Библиографическое описание:

Жерякова С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 462-464.

Развитие нашего государства обусловило радикальные изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании, среди которых проблема здорового образа жизни человека определяется как стратегическая и масштабная.

Акцентирование внимания на проблемах здоровья обусловлено его необходимостью для успешного функционирования и прогресса социокультурных, общественных и политических структур в целом.

Анализ значительного количества научных трудов исследуемого периода дает основания констатировать, что во второй половине ХХ века широко разрабатывались вопросы формирования навыков здорового образа жизни личности, содержания и методики физического воспитания дошкольников.

Проблема здорового образа жизни была предметом исследования ученых различных отраслей знаний:

-          медицинской (Д. Давыденко, В. Волков, П. Половников);

-          биомедицинской (Ю. Лисицын, А. Щетинин),

-          социальной (О. Вакуленко, Л. Жалило, В. Климова, В. Скумин В. Яременко);

-          психологической (В. Ананьев, В. Климова, С. Шапиро).

В педагогических трудах проблема здорового образа жизни рассматривалась в контексте повышения эффективности системы физического воспитания школьников и дошкольников (Е Вильчковський, Н. Денисенко, Т. Дмитренко, О. Дубогай).

В конце ХХ века определился валеологический подход к изучению проблем здорового образа жизни школьников (И. Брехман). Исследованы различные аспекты валеологического образования и валеологического воспитания школьников и молодежи (Т. Бойченко, О. Вакуленко, Г. Голобородько, А. Иванашко, С. Лапаенко, С. Свириденко, Л. Сущенко, С. Юрочкина). Выполнен ряд экспериментальных исследований по проблеме формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Н. Денисенко, В. Иванашко, С. Юрочкина). Определены условия профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни (В. Нестеренко).

Следовательно, проблема формирования навыков здорового образа жизни была в центре внимания ученых и практиков второй половины ХХ века. Именно в этот период накоплен немалый опыт ее решения. Однако, целостного анализа проблема формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в период второй половины ХХ века в современных научных исследованиях не получила.

Учитывая остроту социальной потребности в сохранении здоровья каждого ребенка, целесообразность решения этой проблемы средствами образования и недостаточный уровень освещения ее историко-педагогического аспекта было определено тему нашей статье: «Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века».

В процессе научного поиска установлено, что во второй половине ХХ века понятие «здоровье» в научно-педагогическом пространстве (В. Ананьев, Д. Давыденко, В. Петренко, Г. Хомутов) рассматривается как целостный, системный феномен, характеризующий внутреннюю сущность жизни и ее качественное состояние, выражает уровень духовного, психического, физического и социального благополучия индивидуума [5].

Здоровье связано с образом жизни человека, как с устойчивой формой его социальной жизни, моделью поведения и взаимодействия с окружающим миром. В исследовании понятие «здоровый образ жизни» обозначено как жизнедеятельность, направленна на сохранение и улучшение здоровья людей.

Современные исследования (Д. Венедиктов, Е. Жук, Ю. Лисицын, А. Царик) рассматривают понятие «здоровый образ жизни» в неотъемлемой связи с личностно-мотивационным компонентом личности, как условие и возможность реализации индивидом своих социальных, психологических, физических способностей. Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием социальных мега-, макро-, мезо-, микрофакторов в течение всей жизни. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает социализация личности путем усвоения определенных норм поведения и образцов жизнедеятельности [6].

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, основными составляющими которого являются: питание (требования к качеству питьевой воды, сбалансированного объема витаминов, микроэлементов, протеинов, жиров, углеводов), быт (гигиенически-санитарные условия помещения для труда и отдыха), двигательная активность.

Проведенное исследование дало возможность определить здоровый образ жизни детей дошкольного возраста как форму повседневной жизни, что отвечает гигиеническим правилам, развивает адаптивные возможности организма, способствует успешному поддержанию и развитию его резервных возможностей. Наиболее сенситивным для усвоения правил, норм, умений и навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков является младший дошкольный возраст, как период интенсивного личностного развития, формирования самосознания, мотивов поведения, моральных качеств ребенка [1].

В процессе научного поиска было выяснено, что к особенностям дошкольного возраста необходимо отнести новообразования, центральными среди которых являются возникновение первого схематичного образа целостного детского мировоззрения; первичных этических понятий и норм, которые часто связаны с эстетическими чувствами; соподчинение мотивов, благодаря которым формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; личной сознания и самосознания; произвольного поведения личности, что предполагает овладение средствами и эталонами сознательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации [3].

Установлено, что биологические особенности развития ребенка дошкольного возраста связаны, прежде всего, с дальнейшим интенсивным созреванием его организма: в младшем дошкольном возрасте наблюдается замедление темпов увеличения роста и веса; растет общий вес мышц, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, координация движений; происходят активные морфологические изменения в строении головного мозга, усиление регулятивной функции больших полушарий головного мозга; образуются и совершенствуются условные рефлексы, в которых ведущую роль играет слово. Необходимо заметить, что именно благодаря воспитанию и обучению интенсивные процессы формирования второй сигнальной системы создают необходимые предпосылки для усвоения новых форм социального опыта [3].

Среди социально-психологических особенностей, способствующих усвоению навыков здорового образа жизни дошкольников, необходимо отметить следующие: совместная деятельность с взрослыми и сверстниками, которые демонстрируют образцы поведения; склонность к воспроизведению, подражание поступкам взрослых из близкого окружения; выполнения правил поведения на основе усвоенных привычек [2].

Решающее значение в формировании навыков здорового образа жизни дошкольников имеет стимулирования со стороны взрослых, адекватное возрасту и потребностям ребенка. В поведении ребенка дошкольного возраста сохраняются и закрепляются в основном те черты, умения и навыки, которые постоянно получают поддержку (так называемое положительное подкрепление) [4].

Изучение и анализ теоретических вопросов формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста дали возможность утверждать, что эта проблема всегда была актуальной, решалась с учетом потребностей социально-гуманитарного стандарта общества и очерчивалась как базовая в построении комплекса интеллектуальных, физических, духовных, психологических, социальных аспектов жизнедеятельности человека.

 

Литература:

 

1.         Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. — [2-е изд.]. — СПб., 1905. — С. 43.

2.         Бех И. Д. Личностно-ориентированное воспитание: Науч.-метод. пособие / Иван Дмитриевич Бех / Институт содержания и методов обучения. — К., 1998. — 204 с. — Библиогр. с. 199–202.

3.         Григоренко В. Г. Теория мотивированных дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физическом совершенствовании человека / В. Г. Григоренко. — М.: Фонд социальных изобретений России, 2000. — 226 с.

4.         Дубогай А. Д. Физкультура: мы и дети / Александра Дмитриевна Дубогай, Людмила Михайловна Мовчан. — К.: Здоровье, 1989. — 140 [2] с.

5.         Малюкова И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. — М.: АСТ. СПб «Сова», 2007. — С.641–645.

6.         Омельченко С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков / С. А. Омельченко: Монография. — Луганск: Альма-матер, 2007. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle