Библиографическое описание:

Мусалимов Е. Ш. Социальное обеспечение в России и Франции: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 401-403.

В условиях глобализации усиливается социальное неравенство. На первое место выходят конкуренция, рационализм, прагматизм, отодвигая на задний план идеи солидарности, коллективизма, сострадательности, взаимопомощи [5, с. 72]. Необходимость в социальном обеспечении возникла вместе с появлением человеческого общества. И каким бы ни было это общество, в нем всегда есть люди, которые нуждаются в социальной помощи. Вся система социально-экономических прав направлена на обеспечение каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Т. К. Миронова непосредственно соотносит понятие «достойная жизнь» с двумя основными (естественными) правами человека — правом на жизнь и правом на человеческое достоинство, понимая под достойной жизнью, прежде всего материальную обеспеченность, каждого человека на уровне стандартов современного развитого общества, возможность доступа к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности [6, с.138].

Следует отметить, что вопросы социального обеспечения являются одними из значимых в социальной политики любого государства, в связи с чем, заслуживают внимания сравнительный анализ систем социального обеспечения Российской Федерации и Франции.

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», являющийся правовой основой проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Реформа является важнейшей составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике России. Сейчас действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличены требования к страховому стажу, необходимому для возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях (для мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет), — его продолжительность должна составлять не менее 15 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет и начиная с 01.01.2016 года будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 году. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Также, введено дополнительное условие назначения указанной пенсии — наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С 01.01.2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИКП) не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины ИПК — 30.

В страховой стаж будут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В результате реформ выделяется три уровня пенсионной системы: обязательное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд России. Исчисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется страхователями — плательщиками страховых взносов, то есть организациями или физическими лицами, осуществляющими прием на работу.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги, при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В дополнение к указанным выше двум системам в России успешно развивается система добровольного пенсионного (негосударственного) пенсионного обеспечения (страхования), реализуемая через негосударственные пенсионные фонды — система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный, то есть гражданин.

Программы добровольного пенсионного страхования, позволяют гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

В отличие от обязательного пенсионного страхования и государственного обеспечения, условия которых установлены и обеспечиваются законом, условия этого вида пенсионных систем оговариваются и обеспечиваются договором между вкладчиком и негосударственным пенсионным фондом.

Французская система социального обеспечения является достаточно «сложной и комплексной». Постепенно она смогла обеспечить все население страны на случай практически всех рисков, возможных в жизни [4, с. 11].

В XIX веке системы социального обеспечения как таковой во Франции не существовало, если не считать предоставления социальной помощи престарелым беднякам и разного рода социальных схем, существовавших в государственных учреждениях и крупных компаниях. Лишь в 1895 году, после скандала с компанией «Бессеж» (compagnie de Besseges), был принят закон, обязывавший компании вкладывать средства в фонды, признанные государством и подконтрольные ему [8].

Она формировалась в течение сотни лет под влиянием различных социальных, экономических и политических факторов. Развитие системы социальной защиты в соседних странах, в частности, в Германии и Великобритании, также сыграло важную роль. Сегодня французская система социального обеспечения представляет собой разветвленную сеть социальных программ, защищающих, в принципе, все французское население, и предоставляет ему целую гамму различных пособий.

Основана же собственно вся пенсионная система Франции на двух своих базовых (фундаментальных) принципах: накопительном пенсионном страховании (выплаты производятся с учетом размера средств, отложенных французом во время его трудовой деятельности); солидарности (выплаты производятся с учетом отчислений, которые в среднем составляют порядка 16,35 %, половина из которых отчисляется работодателем; мелкие же предприниматели, ремесленники, представители свободных профессий должны производить отчисления в полном размере самостоятельно, производимых ныне работающими гражданами Франции). Собственно же размер французских пособий (выплат) (allocations de vieillesse) обычно формируется из расчета пятидесяти процентов от средней заработной платы (учитываются последние одиннадцать лет трудовой деятельности) [3].

Одним из наиболее комплексных научных трудов в области социального обеспечения во Франции является работа «Французская система социального обеспечения» социолога Жана-Клода Барбье, аналитика Национального центра научных исследований, профессора Сорбонны. В центре научных интересов Барбье находится эпистемологический анализ социального обеспечения в Европе и европейской интеграции в области социальной политики, культуры и языка. Барбье считает, что французская система социального обеспечения не была подорвана принципами экономического неолиберализма и сохраняет свою оригинальность и «гибридность», в отличие от других европейских стран, в частности от британской модели «workfare» [7, с. 132].

В целом большое число авторов сходится во мнении о том, что французская система социального обеспечения находится в процессе постоянной эволюции и носит особый характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионная система России идет по пути развития, и еще многие аспекты этой структуры нуждаются в реформировании, а пенсионную систему Франции называют «социал-демократическим шедевром».

Российская пенсионная система представляет собой более цельное образование, чем пенсионная система Франции. Все пенсионные отношения объединены в один блок, состоящий из пенсий по старости, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Тогда как, пенсионная система Франции состоит из накопительного пенсионного страхования и солидарности, то есть, является достаточно «сложной и комплексной» пенсионной системой.

Французская система социального обеспечения находится в процессе постоянной эволюции и носит особый характер. Таким образом, несмотря на неизбежные различия, существующие между российским и французским вариантами социального обеспечения, между ними есть и определенное сходство.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» / Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

2.                  Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II)).

3.                  Анна Леруа, [Электронный ресурс]: пособия во Франции — помощь всем социальным слоям // URL: http://pro-france.com/about_france/posobiya-vo-frantsii-pomoshh-vsem-sotsialnym-sloyam.html // (дата обращения: 30.01.2015);

4.                  Жан-Мари Шпэт, Янник Даэне, [Электронный ресурс]: Социальное обеспечение во Франции / Adecri Agence pour le développement Et la coordination des relations internationals, 2014. 153 C / URL: http://www.adecri.org/userfiles/files/brochure %20final %20russe.pdf // (дата обращения: 30.01.2015).

5.                  Лукашева Е. А., Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е. А. Лукашева. — М.: Норма, 2005. 464 C..

6.                  Миронова Т. К., Право социального обеспечения: учебное пособие / Т. К. Миронова. — М.: КНОРУС, 2013. — 312 С.

7.                  Фирсова Ю. А. Историография французской системы социального обеспечения / Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. 132 с.

8.                  Эллен Мартин [Электронный ресурс]: исследование английского политолога, опубликованное в последнем номере журнала «Свободная мысль — XXI» (2005. № 8). / Социальное обеспечение в Великобритании и Франции / URL: http://polit.ru/article/2005/08/23/martin / (дата обращения: 30.01.2015).

9.                  Пенсионное страхование [Электронный ресурс]: URL: http://www.o-strahovanie.ru/pensionnoe-strahovanie.php // (дата обращения: 30.01.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle