Библиографическое описание:

Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 647-651.

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в становлении личности. В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки ответственных граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием культуры поведения личности дошкольника.

 

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры.

В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Игра — это средство формирования у дошкольников представлений и понятий культуры поведения. Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело — помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.

Дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым — все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни детей — игровую, трудовую, учебную.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры — ОД, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-ОД воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-ОД «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.

Длительность игр определяется их задачами и содержанием. Местом проведения ОД могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Игры и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10–12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком культурных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются. Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами.

Планируя содержание нравственно направленных игр, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр с учетом конкретных условий и возможностей детей.

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-ОД, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т. п.

Игры-упражнения «Каждой вещи — свое место» — воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, ОД и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок. Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2–3 недели в большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком и т. д.

Таким образом, уже у младших дошкольников в разнообразных играх начинают формироваться первоначальные навыки вежливого обращения к близким ребенку взрослым, к сверстникам, навыки бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в личном и общем пользовании.

Дети способны проявлять большую активность и самостоятельность не только в игровой деятельности и самообслуживании, но и в различных видах труда, на ОД, в общении с окружающими людьми и природой. Приобретенные и усвоенные навыки дети используют в новых для них жизненных ситуациях. Постепенно эти навыки переходят в устойчивую привычку.

Рекомендуемые игры:

Задачи

Формирование доброжелательности

Формирование умения делиться

Формирование помощи другу

Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения со сверстниками.

Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.

ОД: «В мире вежливых слов», «Знакомство», «Культурная среда».

Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово».

Беседа «Зачем нужен друг».

Упражнения с использованием вежливых слов и выражений и т. д.

Д/и «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Принеси мне воды».

С/р. игра «Магазин».

Игра — путешествие с использованием проблемной ситуации «Жизнь в лесу»;

Игра «Веселые переглядки»;

Игра «Мои ощущения».

«Коробочка добрых дел».

Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок на тему «О хороших людях», «Добрые эльфы».

Инсценировка сказки «Колобок»;

Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»;

Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе, товариществе.

Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми.

ОД: «Утреннее приветствие», «Вежливый разговор по телефону»,

«Долг платежом красен».

Д/и «Дразнить, обижать»;

Чтение пословиц и поговорок о дружбе, товариществе.

Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок — невежа» и т. д.

Д/познавательная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»;

С/ролевая игра «Стол звонков»;

Игры «Птенцы», «Муравьи».

«Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка»;

Игра «Дочки–матери»;

Создание альбома «Вот мы какие!»;

Настольно-дидактическая игра «Азбука настроений»;

Отгадывание загадок.

Игра «Театр теней», «Ожившие игрушки»

Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.

ОД: «Культурный человек»;

Решение кроссвордов;

Чтение стихотворения Е.Карганова «В автобусе»;

Викторина «Правила культуры поведения» и т. д.

С/р. игра «Гостям всегда рады»;

Игра «Клубочек»;

Театрализованная деятельность: «Сказка о глупом мышонке»;

Д/и «Наши добрые слова»;

Игровые ситуации;

Игра «Вежливый ручеек» и т. д.

Рассматривание иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака;

Слушание песни из мультфильма «День рождения Леопольда»;

Рассматривание книги Д.Хармса «Поведение в общественном транспорте» и т. д.

 

 

Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом.

Сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения.

ОД: «Мы и взрослые»;

ОД: «В гостях у Маши»;

«Правила этики»;

Чтение художественной литературы;

Беседа «О товариществе»;

Беседа «О дружбе»;

ОД «Братья и сестры».

Коллективные игры с куклами;

Н/д игра «Любить прекрасное»;

Игровые ситуации:

— Звонок в справочное бюро;

Д/и «Принеси мне воды»;

Д/и «Цветок доброты»;

Игра-ОД «Книжный доктор».

Игра «Ладушки»;

Игра «Едем в гости»;

Игра «Выбери меня»;

Просматривание иллюстраций к произведению К.Чуковский «Мойдодыр»;

Изготовление индивидуальных альбомов «Что любит ребенок»;

Нарисовать портрет доброго, вежливого человека.

 

 

Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения

 

 

ОД: «Гостям всегда рады»;

Чтение русских народных сказок;

Беседа: «Братья и сестры»;

Составление рассказов о правилах поведения.

Чтение детям книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;

ОД: «Долг платежом красен».

 

 

Н/и «Домино — Как правильно»;

Театр открывается: кукольный спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»;

С/р игра «Напоим Катю чаем»;

С/р игра «Детский сад»;

П/игра «Вежливый ручеек»;

Н/печатная игра «Оцени поступок»;

Игра «Я поступил хорошо, когда…»..

 

 

Самостоятельное рассматривание детьми книг с рисунками Е.Чарушина;

Создание проблемной ситуации во время режимных моментов;

«Расскажи стихи руками» (М.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»);

Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе.

Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.

Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте.

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.

ОД: «Дразнить, обижать»;

«Вместе с друзьями»;

Беседа о культуре поведения;

ОД: «Я — пассажир»;

Чтение сказки Носова «Живая шляпа» и обсуждение прочитанного.

Создание проблемной ситуации.

С/р игра «Дочки-матери»;

Игровая ситуация: «Звонок на работу маме»;

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»;

Беседа по телефону.

Открытки разрезанные пополам «Лучшее знакомство»;

Просмотр книг с произведениями А.Барто, В.Осеевой;

Слушание песни В.Шаляпина «Улыбка»;

Беседа по телефону;

Просмотр мультфильма «Котенок Гав».

 

Литература:

 

1.      Аваков, Р. Духовно-культурная доминанта развития / Р. Аваков //Мировая экономика.-2010.- [№ 12.-С. 79–84];

2.      Акмамбетов, Г. Г. Проблема нравственного развития личности / Г. Г. Акмамбетов.-М: Логос, 2009. [-296с].

3.      Артемьева, Т. И. Развитие личности и ее способностей /Т. И. Артемьева.-М.: АСТ, 2009. [- 164с].

4.      Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования нравственных способностей /Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал.- 2011. — № 5.- [С. 8–12].

5.      Божович, Л. И. Проблемы формирования личности /Л. И. Божович. — М.: Инфра-М, 2011. [–С. 12–31];

6.      Брунер, Дж. Психология познания /Дж. Брунер. — М.: Академия, 2012. [-С. 123–162];.

7.      Венгер, Л. А. Возрастная психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М. АСТ, 2011. [–С. 198–212];

8.      Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. — М.: Логос, 2012. [–С. 86–97].

Основные термины: культуры поведения, поведения детей, формирования культуры поведения, культурного поведения, правил поведения, культуры поведения детей, формирования поведения детей, общественного поведения, детей младшего, детей младшего дошкольного, правила поведения, культуры поведения дошкольников, культуры поведения личности, и понятий культуры поведения, в развитии поведения детей, навыков культуры поведения, младшего дошкольного возраста, правила поведения зрителей, с детьми правила поведения, культурного поведения маленького

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle