Библиографическое описание:

Асророва М. У. Современные инновационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 564-566.

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Раскрывается инновационная деятельность, предполагающая систему взаимосвязанных видов работ. А также даётся объяснение вопросам «Что такое инновационно-образовательная технология? Что представляет дидактическая технология?». Останавливается на разъяснении оптимального способа организации накопительной системы оценки — портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

Ключевые слова: инновационность, процесс, система, совокупность работ, деятельность, проектная деятельность, образовательные технологии, комбинация приёмов, портфолио.

 

Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. На самом деле «инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций». [1] А именно:

-        научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

-        проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

-        «образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование». [1]

Что же такое «инновационная образовательная технология»? «Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.      Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2.      Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.      Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения». [4]

В настоящий момент внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от «освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий». [4]

Сегодня в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. «В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования. Дидактические технологии Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения — система «малых групп» и др». [2]

Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами — это форма фиксации самовыражения и самореализации. «Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки». [3]

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

-        диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

-        целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-        мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

-        содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-        развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

-        рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

Следует все же добавить:

-        обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

-        корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегосяпортфолио — это организатор его учебной деятельности, для учителя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем — руководителя процесса обучения.

«Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

-        портфолио достижений

-        портфоли- отчет

-        портфолио-самооценка

-        портфолио-планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания». [3]

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

-        ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

-        ученик собирает материал;

-        в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. «Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия — процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира». /Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л. — 1969г./ «психологическое зеркало самого себя». [5]

«Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка — умения метакогнитивные». [3]

Учащийся должен научиться:

-        отбирать и оценивать информацию

-        точно определять цели, которые он хотел бы достичь

-        планировать свою деятельность

-        давать оценки и самооценки

-        отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей — способности к самообразованию. Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение. «Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности». [1]

Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий. «Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

-        источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);» [1]

-        инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

-        деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

-        инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

-        новый тип или новая форма общественной практики.

 

Литература:

 

1.      Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. — 1984

2.      Войниленко Н. В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (23) — 2010. — с.148–150

3.      Котова С. А., Прокопеня Г. В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. — № 5. — 2010. — с.185–191

4.      Бондаренко В. К. Технические средства обучения. М., 1975.

5.      Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л. — 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle