакт с родителями, с другими членами семьи, ему необходима их любовь, необходимо их внимание, их помощь и забота.

Решение проблемы досуга тесно связано с решением еще одной не менее важной проблемы - обеспечения подростку возможности для самораскрытия личностных задатков в общественно приемлемой форме. Это могут быть физкультура и спорт, музыка и изобразительное искусство и многое другое, в чем он может осуществить свои желания и потребности самовыражения и что позволяет ему чувствовать себя полноценной и достойной личностью.

Работа с взрослым населением должна проводиться в широком масштабе трудовой и познавательной деятельности: на предприятиях, в учреждениях, средствами массовой информации и т.д. Однако суровая действительность свидетельствует о том, что только школа совместно с родителями могут что-то реальное сделать для детей. Именно с этих позиций педагог должен рассматривать свою миссию и сосредоточить свое внимание на работе с родителями и непосредственно с детьми. Подготовка родителей в школе дает возможность наиболее полно осуществить принцип дифференцированного подхода в зависимости от возраста детей – здесь есть возможность собрать родителей детей одной возрастной группы [2].

Кроме того, педагог имеет возможность проводить индивидуальную работу в неблагополучных семьях с высокой эффективностью, если он хорошо знает их возможности и особенности.

Формы работы с родителями должны использоваться как коллективные, так и индивидуальные. Наиболее распространенной и общепринятой коллективной формой являются родительские собрания: общешкольные и классные.

Наиболее оптимален дифференцированный подход к профилактике в. условиях школы в зависимости от возраста детей. Это связано с тем, что играют большую роль не только морфологические, физические, психологические особенности того или иного возраста, но и то, что в каждом периоде свои специфические причины и условия для формирования положительного или отрицательного отношения к потреблению наркотиков и других психоактивных веществ [14].

При планировании и проведении профилактической работы с родителями целесообразно заниматься отдельно с тремя потоками: родителями младших, средних и старших школьников.

При работе с родителями основное внимание следует уделять разъяснению того, что самым важным фактором, определяющим формирование положительного или отрицательного отношения к приобщению потребления психоактивных веществ у детей и подростков, являются семейные антиалкогольные установки, традиции.

 

Литература:

1.        Анисимов А.И., Матусевич М.С., Шатровой О.В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография - СПб.: «Издательство РГПУ им. А.И. Герцена», 2013.

2.        Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами//Молодой ученый.- 2014 № 3 (62).

3.        Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

4.        Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 360-364.

5.        Матусевич М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода [Текст] / М. С. Матусевич [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 686-689.

6.        Матусевич М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. – 53 с.

7.        Матусевич М.С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№3 (62), март 2014 г.

8.        Матусевич М.С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков//Журнал Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 814-817.

9.        Макарова Л.П., Матусевич М.С., Бахтин Ю.К., Соловьев А.В. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактике социальных отклонений). // Журнал «Молодой ученый» № 3 (62), март 2014 г.- С.944-946.

10.    Макарова Л.П., Матусевич М.С., Бахтин Ю.К., Соловьев А.В.. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодежи// Молодой ученый № 3 (62) , март 2014. - С. 941-943.

11.    Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. психология зависимой личности или Подросток в окружении соблазнов. – Казань: РЦПНН при КМРТ; Й.: Марево, 2002. – 240 с.

12.    Сыромятникова Л.И., Шпет И.Н., Буйнов Л.Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников, Молодой ученый. 2013. № 11. С. 660-662.

13.    Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А.И.Герцена.2012.№ 145.С.90-96.

14.    Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. «Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№10 (57), октябрь 2013 г.).

15.    Хвеженко С.П., Матусевич М.С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222-226.

Основные термины: Матусевич М.С, Молодой ученый, психоактивных веществ, Журнал «Молодой ученый», подростковом возрасте, Макарова Л.П, профилактике социальных, профилактике социальных отклонений, Профилактика наркомании, воспитания детей, профилактики наркомании, формирования положительного, взрослое население, потреблению психоактивных веществ, возраста детей, отрицательного отношения, потребления психоактивных веществ, антиалкогольного воспитания детей, Соловьев А.В, родителями основное внимание

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle