Библиографическое описание:

Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 556-559.

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного социума. Вводится понятие поликультурной компетентности педагога, как значимой интегральной характеристики в современной образовательной среде.

Ключевые слова:поликультурная компетентность, образовательное пространство, поликультурный коллектив, этническая толерантность.

The problem of the organization of educational process in a multicultural society. The necessity of introducing a special program of ethnically oriented educational process.

Keywords: multicultural educational environment, multi-ethnic team of ethnically oriented educational process.

 

Каждый человек, проживающий в поликультурной стране, проходя определенные стадии образования, знакомится не просто с новыми людьми, но и с новыми национальностями. Общение участников образовательного процесса в поликультурном социуме требует регулирования, как со стороны родителей, так и со стороны педагога. Вследствие социокультурных изменений, происходящих в стране, появляется необходимость в специалистах нового уровня, обладающих высоким педагогическим мастерством и способных работать в условиях поликультурного образовательного пространства. Педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической компетентности.

Профессиональная компетентность — это интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей [2].

Педагогическая компетентность — это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и И. Г. Шапошникова выделяют группы задач, отражающие компетентность современного педагога, в частности: видение ученика в образовательном процессе; ориентировка на достижение определенных целей на данной ступени образования; взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; формирование образовательного пространства; осуществление самообразования.

Данные задачи приобретают новые аспекты в условиях поликультурного коллектива. Видеть ученика стоит не только как самостоятельную единицу класса, но и как часть поликультурного социума. Именно в школьном возрасте закладываются основы межэтнического взаимодействия, поэтому некоторые факультативные занятия, классные часы могут быть направлены на ознакомление детей с основами культуры своего народа и тех народов, которые проживают рядом, с особенностями поведения в поликультурном обществе. При этом, до каждого ученика должна быть донесена информация о том, что все граждане страны, независимо от расы, национальности, вероисповедания и социального положения равны в своих правах и свободах.

Постоянное самообразование педагога должно быть направлено не только на получение дополнительной учебной информации, но и на изучение культуры различных народов, их особенностей и схожих черт, для дальнейшего приобщения детей к этой теме и развития у них интереса к другим народностям. Поликультурный коллектив обязывает преобразовывать образовательное пространство: делать его более интегрированным и направленным на формирование единой культуры. Одними из ключевых целей образовательного процесса становятся воспитание этнокультурной толерантности у детей и регулирование отношений между учениками разных национальностей.

В связи с этим, появляется необходимость введения нового понятия «поликультурная компетентность педагога».

По нашему мнению поликультурная компетентность — это интегральная характеристика педагога, представляющая собой систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном социуме, для взаимодействия с различными культурами (представителями разных рас, национальностей, социальных групп, верований). Поликультурная компетентность — это результат поликультурного образования, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной среды.

По мнению Т. В. Жуковой критериями поликультурной компетентности являются: поликультурная осведомленность (совокупность знания культурных артефактов, моделей поведения, понимания необходимости и соблюдения сценариев поведения родной либо иной культуры или субкультуры); культурная идентичность (результат культурной идентификации, т. е. соотнесения и отождествления с культурными нормами и образцами поведения); нормативная идентичность (знание, понимание и принятие социальных норм) [2].

А. М. Хупсарокова и Ф. П. Хакунова выделяют следующие критерии поликультурной компетентности педагога:

-          осознание поликультурных особенностей коллектива, в том числе ученического коллектива, уважительное отношение к ним;

-          умение действовать сообразно культурным особенностям субъектов педагогической деятельности, сохраняя при этом собственную культурную идентичность;

-          способность организовывать эффективное культурное взаимодействие [5].

Сравнив две точки зрения, мы можем заметить, что авторы выделяют одинаковые критерии поликультурной компетентности, лишь выражая их с использованием разной терминологии.

Основы поликультурной компетентности человека начинают закладываться в первые годы жизни ребенка и базируются на общечеловеческих базовых ценностей, в частности на формировании чувства патриотизма [3]. Однако, поликультурная компетентность педагога закладывается на этапе профессионального образования, в период получения среднего или высшего профессионального образования [1].

Мы провели анкетирование в группе первокурсников факультета дошкольного и начального образования по ряду вопросов, с целью определения уровня сформированности у студентов, будущих учителей начальных классов, отдельных критериев поликультурной компетентности. Результаты анкетирования показали, что коллектив группы не является поликультурным, все 25 человек — русские по национальности. Значительное большинство опрошенных студентов не ощущает дискомфорта от жизни и общения в многонациональной среде, несколько затруднились ответить и лишь 1 чувствует себя некомфортно в поликультурной среде. Всё это показывает отсутствие понятия о культурной идентичности у респондентов. Трём людям не интересна культура различных национальностей России, а около половины и вовсе не знают, какие из них проживают на территории их родного города или села. Однако, все опрошенные считают, что у подрастающего поколения стоит формировать культуру межнационального общения.

Данные результаты показывают, что поликультурная компетентность будущих педагогов еще не сформирована, т. к. они находятся в начале процесса получения профессионального образования. Однако, большинство из них проявляют интерес к культуре других народов. Незнание и непонимание особенностей взаимодействия в поликультурном социуме связано в первую очередь с тем, что круг общения опрошенных, как правило, представляли люди одной с ними национальности. То есть не возникало необходимости усваивать принципы межкультурного взаимодействия.

Хочется отметить, что все опрошенные считают, что достаточно уважительно относятся к культуре проживающих рядом представителей других национальностей и это является положительной опорной точкой для формирования поликультурной компетентности будущих учителей, готовых к работе в поликультурной образовательной среде.

Руководство современных учебных заведений требует от своих сотрудников не только знаний в области преподавания, но и навыков общения и взаимодействия с поликультурным коллективом, способностей приобщать детей к жизни в социуме с многообразием национальностей. В первую очередь педагог должен уважительно относиться к представителям различных этносов и влиять своим положительным примером на класс, прививая юному коллективу представления об этнической толерантности. Другим не менее важным компонентом поликультурной компетентности педагога является поликультурная грамотность, от уровня развитости которой зависит понимание культуры другого народа, как самим учителем, так и его учениками. Поликультурная (кросскультурная, как называет её А. В. Науменко) грамотность обеспечивает эффективные контакты между представителями разных культур в процессе педагогической деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что в современных условиях поликультурная компетентность педагога представляет собой не отдельный комплекс характеристик, а неотъемлемую часть общей педагогической компетентности. Проведенное нами анкетирование показало, что на начальном этапе профессионального педагогического образования большинство студентов еще не готовы к работе в многокультурном коллективе, но стремятся получить знания, необходимые для этого. Образовательная среда постоянно совершенствуется: вырабатываются новые принципы и подходы по созданию поликультурного социума, основанного на этнической толерантности, умении адаптироваться к этнической образовательной среде, терпимости к индивидуальным различиям других людей, культурному взаимодействию с представителями других этносов, взаимопониманию и взаимопомощи. Большая ответственность ложится именно на плечи учителя, поэтому поликультурная компетентность так ценится в наши дни.

 

Литература:

 

1.                  Губанихина Е. В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза. // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8–2 (36). — С.8–10.

2.                  Жукова Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т. В. Жукова. — М.: МГУ, 2009.

3.                  Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива.// Дошкольное воспитание. — 2015. № 1. № 1.- С.313–317.

4.                  Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность: учеб. Пособие для студ. высш. учебн. Заведений / под ред. Роботовой А. С. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 63 стр.

5.                  Хупсарокова А. М., Хакунова Ф. П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога //Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета». — Выпуск № 1, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle