Библиографическое описание:

Автаева Н. А. К проблеме реализации парацентрической технологии обучения школьников на уроках курса «ОБЖ» в 8 классе // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 4-6.

В настоящее время в связи с участившимися катастрофами, чрезвычайными ситуациями и бедствиями различного характера, безопасность жизнедеятельности выходит на первый план по актуальности и своевременности, а вместе с ней теоретическая, практическая и психологическая готовность к экстремальным ситуациям, как основная составляющая для человека.

Образование в области «Безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития общества опирается на развивающуюся научную теорию безопасности жизнедеятельности, представляющую собой обширную область знаний и изучающую различные аспекты безопасного выживания в современном мире [1].

«Безопасность жизнедеятельности» призвана вооружить обучающихся опытом выживания в различных кризисных ситуациях и сформировать умение использовать накопленные знания в постоянно меняющихся современных условиях жизни, обеспечить общую грамотность в области безопасности, выработать идеологию безопасности, повысить культуру безопасности среди населения [1].

Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью, то этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в образовательном учреждения, а также на улице, среди посторонних людей, в семье, в общественных местах и т.д.

Курс «ОБЖ» включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Изучение курса «ОБЖ» направлено на формирование у школьников целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах Деятельности; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них, оказывать само и взаимопомощь [4].

Цели, поставленные перед современными учителями требует переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса через реализацию активных методов и средств обучения, через использование современных технологии обучения, таких как: метод кейсов, метод проектов, метод дебатов, технология модульного обучения и др. [2].

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий [3]. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.  

В обобщенном виде на рис. 1 представлены новые современные педагогические технологии.

Рис. 1. Новые педагогические технологии

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90 % учебного времени; индивидуализация [3].

Инновационные методы в преподавании курса ОБЖ – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам [3]. Одной из таких новых инновационных педагогических технологий является парацентрическая технология обучения (далее ПТЦО). ПЦТО означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль.

Внедрение ПЦТО целесообразно осуществлять на сдвоенных уроках. В данной технологии учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации как уровневой, так и профильной, решая тем самым и проблему адаптации.

Обучаясь по ПЦТО не только экономится время учения, устраняя неадекватные способы работы, но и позволяет учащимся сознательно отнестись к собственной мыследеятельности (при совершении определенных умственных действий и операций, планирований умственной работы), управлять ею, целенаправленно осуществляя самоконтроль своих действий (зная структуру приема учащиеся успешнее рефлексируют собственные действия).

Ученики работают в парах. Состав пар постоянно меняется: каждый по очереди работает со всеми учащимися класса или группы. Если же брать всю группу, то все работают с каждым и работают индивидуально.

При групповом общении один говорит, обращаясь к группе. При коллективной же форме организации один не «возвышается» над остальными. Все работают в парах и по очереди друг с другом. На коллективных занятиях все время идет работа в парах, но пары имеют не постоянный, а переменный состав. При групповой форме организации труда этого нет. Группу (даже двух-трех человек) гораздо труднее учить, чес одного человека. Кроме того собеседника, ели он единственный, нельзя не слушать: обучение ведется в форме диалога.

Изначально методика парацентрической технологии была создана применительно к предметам гуманитарного цикла [3]. Поэтому для полного и лучшего применения идеи обучения в парах на уроках курса «ОБЖ» необходимо некоторые изменения тематического планирования учебного материала [5]. Полное количество часов, отводимое на изучение темы (главы или ее части) – в зависимости от сложности материала – разбивается на основные этапы:

1) лекционное изложение основных положений темы на уроке;

2) повторение и более углубленное самостоятельное изучение темы в парах;

3) устный опрос в парах;

4) тестирование;

5) словарный диктант в парах;

6) решение ситуационных задач;

7) зачет.

Рассмотрим содержание каждого урока курса «ОБЖ». Материал излагается в виде лекции по плану.

1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

2. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

3. Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества.

4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

7. Профилактика вредных привычек.

8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

При наличии свободного времени в конце урока необходимо делать фронтальный опрос. «Повторение по изученному материалу».

На следующих уроках учащиеся подробно изучают содержание темы, на основе прочитанной лекции и материала учебника. Обучение ведется в парах по карточкам, количество которых должно быть четным и не меньше количества учащихся в классе. Карточка состоит из двух частей. В первой (главной) части карточки содержится вопрос, ответ на который необходимо найти и подробно изучить, используя материал лекции, учебника или дополнительной литературы. Во второй (дополнительной) части содержится простая ситуационная задача по этой же теме.

Работа учащихся строится по такому алгоритму:

1. Получив карточку, прочитать теоретический вопрос и найти на него ответ. Ученик самостоятельно подробно изучает теорию этого вопроса, при этом используется материал лекции, учебника, дополнительной литературы, и т. д.

2. Расскажи партнеру теоретический материал своей карточки. После подготовки партнерами теории, один из них становится учителем и объясняет другому теоретический вопрос своей карточки. «Ученик» выслушав рассказ «учителя» задает ему вопросы по этому материалу.

3. Выслушай теоретический материал из карточки партнера. Ответив на вопросы «ученика», партнеры меняются ролями, и выполняется совместная работа по изучению карточки партнера.

4. Поставь партнеру оценку его работы в специальной ведомости.

5. Обменяйтесь карточками, найдите нового партнера и образуйте новую пару. На этом работа пары заканчивается. Они должны найти новых партнеров (образовать новые пары). Работа новой пары строится по этому же алгоритму.

При такой организации учебного процесса увеличивается возможность развития компетентностей учащихся в:

·               познавательной сфере деятельности (сами регулируют необходимость использовать несколько источников информации, планируют свою работу по изучению темы, отбору информации, самоконтроль и взаимоконтроль);

·               в коммуникативной сфере деятельности (общение на разных уровнях);

·               в профессиональной сфере (возможность решать профессиональные проблемы друг с другом или при помощи педагога, возможность попробовать применить разные способы обработки узлов в изделии и т.п.).

Таким образом, реализация в учебно-воспитательном процессе данной технологии будет способствовать формированию у школьников способности самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности опасности и проблемы, искать пути рационального их решения. При этом, используя данную технологию школьники четко осознают, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности, в системе «человек – природа – общество – техносфера».

 

Литература:

1.                  Абрамова С. В., Станкевич П. В., Бояров Е. Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). – С. 246-250.

2.                  Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.

3.                  Берсенева, Т. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Технология модульного обучения / Т. Берсенева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 10. – С. 11–21.

4.                  Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).

5.                  Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle