Библиографическое описание:

Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 599-603.

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Ключевые слова:инновации, тенденции, опыт, образовательный процесс, критерии оценки эффективность, результат

 

На подъеме общего интереса к спорту в нашей стране в последние годы, важно не упустить момент в поиске инноваций для дальнейшего развития и в области физической культуры. Традиционно, физическая культура и спорт, упоминаются в одной связке, поиск юных спортсменов, их рост, совершенствование начинается с обычных уроков физкультуры. Для более эффективного образовательного процесса по этой дисциплине, важно искать новые пути и направления на основе передового педагогического опыта, а так же анализа уже имеющихся образовательных программ и их плодотворного влияния на физическое состояние молодого поколения. Инновации в методике и технологии проведения и организации занятий по ФК формируются в результате научного поиска, анализа накопленных достижений, знаний.

Применительно к педагогическому процессу понятие «инновация» может означать введение новой цели в образовательный процесс. А имея новый ориентир, важно, правильно подобрать методы, формы обучения и воспитания. Организовать совместную деятельность преподавателя и студента с учетом выбранных направлений. Возрастает роль самого студента, который участвует не только в процессе получения знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки. Задача преподавателя, найти золотую середину, не быть назидательной и директивной фигурой в глазах студента, а регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией. [1] Занятия физической культурой молодежи в ВУЗах при современном подходе позволяет формировать более профессиональное и практическое отношение к физическому воспитанию. Видеть его практический потенциал, возможность для создания компетенций для проектирования двигательной активности на будущую социальную и профессиональную деятельность. Слабые, устаревшие теоретические и методологические основы организации физических занятий в современных вузах могут стать серьезной преградой на пути в этом направлении

На кафедре физического воспитания и спорта Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НГАЭУ), силами инициативной группы преподавателей проводится научно-практическое исследование, направленное на поиск оптимальных практических и методологических схем занятий для студентов 1–4 курсов. Наименование проекта: «Развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза» Задача, поставлена для поиска эффективных форм организации образовательного и воспитательного процесса с учетом специальностей, по которым идет обучение. В исследованиях принимают участие студенты экономического и социально-гуманитарного факультета университета. На начальном этапе будет проведен элементарный антропометрический мониторинг физического состояния студентов, анкетирование, тестирование. В дальнейшем, будут подобраны образовательные комплексы с учетом специальностей студентов и их профессиональной деятельности в дальнейшем.

Эффективность того или иного нововведения должна оцениваться по определенным критериям. Новизна в поиске оценки научных педагогических исследований, формируется на основе анализа передового и собственного педагогического опыта, и должна привести к пониманию целесообразности нововведений в систему физического воспитания студентов. Ведение оптимальности в систему критериев эффективности инновационных технологий, означает оправданную затрату сил преподавательского состава и средств университета для достижения результатов. Результативность, как критерий инноваций означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности педагога. Разработка научно-практического обоснования и экспериментальной апробации инновационных педагогических систем, вполне по силам заинтересованном в этом процессе преподавателям кафедры физического воспитания ВУЗа. Назрела необходимость для поиска новых форм и методов образования и оценки их качества. Классифицировать направления педагогической деятельности в системе физического воспитания и образования в НГУЭУ можно по следующим основным векторам: Здоровьеформирующее направление; адаптированная физическая культура (для студентов специальной медицинской группы); здоровьесберегающая ф. к. (для студентов подготовительной группы); развитие общекультурных ценностей ф. к.; формирование компетенций по физической культуре. Во внимание не берется спортивное направление работы кафедры, и работа опосредована со студентами, полностью освобожденными от практических занятий по физической культуре по состоянию здоровья.

Алгоритм применения научно практических инноваций

 

По итогам применения новых методологических приемов, при организации физического образовательного пространства студенческой молодежи, планируется проведение:

-        открытых конференций преподавателей кафедры ФВиС с приглашением преподавателей других вузов города, c целью передачи опыта в выбранном направлении.

-        издание методических рекомендаций.

-        привлечение к анализу и оценке эффективности примененных технологий студентов старших курсов.

-        участие во всероссийских и международных конференциях с учетом полученного опыта.

-        дальнейшее развитие научно-методологических конструкций в этом направлении.

В настоящее время формируется широкий философско-культорологический взгляд на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование. Это требует преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с неприемлемой организацией и содержанием физического воспитания молодежи, осознанием человеком и обществом, всего богатства этого социального явления, несущего в себе большой культурный потенциал. [2]

В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности. В основном данное многообразие базируется на концептуальной основе изучения физического психического и социального компонентов здоровья. [3]

В практических занятиях физической культурой формируется и реализуется отношение человека к окружающему его предметному миру, к обществу, к самому себе. Современная организация спортивной деятельности на основе новых форм учебно-воспитательного процесса сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем Множество мнений о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном пространстве физического воспитания в высшей школе, дает повод доказать эффективность движения в этом направлении. Физическая культура — предмет, который изучают на протяжении всей жизни. Наиболее глубокие познания молодежь должна получить в стенах высших учебных заведений, это возраст осознанного отношения к своему здоровью, формирования мировоззрения, отношения к двигательной активности в дальнейшем. Компетентная помощь — наша задача.

 

Литература:

 

1.                 Коршунова О.С, Филосовский взгляд на физическое воспитание в современной России Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 868–870.

2.                 Лубышева Л. И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы /Л. И. Лубышева, В. И. Романович.- М., 2011.-240с.

3.                 Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогическго образования / В. И. Бондин//Теория и практика физ. Культуры.-2004.- № 10.- С. 15–18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle