Библиографическое описание:

Корнилова Е. С. Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 87-89.

В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается возможность непрерывно в течение жизни совершенствовать свои знания. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционная поддержка, которая является одним из наиболее активно развивающихся направлений современного образования [5].

В течение последних десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В мире происходит  развитие спектра образовательных дистанционных услуг, характеризующихся увеличением количества обучающихся, образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО "Образование для всех", "Образование через всю жизнь", "Образование без границ" [5].

Говоря о практике применения дистанционной поддержки, необходимо отметить, что под ней мы понимаем обеспечение традиционных форм образовательного процесса (очное, очно-заочное, заочное, экстернат) технологиями дистанционного обучения с четко заданными элементами, содержанием и объемом поддержки, в отличие от активно развивающегося в последнее время, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, дистанционного образования, требующего наиболее полного представления содержания в сети [1].

Анализ литературы, методических и научных источников позволил нам определить цель и задачи применения дистанционной поддержки образовательного процесса (далее – ДПОП). Цель организации ДПОП: обеспечение открытости, индивидуализации, персонализации, интенсификации, доступности учебного процесса в вузе, популяризации инновационных методик обучения [1]. На основе изучения различных исследований нами также были сформулированы основные задачи организации ДПОП:

1.                  Популяризация идеи ДПОП среди профессорско-преподавательского состава.

2.                  Организация внепланового, беспрепятственного доступа студентов к учебным материалам, лекциям, заданиям, литературе и пр.

3.                  Расширение средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

4.                  Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области разработки электронных учебных курсов и дистанционного обучения.

5.                  Формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности студентов и ответственности за её результаты.

6.                  Расширение сетевого взаимодействия с целью привлечения широко круга специалистов, работодателей и профессионалов.

Опыт использования дистанционной образования и дистанционной поддержки обучения в Санкт-Петербурге представлен на уровне отдельных образовательных учреждений, в основном систем среднего полного и высшего профессионального образования. В этом смысле Герценовский университет не является исключением и наравне с другими ведущими вузами страны ведет активную работу по разработке и созданию дистанционной поддержки студентов. Центр дистанционной поддержки образования РГПУ им. А. И. Герцена представляет широкий спектр курсов дистанционного обучения почти всех факультетов университета и призван обеспечить поддержку образовательного процесса средствами дистанционных технологий. Курсы, разработанные на базе ЦДПО РГПУ им. А.И. Герцен, созданы на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru [4].

Практика дистанционной поддержки студентов становится уже традиционной и для факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена [2, 3].

«Безопасность жизнедеятельности» – дисциплина, обозначенная федеральным государственным образовательным стандартом в качестве обязательной для всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.

Основной целью обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности» является формирование культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета [5].

Курс дистанционной поддержки «Безопасность жизнедеятельности» был разработан для студентов очного отделения в полном соответствии с тематическим содержанием очного курса ОБЖ. Данный курс ориентирован, прежде всего, на дистанционную поддержку очного образовательного процесса с возможностью неоднократного возвращения к пройденным лекциям и материалам, а также с возможностью получить дополнительные знаний и выполнить практические задания по дисциплине.

Структура курса включает в себя шесть основных тем: «Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности. Основные положения БЖД», «Нормативно правовая база по безопасности жизнедеятельности», «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», «Здоровый образ жизни как составляющая безопасности жизнедеятельности человека». Каждая тема состоит из лекций и заданий для закрепления пройденного материала. К теоретическому материалу подобраны видео- , мультимедиа- файлы, сопровождающие презентации, а также схемы, ссылки и изображения. Все это существенно расширяет содержание простого лекционного материала, изложенного в процессе задания. Содержание выстроено таким образом, что студент может неоднократно возвращаться не только к материалам занятия, но и просматривать видеолекции.

По окончании изучения каждой темы студенту предлагается ряд заданий для самостоятельной работы, которые также размещены в системе. Система позволяет студенту скачать задания, а также выполнив их – прикрепить обратно без дополнительной передачи преподавателю. Тут же, в системе преподаватель проверяет задания и выставляет оценки с возможными комментариями по доработке. Студент, в свою очередь, обладает возможностью отслеживать свою успеваемость. Все оценки выставляются в баллах согласно балльно-рейтинговой системе, утвержденной университетом.

Частичная апробация по внедрению курса позволяет утверждать, что сегодня дистанционная поддержка предоставляет гораздо больше возможностей, обозначаемых и самими студентами:

- удаленное прохождение обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (в случае объективного отсутствия на лекции);

- неоднократное возвращение к изученному материалу курса (при необходимости);

- самостоятельное обучение по безопасности жизнедеятельности (для тех, у кого нет курса);

- широкое использование информационных технологий в области безопасности жизнедеятельности;

- расширенный доступ к дополнительной информации по изучаемым темам.

- мобильный доступ к изучению безопасности жизнедеятельности;

- предоставление большого диапазона показателей результатов обучения (за счет встроенных в систему заданий).

Проведенный педагогический эксперимент по частичному внедрению курса дистанционной поддержки позволил выявить преимущества и недостатки данной системы:

Таблица 1

Достоинства и недостатки, выявленные при внедрении дистанционной поддержки курса «Безопасность жизнедеятельности»

Достоинства

Недостатки

Возможность обучения в удобное время
Студент самостоятельно распределяет время на изучение материала.

Необходимо наличие сильной мотивации для студента Не каждый зайдет в систем, если не нужно что-то обязательно выполнять.

Интерактивность обучения
Новейшие технологии, используемые при обучении безопасности жизнедеятельности, делают процесс усвоения знаний живее и интереснее.

Дистанционная поддержка не способствует развитию коммуникативности
Уменьшается личный контакт студентов с однокурсниками и преподавателями, следовательно, не совершенствуются навыки работы в команде.

Мобильность
Связываться с преподавателем при помощи электронной почты быстрее и эффективнее, чем назначать индивидуальную встречу.

Недостаточность практических знаний

Практическая подготовка в системе дистанционной поддержки знаний затруднена, т.к. не способна заменять живое общение и коллективное решение проблемных задач.

Доступность материалов для обучения  
Студенты  не сталкиваются с проблемой недостатка материалов по безопасности жизнедеятельности.

 

 

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что дистанционное обучение занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Однако необходимо продолжать работу по устранению выявленных недостатков и совершенствованию системы дистанционной поддержки обозначенного курса.

В заключении считаем необходимым обозначить  направления развития дистанционной поддержки в области безопасности жизнедеятельности:

- расширение объема образовательных услуг;

- повышение интереса к образованию (так как студент имеет больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса);

- привлечение ведущих специалистов различных престижных вузов нашей страны и за границей;

- расширение возможностей для получения качественного профессионального образования.

 

Литература:

1.      Бочаров М.И., Смирнов С.А. Особенности дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе. // Международная конференция  "Информационные технологии в образовании ИTO-Москва-2010". [Электронный ресурс] http://msk.ito.edu.ru/2010/section/67/2026/index.html  (дата обращения к ресурсу: 10.02.15г)

2.      Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru) Ребко Э.М. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 207-211.

3.      Информационно-образовательная среда педагогического вуза
Ребко Э.М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. С. 46-49.

4.      Применение ресурсов сети интернет при подготовке бакалавров образования в области социальной безопасности Ребко Э.М., Сергеева А.А. Молодой ученый. 2013. № 11. С. 637-640.

5.      Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». [Электронный ресурс] http://umd.udsu.ru/Urovni_podgotovki/Primern_RP/bezop_zhizn.pdf  (дата обращения к ресурсу:02.02.15г)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle