Автор: Боровских Нина Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 18.07.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Боровских Н. В. Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 318-321.



В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, конкурентный потенциал, субпотенциал, показатели конкурентоспособности

В современных условиях хозяйствования одной из важнейших задач территории любого уровня является повышение ее конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности должна быть проведена с учетом наличия и уровня развития конкурентного потенциала и составляющих его компонент (субпотенциалов).

Конкурентный потенциал территории представляет собой, с одной стороны, объект конкурентных отношений между территориями, с другой стороны, совокупность имеющихся у территории ресурсов, средств и источников различного свойства, которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс для достижения целей развития территории [2].

Для управления конкурентным потенциалом региона и отдельно взятого поселения или города целесообразно использовать концепцию и методы территориального маркетинга, при этом под территориальным маркетингом мы понимаем управленческую деятельность, предпринимаемую на территории с целью создания, поддержания или изменения о ней мнений, намерений или поведения субъектов, как уже существующих и действующих на данной территории, так и потенциальных потребителей.

В зависимости от уровней административно — территориального деления, принятого в Российской Федерации, подвидами территориального маркетинга являются [1]:

− макромаркетинг (национальный)- это маркетинг, реализуемый государственными органами власти в масштабах страны;

− региональный маркетинг, реализуемый на уровне областей и регионов;

− муниципальный маркетинг, объектом которого являются город, муниципальные образования, сельские поселения.

Каждый из перечисленных объектов территориального маркетинга предполагает наличие специфических критериев конкурентоспособности и элементов конкурентного потенциала (рис.1).

Рис. 1. Объекты территориального маркетинга и соответствующие им субпотенциалы (компоненты) конкурентного потенциала

Субъекты маркетинга территории подразделяются на внутренние и внешние, которые в разной степени являясь потенциальными или реальными потребителями, и (или) инвесторами данной территории, оказывают различное воздействие на ее развитие, формируя ее привлекательность.

Для макромаркетинга в качестве основных объектов маркетинговой деятельности будут выступать население, инвесторы и туристы. Региональный маркетинг направлен, преимущественно, на удовлетворение потребностей следующих групп потребителей: населения, предприятий, субъектов малого бизнеса, инвесторов, туристов. Для муниципального маркетинга, в частности для маркетинга отдаленных территориальных образований, основными целевыми рынками (субъектами маркетинга территории) будут являться: глава администрации муниципального образования, местные жители, местные производители и представители бизнес структур, финансовые организации, предприятия инфраструктуры, культуры и спорта, индустрия гостеприимства, турфирмы, транспортные компании, учебные заведения, СМИ, др. В отношении каждой представленной группы необходимо разрабатывать свой комплекс маркетинга, и стратегию привлечения и удержания.

Для населения важны следующие критерии конкурентоспособности территории: наличие рабочих мест; уровень заработной платы; система социальной поддержки; наличие, доступность и качество жилья; экология территории; состояние торговли, социальной инфраструктуры; система среднего и высшего образования; уровень криминогенности территории. Для предприятий и субъектов малого бизнеса, рассматриваемых в данном контексте в качестве субъектов маркетинга, будут актуальны такие критерии конкурентоспособности, как наличие и экономические особенности факторов производства; налоговый и предпринимательский климат; отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры; емкость местного рынка сбыта; развитие науки, образования и системы переподготовки кадров; защита и стимулирование развития малого бизнеса со стороны органов власти; наличие инфраструктуры; развитие финансово-кредитной системы [3].

Инвесторов будут интересовать в первую очередь следующие критерии конкурентоспособности территории: уровень доходов бюджета; экономический потенциал и конкурентоспособность действующих предприятий; политическая стабильность; степень прогрессивности менеджмента управления; наличие свободных земель, зонирование территории и цены на землю; опыт реализации крупных инфраструктурных проектов. Туристы предъявляют требования к наличию привлекательных историко-архитектурных и культурных объектов; природно-климатическим условиям; качеству и ценам на услуги туристической инфраструктуры; транспортной доступности; наличию красивых природных ландшафтов; существованию и предложению различных типов туризма.

Конкурентный потенциал включает в себя несколько видов составляющих, или компонент, или видов субпотенциала территории: природно-ресурсный потенциал, инвестиционный, человеческий, производственный, организационно-управленческий [2]. Характеристика субпотенциалов территории и показателей конкурентного потенциала территорий различного ранга представлены в табл.

Таблица 1

Характеристика компонент ипоказателей конкурентного потенциала территории различного ранга

Компоненты (субпотенциалы)

Характеристика субпотенциалов

Показатели конкурентного потенциала для региона, города

Показатели конкурентного потенциала для сельского муниципального округа

Природно-ресурсный

Предполагает существование природно-ресурсных преимуществ, создаваемых на основе наличия и использования средств и факторов производства

Площадь территории на одного жителя; улавливание и обезвреживание отходов от стационарных источников; инвестиции, направленные на охрану окружающей среды

Общая площадь муниципального района; площадь лесных угодий; общая площадь сельскохозяйственных угодий; балл бонитета почты; количество солнечных дней в году

Человеческий

Включает трудовой потенциал и потенциал качества жизни

Коэффициент естественного прироста населения; среднемесячная начисленная заработная плата; численность занятых в экономике; численность студентов вузов и ссузов; число спортивных сооружений; обеспеченность жильем

Численность населения; коэффициент естественного прироста населения; среднемесячная начисленная заработная плата; численность занятых в экономике; уровень безработицы

Организационно-управленческий

Характеризует способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества

Миграционный прирост (убыль) населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; количество зарегистрированных на территории субъектов малого и среднего предпринимательства

Миграционный прирост (убыль) населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; количество зарегистрированных на территории субъектов малого и среднего предпринимательства; количество предприятий, занимающихся сельским хозяйством и КФХ

Инвестиционный потенциал

Характеризует существование и создание экономических и политико-правовых преимуществ ведения бизнеса

Сальдированный финансовый результат на одного занятого; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля собственных средств региона в общем объеме инвестиций

Сальдированный финансовый результат на одного занятого; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля собственных средств региона в общем объеме инвестиций

Производственный потенциал

Характеризует количественный и качественный аспект ведения бизнеса

Объем ВРП; объем промышленного производства по видам продукции; оборот розничной торговли

Объем сельскохозяйственного производства по видам продукции; оборот розничной торговли

Для определения интегральных индексов, представленных субпотенциалов территории, и расчета сводного рейтинга мы предлагаем использовать следующий алгоритм:

  1. исходную информацию по компонентам потенциала территории представить в виде матрицы, где по строкам будут записаны показатели, входящие в состав элемента, а по столбцам сравниваемые территориальные образования;
  2. по каждому показателю определить максимальное значение среди исследуемых территорий;
  3. исходные показатели конкурентного потенциала стандартизировать в отношении соответствующего показателя условной эталонной территории;
  4. для каждой анализируемой территории рассчитать интегральный индекс посредством суммирования стандартизированных показателей.

Использование предложенного алгоритма позволит произвести расчет индексов пяти выделенных субпотенциалов, т. е. индекса природно-ресурсного потенциала, индекса человеческого потенциала; индекса инвестиционного потенциала; индекса производственного потенциала и индекса организационно-управленческого потенциала. Также на основе сложения всех индексов можно будет определить сводный рейтинг территории. Выполненные расчеты позволят сравнить состояние частных потенциалов территории и определить на основе отставания их значений друг от друга «узкие места» региональной и муниципальной политики.

Литература:

  1. Киселева Е. О. Маркетинговые подходы к анализу сельской территории как объекту территориального маркетинга // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. — С. 237–240.
  2. Леонова Н. А. Оценка конкурентного потенциала малых городов// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19. С. 100–103.
  3. Окрепилов В. В. Конкурентоспособность страны как показатель состояния и перспектив развития российской хозяйственной системы// Экономика и управление. 2013. № 11 (97). С. 17–25.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентного потенциала, территориального маркетинга, конкурентного потенциала территории, маркетинга территории, Конкурентный потенциал территории, критерии конкурентоспособности территории, конкурентного потенциала территорий, следующие критерии конкурентоспособности, виды маркетинга территории, потенциала территории различного, Субъекты маркетинга территории, сущность конкурентного потенциала, субъектами маркетинга территории, оценки конкурентного потенциала, развития конкурентного потенциала, элементов конкурентного потенциала, Оценка конкурентного потенциала, показателей конкурентного потенциала, важнейших задач территории, субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова

конкурентный потенциал, территориальный маркетинг, субпотенциал, показатели кон-курентоспособности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос