Автор: Машкина Татьяна Сергеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 1200 раз

Библиографическое описание:

Машкина Т. С. Сравнение систем пенсионного обеспечения России и Израиля // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 80-82.



В данной статье рассмотрены модели пенсионных систем Российской Федерации и Израиля. Проанализированы характерные особенности каждой из них. На основе проведенного сравнительного анализа автором выявлена необходимость реформирования пенсионной системы Российской Федерации, а также возможность заимствования опыта Израиля в регулировании пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация.

В Израиле нет пенсионного фонда и его функции берет на себя Ведомство социального страхования. Из фонда социального страхования производят как пенсионные выплаты, так и различные пособия, в том числе по безработице. Израиль называют страной, так называемой, "страной двух пенсий", поскольку здесь впервые в мире была применена система формирования платежей из двух потоков — "пенсия по старости", которая перечисляется государством и собственное обеспечение, полученное за счет ежемесячных отчислений, совершаемых ранее.

В Израиле на пенсию выходят позже, чем в России. Пенсионный возраст для женщин здесь составляет 62 года, а для мужчин — 67, это обусловлено высокой продолжительностью жизни граждан Израиля.

Рассмотрим подробнее, как устроена пенсионная система в Израиле. Прежде всего, сразу по достижении израильтянином пенсионного возраста и выходе на пенсию ему выплачивается крупное денежное вознаграждение, равное среднемесячному доходу, умноженному на количество лет трудового стажа. В России такие выплаты не производятся.

Государственная пенсия в Израиле зависит от количества лет трудового стажа. Лица, проработавшие более 10 лет имеют право на нее претендовать. Средняя пенсия израильтян составляет примерно 6000 шекелей (1500 долларов) в месяц, в то время как в России размер средней пенсии составляет 215 долларов.

В России с 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.

Основу будущей пенсии работающего человека составляют обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2015 году по российскому законодательству они составляют 22 % от годового заработка работника в пределах 711 тысяч рублей по каждому месту работы. Из них 6 % тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % — на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22 % идти на формирование страховой пенсии [1].

Согласно последним изменениям в законодательстве, страховая пенсия рассчитывается в баллах: с 2015 года пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). Таким образом, все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового стажа.

Средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты на сегодня составляет 12,9 тысяч рублей. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2015 года его стоимость увеличилась с 64 рублей 10 копеек до 71 рубля 41 копейки.

Кроме этого, в России существует социальная пенсия по старости. Такую пенсию имеют право получать престарелые граждане — женщины старше 60-ти лет и мужчины старше 65-и лет. Основным условием для этого является отсутствие права на трудовую пенсию, что означает наличие стажа меньше пяти лет.

Размер социальной пенсии после индексации 2015 года составляет — 4 769,08 рублей; на каждого иждивенца предусмотрена надбавка в размере 1 589,69 рублей. Районный коэффициент учитывается в размере выплаты.

Вторая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию этого вида — представители коренных малочисленных народов Севера при наступлении 50-ти лет — женщины и 55-и лет — мужчины. Правительством утвержден специальный список народностей, отнесенных в данную категорию. Основным условием для них является постоянное проживание в коренных местах и занятие промыслами, характерными для этих народов: оленеводство, охота и так далее.

В Израиле существует пособие по старости, которое большим количеством специфических характеристик. Согласно Закону о национальном страховании, на получение пособия по старости имеют право жители Израиля (Житель Израиля), достигшие пенсионного возраста, при условии, что они были застрахованы в течение установленного Законом времени и платили страховые взносы в соответствии с Законом.

Возраст, с которого граждане Израиля имеют право на получение пособия — возраст, с которого застрахованные лица получают право на пособие по старости, при условии, что их доход от работы не превышает либо незначительно превышает максимальную сумму дохода, а доход из других источников, например, от аренды недвижимости или от инвестиций, не превышает или незначительно превышает максимальную сумму дохода, умноженную на два. Сумма пенсии в расчет не принимается [2].

Предусмотренный Законом страховой стаж для страхования по старости равен: 1) 60 месяцам из последних 10 лет, предшествующих возрасту, дающему право на получение пособия по старости (начиная с возраста выхода на пенсию); 2) 144 месяца; 3)не менее 60 месяцев, при условии, что количество месяцев, в течение которых человек был застрахован с момента первого получения им статуса жителя Израиля, превышает количество месяцев, в которые он не был застрахован.

Страховой стаж не требуется следующим лицам: разведенной женщине, вдове, агуне (женщине, муж которой не дает ей развод), незамужней женщине, репатриировавшейся в Израиль до установленного законом возраста, замужней женщине, супруг которой не застрахован, а также женщине, получавшей пособие по общей инвалидности в месяц, предшествующий тому, в который у нее появляется право на пособие по старости [3].

Согласно индексу AgeWatch в 2014 году Израиль занимал 18 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров, в то время, как Россия находится по уровню жизни людей старше 60 лет практически в самом конце таблицы — даже ниже Монголии и Таджикистана, на 65 месте [4]. Это свидетельствует о наличии недостатков российском пенсионном обеспечении.

Выделив главные особенности пенсионных систем России и Израиля можно провести их сравнение (см. табл. 1).

Таблица 1

Характеристика пенсионных систем России и Израиля

Характеристики

Израиль

Россия

Пенсионный возраст

муж.

жен.

муж.

жен.

67 лет

62 года

60 лет

55лет

Минимальный трудовой стаж

10 лет

5 лет

Тариф страхового взноса

работник

работодатель

работник

работодатель

3,45 % [2]

0,40 %

-

22 %

Индекс AgeWatch

18

65

Средний размер пенсии

1500 долларов

215 долларов

Рассмотрев пенсионные системы России и Израиля, можно выявить их отличительные черты. Это объясняется разницей в экономических потенциалах государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны.

Но есть и сходство пенсионных систем обоих государств, такое как распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений. Особенность этой системы заключается в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан. Эта система носит наименование PayasYouGo, или дословно — "выплата по ходу" [5]. Пенсионная модель, основанная на отчислениях из доходов работающего населения, распространена во многих европейских государствах.

Но, несмотря на все, на данном этапе развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации, наша страна еще не достигла достойного уровня. Возможно, если Российская Федерация заимствует в свою пенсионную модель некоторые моменты из пенсионной модели Израиля, ситуация могла бы стать лучше. Например, Россия могла бы перенять: выплату денежного вознаграждения при выходе граждан на пенсию, ввести систему формирования пенсий из двух потоков и т.д. Но, опять же, для проведения реформ, направленных на изменение системы пенсионного обеспечения, нужен определенный экономический потенциал.

Литература:

  1. Страховая пенсия по старости // Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ http://www.pfrf.ru/
  2. Размер страховых взносов // Официальный сайт Ведомства Национального Страхования Израиля http://www.btl.gov.il/RussianHomePage
  3. Global AgeWatchIndex2014 // http://www.helpage.org/
  4. Пособие по старости // Официальный сайт Ведомства Национального Страхования Израиля http://www.btl.gov.il/RussianHomePage
  5. Кобылинская С. В. К вопросу выбора варианты пенсионного обеспечения / С.В. Кобылинская, П.Е. Попова // В сборнике: Юридические науки: проблемы и перспективы. Материалы III Международной научной конференции. — Казань, 2015. — С. 160–162.
Основные термины (генерируются автоматически): пенсионного обеспечения, страховой пенсии, Российской Федерации, обязательного пенсионного страхования, формирование страховой пенсии, трудового стажа, пенсионных систем, пенсионного возраста, получение пособия, назначении страховой пенсии, размер страховой пенсии, максимальную сумму дохода, регулировании пенсионного обеспечения, модели пенсионного обеспечения, израильтянином пенсионного возраста, Основу будущей пенсии, размер средней пенсии, системе обязательного пенсионного, систему обязательного пенсионного, пенсионных систем Российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос