Поликультурное образование детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 5013 раз

Библиографическое описание:

Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/ (дата обращения: 16.10.2018).

Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Эти три составляющие, грамотно объединенные мудрой рукой воспитателя, подобно граням одного кристалла, формируют в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно.

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.

Методическая работа в МБДОУ — детском саду № 53 «Яблонька» г. Димитровграда Ульяновской области осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

-          совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре;

-          вовлечение родителей в педагогический процесс МБДОУ;

-          апробация педагогических технологий поликультурного воспитания дошкольников посредством ознакомления с разными культурами.

Эти направления реализуются при разнообразных средств:

-          общение с представителями разных национальностей;

-          устное народное творчество;

-          художественная литература;

-          игра, народная игрушка и национальная кукла;

-          декоративно-прикладное искусство, живопись;

-          музыка;

-          этнические мини-музеи;

-          национальные кушанья.

Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Главные направления в работе с детьми:

-          развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья;

-          развитие нравственных чувств у дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов:

-          вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;

-          интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора;

-          использование взаимодействия в системе “педагог — ребенок — родитель”;

-          осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.

Главные направления в работе с родителями:

-          установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.

-          создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

-          активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Проводя работу с педагогами, в каждой группе были оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в детском саду уголка поликультурному образованию. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русских народов и стран ближнего зарубежья, куклы в национальных костюмах, театр народов ближнего зарубежья, народные игрушки.

С нашей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении — это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг –познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ребенок осознает объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг –признание «другого». Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах. Седьмой шаг–межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп.

Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.

Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.

К сожалению, сегодня издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению полиэтнического коллектива. Большинство наших педагогов интуитивно разрабатывали методы, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников.

Благодаря целенаправленной, плодотворной работе по поликультурному образованию в нашем детском саду царит дружеская, благоприятная обстановка.

Литература:

1.                  Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220.

2.                  Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107.

3.                  Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.

4.                  Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.

5.                  Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура, культурное многообразие, детский сад, шаг.

Похожие статьи

Поликультурное образование детей младшего возраста

Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населённом пункте, стране и мире...

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа.

поликультурная личность, поликультурное образование...

поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура... К вопросу о поликультурной компетентности педагога.

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Формирование поликультурных умений школьника...

поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура...

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный процесс.

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура, культурное...

Формирование поликультурной компетентности воспитанников...

Поликультурное воспитание — это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия «толерантности», «гуманизма»...

Формирование толерантности через поликультурное воспитание...

Поликультурное воспитание дошкольника — это воспитание на основе толерантности к культуре народов того региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Поликультурное образование детей младшего возраста

Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населённом пункте, стране и мире...

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа.

поликультурная личность, поликультурное образование...

поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура... К вопросу о поликультурной компетентности педагога.

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Формирование поликультурных умений школьника...

поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура...

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный процесс.

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура, культурное...

Формирование поликультурной компетентности воспитанников...

Поликультурное воспитание — это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия «толерантности», «гуманизма»...

Формирование толерантности через поликультурное воспитание...

Поликультурное воспитание дошкольника — это воспитание на основе толерантности к культуре народов того региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Задать вопрос