Библиографическое описание:

Саяпин В. В., Ширяев С. А., Ляпин Н. А. Показатели конкурентоспособности грузового АТП // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 309-315.

Производственно-хозяйственная деятельность грузовых автотранспортных предприятий (АТП) в рамках рыночных преобразований происходит в условиях жёсткой конкуренции как производителя «транспортной продукции» в своих сегментах рынка.

В соответствии с законом Российской Федерации от 22.03.91 № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» применительно к рынку автотранспортных услуг по перевозке грузов, конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных, транспортно-экспедиционных и других организаций при осуществлении перевозок, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке, стимулируя предложение тех услуг, которые требуются заказчику.

Обеспечение устойчивого и эффективного бизнеса грузовых автомобильных перевозок в конкурентной внешней среде ставит перед каждым АТП задачу оценки своей конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью АТП следует понимать его способность оказывать транспортные услуги по перевозке грузов в планируемых сегментах рынка в настоящем и будущем периодах времени с превосходством по своему качеству и тарифам (стоимости) над конкурентами.

Анализ литературы показывает, что конкурентоспособность АТП как экономическая категория проработана в недостаточной степени:

-          достаточно широкая коннотационная запутанность, неопределённость понятий и значений;

-          отсутствие общих инструментов оценки конкурентоспособности грузовых АТП с диверсифицированными сегментами рынка автоуслуг;

-          определение конкурентоспособности АТП только в рамках конкурентоспособности автоуслуги без учёта функциональных аспектов производственно-хозяйственной деятельности: персонал, маркетинг, финансовая политика, инвестиционная политика, операционная деятельность и пр.;

-          существующие оценки конкурентоспособности предприятия основываются на маркетинговых исследованиях рынка грузовых автоперевозок, сборе данных о действующих транспортных компаниях, выявлении их слабых и сильных сторон, местоположении, доли в общем объёме перевозок, ценовой политике и т. д., что является довольно сложной, недостаточно точной и длительной по времени реализации задачей;

-          не учитываются особенности определения уровня конкурентоспособности АТП в условиях широкого развития, в последнее время, тендерных политик крупных заказчиков автотранспортных услуг.

В большинстве выполненных исследований [1,2] анализ конкурентоспособности АТП производится на основе подразделения конкуренции между предприятиями по двум видам: ценовым и неценовым.

Ценовой метод предполагает изменение (снижение) тарифа на перевозки, выполняемые одним АТП по сравнению с тарифами, применяемыми другим АТП. Изменение тарифов в сторону их снижения позволяет привлечь дополнительных клиентов и охватить большую долю транспортного рынка региона.

Не ценовой метод предполагает деятельность АТП, направленную на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие собственной производственно-технической базы, повышение квалификации водителей, ремонтных рабочих, специалистов по управлению.

Выбор способов конкуренции во многом зависит от условий конкурентной среды, в которой работает данное АТП. При этом возможны следующие варианты:

-          наличие большого количества АТП разной специализации и большого количества клиентов, разнообразных и сравнительно больших объёмов перевозок грузов. Эти условия характерны для большинства крупных городов и регионов и определяют рынок «чистой» или «неограниченной» конкуренции;

-          наличие небольшого количества АТП и ограниченного числа клиентов, средних объёмов перевозок грузов определённой номенклатуры. Эти условия характерны для средних и небольших городов и регионов и определяют «рынок ограниченной конкуренции»;

-          большинство перевозок осуществляется, как правило, одним АТП и все клиенты зависят от количества и качества услуг, предлагаемых этим АТП. Эти условия характерны для сельских районов, районов Сибири и Севера и определяют «чистую монополию».

Формирование оценки конкурентоспособности грузового АТП нами представляется исходя из следующих положений:

-          рыночная конкуренция есть борьба за получение максимальной прибыли путём максимально эффективного использования экономических ресурсов [3];

-          конкурентоспособность предприятия определяется с учётом временных периодов производственно-хозяйственной деятельности: прошлое-настоящее-будущее;

-          учёт совокупности факторов внешней среды (развитие региона, география бизнеса, цены на запасные части, материалы, топливо, потребительская корзина и др.) и внутренней среды (рыночная сбалансированность основных и оборотных активов, организационной структуры, производственной, маркетинговой, финансовой, инвестиционной политик, персонала).

С учётом сказанного наиболее системным подходом к оценке конкурентоспособности предприятия нам представляется трёхступенчатая модель предлагаемая автором Х. А. Фасхиевым, З. Ф. Шигаповой [4], предусматривающая последовательную оценку конкурентоспособности АТП: конкурентный потенциал АТП — конкурентоспособность услуг, выполняемых предприятием по основным сегментам рынка грузоперевозок — конкурентоспособность грузового АТП в целом (рис. 1).

Рис. 1. Модель конкурентного анализа АТП

 

Фундаментом конкурентоспособности предприятия является конкурентный потенциал или конкурентная позиция предприятия, которая складывается из достигнутых результатов производственно-хозяйственной деятельности прошлых, настоящих и будущих периодов времени. Определяющие показатели конкурентного потенциала АТП отражаются в стратегических планах, годовых и среднесрочных бизнес-планах, миссиях, стратегических целях транспортных предприятий (компаний). Данные показатели планируется исходя из следующего понятия конкурентоспособности предприятия: конкурентоспособность — способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде или повышении прибыльности по сравнению со среднестатистической прибыльностью в сфере бизнеса грузовых автоперевозок [5]. Или в общем виде конкурентоспособность — это эффективность предприятия в определённом временном периоде.

Конкурентный потенциал определяется совокупностью показателей, характеризующих уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности по следующим направлениям: сохранение положительных результатов прошлого, их увеличение в настоящем и будущем с учётом постоянно изменяющихся факторов внешней среды (конкуренты, тарифы, заказчики транспортных услуг, политико-правовые факторы, макроэкономические показатели экономики).

Вторым элементом конкурентоспособности АТП является конкурентоспособность услуги, ассортимента перевозок по основным типам автотранспортных средств: автосамосвалами, автопоездами в составе автомобилей тягачей и прицепов (полуприцепов), контейнерные перевозки специализированным подвижным составом.

На сегодня, когда многие крупные компании, заводы в целях снижения издержек обслуживания бизнес-процессов, вывели автотранспортные функции на аутсорсинг, на рынке появился новый вид автоуслуг — комплексное транспортное обслуживание различными видами подвижного состава автотранспорта и спецтехники. Этот вид услуги характеризуется длительными сроками заказа (2–3 года), потребностью широкого спектра автомобильной и специальной техники, большими объёмами заказов, широтой географии деятельности.

Для оценки уровня конкурентоспособности АТП в целом необходим алгоритм инструментария количественной оценки конкурентного потенциала предприятия и конкурентоспособности автоуслуги. Данные элементы конкурентоспособности не определяются каким-либо одним параметром, а представляют собой результат взаимодействия множества показателей. Решающую роль здесь играет выбор и оценка оценочных показателей. В каждом конкретном случае их выбор следует осуществлять с учётом особенностей производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности предприятия, доступности, простоты их получения, достоверности и анализа.

Под конкурентоспособностью автоуслуги понимается оценка потребителями её превосходства по качеству и стоимостным характеристикам (тарифам) в определённый период времени над предложениями автоуслуг конкурентов.

Для объективности оценки конкурентоспособности услуги, производитель автотранспортных услуг при анализе должен использовать те же параметры, показатели, которыми оперирует заказчик. Только в этом случаи оценка данная своей автоуслуге совпадает с требованиями заказчика.

На сегодня в условиях рыночной экономики наиболее достоверным источником информации для формирования состава показателей конкурентоспособности автоуслуг являются тендерные предложения (заявки) на торги, конкурсы, аукционы.

Проведённый анализ тендерных предложений и заявок на торги ряда крупных заказчиков на перевозки грузов автомобильным транспортом и экспертных оценок участников тендеров — автоперевозчиков, позволяет установить состав наиболее повторяющихся, значимых показателей с ранжированием их по степени важности, весомости (табл. 1)

Таблица 1

Состав показателей конкурентоспособности автоуслуги

Ранг

Показатель

Обозначение

1

Стоимость (тариф)

КЦ

1.1

Уровень стоимости (тарифа), определяемый отношением среднего тарифа на рынке, к тарифу, анализируемого предприятия.

1.2

Уровень гибкости тарифа — экономические возможности АТП к снижению тарифа, вплоть до работы с маржинальной прибылью

2

Качество автоуслуги

ККАЧ

2.1

Опыт работы в аналогичной перевозке для крупных международных и Российских компаний (заказчиков)

 

3

Имидж АТП

КИ

3.1

Отзывы компаний заказчиков, где ранее работало АТП по грузоперевозкам, аналогичным предмету тендера.

 

3.2

Подтверждение отсутствия АТП в Реестре недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России

 

4

Технический показатель

КТ

4.1

Наличие техники (АТС) с учётом технической готовности под предлагаемые объёмы перевозки грузов

 

4.2

Средний возраст АТС

 

4.3

Оборудование системой мониторинга автотранспорта (GPS, ГЛОНАСС)

 

5

Персонал

КПЕР

5.1

Стаж работы водителей, привлекаемых к выполнению работы по предмету тендера

 

5.2

Система обучения и аттестации персонала по Безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, охране труда и пожарной безопасности

 

5.3

 Фирменная спецодежда персонала

 

5.4

Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей

 

6

Дополнительные услуги

КДОП

6.1

Выполнение обязанностей экспедиторских функций

 

Обозначения в таблице:  — максимальный рыночный тариф;  — минимальный рыночный тариф;  — тариф, анализируемого АТП;  — минимальный тариф, который может себе позволить предприятие.

 

Как видно из таблицы 1 показатели конкурентоспособности автоуслуги: качество автоуслуги, имидж АТП, технический показатель, персонал, дополнительные услуги, — формируются внутренней средой на основе результатов производственно-хозяйственной деятельности в прошлом и настоящем. Только стоимостной показатель можно отнести к воздействию фактора — внешняя среда.

Учитывая аспект сложности сбора информации по предприятиям-конкурентам и задачу обеспечения эффективности функционирования АТП в прошлом, настоящем и будущем предлагается производить оценку конкурентоспособного потенциала путём анализа функций внутренней среды (табл. 2) [4].

Таблица 2

Состав показателей конкурентного потенциала АТП

№ п/п

Показатель

Формула расчёта

1

Основное производство (служба эксплуатации)

1.1

Выпуск автомобилей на линию в рабочие дни, ед.

 

1.2

Коэффициент выпуска автомобилей на линию на рабочий день

1.3

Объём перевозок, тыс. т

 

1.4

Грузооборот, тыс. т-км

 

1.5

Время в наряде, тыс. маш.-час

 

1.6

Доход по услугам транспорта, млн. руб

 

1.7

Доходная ставка на единицу объёма,

2

Финансово-экономические позатели

2.1

Прибыль до налогообло-жения, тыс. руб

 

2.2

Рентабельность производства, R, %

2.3

Расходы на рубль доходов, КОП, %

 

 %

3

Использование основных производственных фондов

3.1

Фондоотдача

3.2

Коэффициент годности основных производственных фондов (ОПФ)

3.3

Коэффициент обновления ОПФ

3.4

Средний возраст парка АТС, лет

 

4

Эффективность использования оборотных средств

4.1

Прибыль на рубль материальных затрат, КОП

4.2

Оборачиваемость запасов, день

4.3

Затраты на горюче-смазочные материалы на рубль доходов, КОП

5

Обеспечивающее производство (техническая служба)

5.1

Коэффициент технической готовности по транспорту, задействованному в программе

5.2

Затраты на ТО и ремонт на рубль доходов, КОП

6

Персонал

6.1

Коэффициент штатности

6.2

Текучесть кадров

6.3

Уровень заработной платы

6.4

Производительность труда, руб./чел.

6.5

Соотношение темпов роста средней заработной платы и производительности труда

7

Эффективность управления

7.1

Удельный вес руководителей, специалистов и служащих (РСиС)

7.2

Коэффициент неорганизованность производства

8

Инвестиционная политика

8.1

Инвестиции, млн. руб.

Годовая инвестиционная программа АТП

9

Качество

9.1

Нарушение договорных обязательств по автоперевозкам, тыс. руб.

Размер штрафов предъявленных заказчиками

9.2

Не обеспечение сохранности грузов при перевозке, тыс. руб.

Компенсация потерь грузов при ДТП, повреждения при транспортировке и необеспечение сохранности

9.3

Отказы основным заказчика на выполнение дополнительных объёмов авто-услуг из-за необеспеченности подвижным составом, %

Обозначения в таблице: АДл — количество дней в году, которое автомобиль работал на линии, дни; АДр — количество рабочих дней в году, дни; Д — доход АТП за год; МЧ — время в работе за год, маш.-час;  — среднегодовая стоимость ОПФ; З — стоимость запасов, руб.; Т — период, дни; С — себестоимость транспортной продукции за период;  — затраты на ГСМ за год; АДрем — количество дней, которое автомобиль провел на ремонте; АДто — количество дней, которое автомобиль провел на ТО; — затраты на ТО и ремонт за год;  — среднесписочное количество работников; mшт — количество работников в штате;  — количество уволенных работников;  — средняя зарплата работников АТП;  — средняя зарплата в регионе;  — количество руководителей, специалистов и служащих;

 

Дальнейшая количественная оценка показателей (табл. 1, 2) с определением их степени влияния и группировкой по факторам, позволит определить интегральное значение конкурентоспособности услуг и конкурентного потенциала предприятия.

 

Литература:

 

1.         Багурин, А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций / А. А. Багурин: учебное пособие для студентов. — М.: Академия, 2004. — 320 с.

2.         Холявко, В. Г. Рынок транспортных услуг: методические указания к практическим и контрольным работам / В. Г. Холявко, А. Н. Битюкова. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. — 7 с.

3.         Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А. К. Александров [и др.] — Минск — М.: ИНФРА-М, 2013. — 284 с.

4.         Фасхиев, Х. А. Как управлять предприятиями / Х. А. Фасхиев, З. Ф. Шигапова // Автоперевозки: грузовые, пассажирские, международные. — 2008. — № 2.

5.         Конкурентный анализ [Электронный ресурс]: интернет-журнал «Блог Молодого аналитика». — Ростов-на-Дону: humeur.ru, 2012. — Режим доступа: http://humeur.ru/page/konkurentnyj-analiz

6.         Ширяев С. А. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учебник.. Доп. УМО по образ. в обл. трансп. машин и ТТК / Ширяев С. А., Гудков В. А., Миротин Л. Б.; под ред. С. А. Ширяева. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 848 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle