Библиографическое описание:

Иванова Я. Н. Элективный курс «Среда обитания и человек» в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 568-571.

Одним из направлений модернизации общего образования является профильное обучение. Цель профильного обучения — обеспечение образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащихся, обеспечение их профессиональной ориентации и самоопределения, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Введение профильного обучения способствует расширению вариативности образования и обеспечению его доступности для детей из разных слоев населения. Профильное обучение предполагает соответствующую предпрофильную подготовку школьников.

Предпрофильная подготовка — это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности [3].

Вместе с тем, учитывая актуальность вопросов обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности людей, в современном обществе возрастает потребность в квалифицированных специалистах в области обеспечения безопасности, в т. ч. безопасности экологической. Усиление внимания к проблеме обеспечения экологической безопасности связано с увеличением экологически опасных ситуаций, рисков и угроз.

В этой связи возрастает значимость профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений в области экологической безопасности (ЭБ) и их соответствующей предпрофильной подготовки. Таким образом, актуальность повышения успешности предпрофильной подготовки школьников по ЭБ исходит из потребности современного общества в специалистах в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

Экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере ЭБ является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности. Актуальность вопросов интеграции школьного экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности подчеркивается рядом авторов (Костецкая Г. А., Vasileva T. V. и др.). При этом предлагается выделять единую образовательную область «экология и безопасность жизнедеятельности» [5, 9]. Идеи такой интеграции положены в основу новой линии школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией профессора С. В. Алексеева [2].

Необходимо отметить, что подготовка в области ЭБ является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» [4, 6, 7]. При этом подготовке студентов к педагогической работе в системе профильного обучения уделяется особое внимание [1, 6].

Предпрофильная подготовка по ЭБ представляет собой образовательную систему, включающую следующие направления работы: реализацию содержания предпрофильной подготовки, психолого-педагогическое сопровождение, информационную работу с учащимися и их родителями. Содержание предпрофильной подготовки реализуется посредством элективных курсов, уроков и внеурочной работы по обязательным учебным предметам (в первую очередь, ОБЖ, биологии, химии), а также внеклассной работы. Ведущее место в реализации содержания предпрофильной подготовки по ЭБ принадлежит элективным курсам.

Элективные курсы (курсы по выбору) — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Их основная функция — поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Элективные курсы, предлагаемые девятиклассникам, направлены на предоставление каждому ученику следующих возможностей: ответить на вопрос «Могу ли я?» Хочу ли я?» изучать тот или иной предмет на профильном уровне; получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана; подготовиться к поступлению в избранный профиль [3].

В предпрофильной подготовке элективные курсы могут носить предметно-ориентированный характер и, соответственно, являться пропедевтическими по отношению к профильным (или межпредметно-ориентированными) и тем самым создавать ориентационную и мотивационную основу для выбора профиля.

Результаты проведенного нами теоретического исследования вопроса о предпрофильной подготовке школьников по ЭБ, изучения и анализа педагогического опыта по реализации такой подготовки в школах Санкт-Петербурга позволили предположить, что повышению успешности образовательного процесса должно содействовать следующее: включение в содержание элективного курса информации о профессиях в сфере обеспечения ЭБ; использование в учебном процессе практических методов обучения, интерактивных и проектных технологий; осуществление рефлексии.

С учетом изложенного нами был разработан элективный курс «Среда обитания и человек», ориентированный, в первую очередь, на учащихся 9-х классов, и методические рекомендации к его реализации. Целесообразность реализации данного курса в педагогической практике доказана экспериментально.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов (1 час в неделю в течение одного полугодия). Цель курса — осуществление предпрофильной подготовки школьников по экологической безопасности.

Задачи курса:

1.                  Расширить знания учащихся об опасностях в современном обществе, мире;

2.                  Обучить способам экологически безопасного поведения в повседневной жизни;

3.                  Способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную экологическую ситуацию;

4.                  Активизировать интерес у обучающихся к вопросам экологической безопасности;

5.                  Совершенствовать правовое, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое понимание задач безопасности жизнедеятельности;

6.                  Ознакомить с профессиями в сфере обеспечения экологической безопасности.

7.                  Примерное тематическое планирование элективного курса «Среда обитания и человек» представлено в Таблице.

Таблица

Тематическое планирование элективного курса «Среда обитания и человек»

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Основные вопросы

1.

Введение в элективный курс

1

Среда обитания и человек. Взаимоотношения человека и природы

2.

Экологическая безопасность

1

Безопасность. Экология. Экологическая безопасность. Проблемы и перспективы экологической безопасности

3.

Правовое регулирование экологической безопасности

1

Концепция экологической безопасности. Закон «Об охране окружающей среды», закон «О природопользовании»

4.

Природопользование

1

Основные понятия природопользования. Основы рационального природопользования

5.

Практическое занятие. Экологическая карта

1

Составление экологической карты своего района

6.

Наши водные ресурсы

1

Качество питьевой воды. Качество водоемов и рек нашего района

7.

Качество почвы — гарантия экологической чистоты продуктов питания

1

Загрязнение почвы. Качество продуктов питания. Меры безопасности при употреблении пищевых продуктов. Определение нитратов в овощах

8.

Вторая жизнь ненужных вещей

1

Мусор. Бытовые отходы. Способы утилизации.

9–10.

Воздух, которым мы дышим

2

Атмосферные загрязнения: источники, состав. Выхлопные газы. Определение вредных примесей в воздухе экспресс-методами

11–12.

Экологическая безопасность в повседневной жизни

2

Моющие средства, средства гигиены, средства косметики.

Экологичность пищевых продуктов. Пищевые добавки. Домашняя аптечка

13.

Экология одежды

1

Состав тканей и красителей. Гигиена одежды.

14–15.

Люди каких профессий обеспечивают экологическую безопасность?

2

Профессии в сфере обеспечения экологической безопасности

Учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по экологической безопасности

16.

«Город, в котором я хочу жить и работать»

1

Написание эссе на заданную тему

17.

Итоговое занятие — защита ученических проектов

2

Контрольное (итоговое) занятие — представление и защита проектов

 

Остановимся на некоторых методических рекомендациях к изучению элективного курса.

При выборе методов обучения необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Целесообразно использование групповых методов обучения, интерактивных и игровых технологий, технологий проектного обучения [2, 8]. Проектные технологии (в первую очередь, проектно-исследовательская деятельность) представляются наиболее перспективными, так как позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую инициативу, повысить их учебную мотивацию. Предусматривается проведение практических работ с использованием экспресс-лабораторий («Пчелка», «Пчелка-М» и т. п.). Предлагаемые формы организации занятий: лекция, дискуссия, занятие «смотр знаний», защита проектов, интеллектуальная игра.

Считаем важным отметить некоторые результаты экспериментального исследования по выявлению целесообразности использования элективного курса «Среда обитания и человек» в педагогической практике. В частности, был сделан вывод о том, что учащиеся экспериментальной группы (изучавшие указанный элективный курс) существенно лучше осведомлены о профессиях в сфере обеспечения ЭБ в сравнении с учащимися контрольной группы (изучавшими другой элективный курс по ЭБ). При выявлении уровня готовности к выбору профиля обучения в области экологии и безопасности жизнедеятельности суммарные показатели в экспериментальной группе также были выше, чем в контрольной. Так, готовность выбрать этот профиль обучения выразили 27 % учащихся экспериментальной группы и 20 % учащихся контрольной.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о целесообразности внедрения предложенного нами элективного курса в педагогическую практику.

 

Литература:

 

1.         Абрамова В. Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения //Молодой ученый, 2014. — № 2(61). — С.709–711.

2.         Алексеев С. В., Данченко С. П., Костецкая Г. А., Ладнов С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 416с.: ил.

3.         Балакирева Э. В. Педагогическая ориентация учащегося в условиях профильного обучения. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 84с.

4.         Киселева Э. М., Попова Р. И., Силакова О. В. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам Образование в области безопасности жизнедеятельности, Экологическая безопасность: Учебно-методическое пособие для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 — Естественнонаучное образование. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

5.         Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения //Астраханский вестник экологического образования. — 2014. — № 2(28). — С.97–102.

6.         Костецкая Г. А. Учебно-производственная практика в профессиональной подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности //Научное мнение: научный журнал /Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2012. — № 4. — С.71–75.

7.         Попова Р. И. Знания по экологической безопасности как основа подготовки магистров //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. — № 2. — С.92–95.

8.         Спицына Т. А., Чугунова М. В. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ //Молодой ученый, 2014. — № 4. — С.1108–1110.

9.         Vasileva T. V., Kostetckaia G. A. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 11, Part 3 /2013. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2013. — P.76–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle