Библиографическое описание:

Корнилова Е. С. Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 87-89.

В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается возможность непрерывно в течение жизни совершенствовать свои знания. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционная поддержка, которая является одним из наиболее активно развивающихся направлений современного образования [5].

В течение последних десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В мире происходит  развитие спектра образовательных дистанционных услуг, характеризующихся увеличением количества обучающихся, образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО "Образование для всех", "Образование через всю жизнь", "Образование без границ" [5].

Говоря о практике применения дистанционной поддержки, необходимо отметить, что под ней мы понимаем обеспечение традиционных форм образовательного процесса (очное, очно-заочное, заочное, экстернат) технологиями дистанционного обучения с четко заданными элементами, содержанием и объемом поддержки, в отличие от активно развивающегося в последнее время, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, дистанционного образования, требующего наиболее полного представления содержания в сети [1].

Анализ литературы, методических и научных источников позволил нам определить цель и задачи применения дистанционной поддержки образовательного процесса (далее – ДПОП). Цель организации ДПОП: обеспечение открытости, индивидуализации, персонализации, интенсификации, доступности учебного процесса в вузе, популяризации инновационных методик обучения [1]. На основе изучения различных исследований нами также были сформулированы основные задачи организации ДПОП:

1.                  Популяризация идеи ДПОП среди профессорско-преподавательского состава.

2.                  Организация внепланового, беспрепятственного доступа студентов к учебным материалам, лекциям, заданиям, литературе и пр.

3.                  Расширение средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

4.                  Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области разработки электронных учебных курсов и дистанционного обучения.

5.                  Формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности студентов и ответственности за её результаты.

6.                  Расширение сетевого взаимодействия с целью привлечения широко круга специалистов, работодателей и профессионалов.

Опыт использования дистанционной образования и дистанционной поддержки обучения в Санкт-Петербурге представлен на уровне отдельных образовательных учреждений, в основном систем среднего полного и высшего профессионального образования. В этом смысле Герценовский университет не является исключением и наравне с другими ведущими вузами страны ведет активную работу по разработке и созданию дистанционной поддержки студентов. Центр дистанционной поддержки образования РГПУ им. А. И. Герцена представляет широкий спектр курсов дистанционного обучения почти всех факультетов университета и призван обеспечить поддержку образовательного процесса средствами дистанционных технологий. Курсы, разработанные на базе ЦДПО РГПУ им. А.И. Герцен, созданы на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru [4].

Практика дистанционной поддержки студентов становится уже традиционной и для факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена [2, 3].

«Безопасность жизнедеятельности» – дисциплина, обозначенная федеральным государственным образовательным стандартом в качестве обязательной для всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.

Основной целью обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности» является формирование культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета [5].

Курс дистанционной поддержки «Безопасность жизнедеятельности» был разработан для студентов очного отделения в полном соответствии с тематическим содержанием очного курса ОБЖ. Данный курс ориентирован, прежде всего, на дистанционную поддержку очного образовательного процесса с возможностью неоднократного возвращения к пройденным лекциям и материалам, а также с возможностью получить дополнительные знаний и выполнить практические задания по дисциплине.

Структура курса включает в себя шесть основных тем: «Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности. Основные положения БЖД», «Нормативно правовая база по безопасности жизнедеятельности», «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», «Здоровый образ жизни как составляющая безопасности жизнедеятельности человека». Каждая тема состоит из лекций и заданий для закрепления пройденного материала. К теоретическому материалу подобраны видео- , мультимедиа- файлы, сопровождающие презентации, а также схемы, ссылки и изображения. Все это существенно расширяет содержание простого лекционного материала, изложенного в процессе задания. Содержание выстроено таким образом, что студент может неоднократно возвращаться не только к материалам занятия, но и просматривать видеолекции.

По окончании изучения каждой темы студенту предлагается ряд заданий для самостоятельной работы, которые также размещены в системе. Система позволяет студенту скачать задания, а также выполнив их – прикрепить обратно без дополнительной передачи преподавателю. Тут же, в системе преподаватель проверяет задания и выставляет оценки с возможными комментариями по доработке. Студент, в свою очередь, обладает возможностью отслеживать свою успеваемость. Все оценки выставляются в баллах согласно балльно-рейтинговой системе, утвержденной университетом.

Частичная апробация по внедрению курса позволяет утверждать, что сегодня дистанционная поддержка предоставляет гораздо больше возможностей, обозначаемых и самими студентами:

- удаленное прохождение обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (в случае объективного отсутствия на лекции);

- неоднократное возвращение к изученному материалу курса (при необходимости);

- самостоятельное обучение по безопасности жизнедеятельности (для тех, у кого нет курса);

- широкое использование информационных технологий в области безопасности жизнедеятельности;

- расширенный доступ к дополнительной информации по изучаемым темам.

- мобильный доступ к изучению безопасности жизнедеятельности;

- предоставление большого диапазона показателей результатов обучения (за счет встроенных в систему заданий).

Проведенный педагогический эксперимент по частичному внедрению курса дистанционной поддержки позволил выявить преимущества и недостатки данной системы:

Таблица 1

Достоинства и недостатки, выявленные при внедрении дистанционной поддержки курса «Безопасность жизнедеятельности»

Достоинства

Недостатки

Возможность обучения в удобное время
Студент самостоятельно распределяет время на изучение материала.

Необходимо наличие сильной мотивации для студента Не каждый зайдет в систем, если не нужно что-то обязательно выполнять.

Интерактивность обучения
Новейшие технологии, используемые при обучении безопасности жизнедеятельности, делают процесс усвоения знаний живее и интереснее.

Дистанционная поддержка не способствует развитию коммуникативности
Уменьшается личный контакт студентов с однокурсниками и преподавателями, следовательно, не совершенствуются навыки работы в команде.

Мобильность
Связываться с преподавателем при помощи электронной почты быстрее и эффективнее, чем назначать индивидуальную встречу.

Недостаточность практических знаний

Практическая подготовка в системе дистанционной поддержки знаний затруднена, т.к. не способна заменять живое общение и коллективное решение проблемных задач.

Доступность материалов для обучения  
Студенты  не сталкиваются с проблемой недостатка материалов по безопасности жизнедеятельности.

 

 

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что дистанционное обучение занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Однако необходимо продолжать работу по устранению выявленных недостатков и совершенствованию системы дистанционной поддержки обозначенного курса.

В заключении считаем необходимым обозначить  направления развития дистанционной поддержки в области безопасности жизнедеятельности:

- расширение объема образовательных услуг;

- повышение интереса к образованию (так как студент имеет больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса);

- привлечение ведущих специалистов различных престижных вузов нашей страны и за границей;

- расширение возможностей для получения качественного профессионального образования.

 

Литература:

1.      Бочаров М.И., Смирнов С.А. Особенности дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе. // Международная конференция  "Информационные технологии в образовании ИTO-Москва-2010". [Электронный ресурс] http://msk.ito.edu.ru/2010/section/67/2026/index.html  (дата обращения к ресурсу: 10.02.15г)

2.      Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru) Ребко Э.М. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 207-211.

3.      Информационно-образовательная среда педагогического вуза
Ребко Э.М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. С. 46-49.

4.      Применение ресурсов сети интернет при подготовке бакалавров образования в области социальной безопасности Ребко Э.М., Сергеева А.А. Молодой ученый. 2013. № 11. С. 637-640.

5.      Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». [Электронный ресурс] http://umd.udsu.ru/Urovni_podgotovki/Primern_RP/bezop_zhizn.pdf  (дата обращения к ресурсу:02.02.15г)

Основные термины: дистанционной поддержки, безопасности жизнедеятельности, «Безопасность жизнедеятельности», применения дистанционной поддержки, дистанционной поддержки студентов, образовательного процесса, области безопасности жизнедеятельности, дистанционного обучения, дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», дистанционной поддержки обучения, дистанционной поддержки образования, дистанционной поддержки образовательного, дистанционной поддержки «Безопасность, профессионального образования, Похожая статья, высшего профессионального образования, учебного процесса, курса дистанционной поддержки, использования дистанционной образования, созданию дистанционной поддержки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle