Библиографическое описание:

Полищук Е. А. Особенности процесса формирования правовой компетентности будущих менеджеров аграрной области в высшей школе // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 608-611.

Правовая компетентность будущих менеджеров аграрной области является принципиально важной их личностно-профессиональной характеристикой, поэтому вполне оправдан и научный, и чисто практический интерес к разработке модели процесса формирования правовой компетентности будущих менеджеров аграрной области на основном этапе их профессионального становления в высшей школе.

На процесс, который изучается и моделируется, оказывает влияние учебно-воспитательный процесс высшего сельскохозяйственного учебного заведения, с присущими общепедагогическими принципами. Ведущие ученые (А. Барабанщиков, Н. Витвицкая, И. Кобиляцкий, Ф. Науменко, М. Фицула) определяют принципы научности, культуросообразности, народности, природосообразности, гуманизации и гуманитаризации, обеспечения единства в научной и учебной деятельности студентов, профессиональной направленности. Педагогический рычаг принципов обучения и воспитания детерминирован соответствием содержания педагогического процесса современным и прогнозируемым тенденциям развития науки в области работы будущих специалистов. Конкретизируем специфические принципы процесса формирования правовой компетентности будущего менеджера аграрной области в условиях университетского образования.

Универсальность, как принцип, актуализирует особое требование к осмыслению процесса подготовки будущего специалиста аграрной сферы. Это требование основывается на многоаспектном предметном содержании профессиональной подготовки. Универсальность профессиональной роли менеджера все же ограничена параметрами содержания тех правовых проблем, которые имеет клиент, а также педагогическими возможностями их решения.

Понятие универсальность отличается широтой смысловых значений, многогранностью аспектов, составляющих его сущность. Как отмечал А. Макаренко, человек не воспитывается по частям. В указанном контексте данный принцип требует:

-          осознания на уровне убеждений целостности социально-педагогической действительности, способности будущего специалиста предвидеть возможные факторы, обуславливающие существование у клиентов правовых проблем, а также прогнозирование возможной личностно-профессиональной пригодности;

-          выработку целостного видения деятельности личности, ее самооценки, признание и осознание индивидуальности клиента, менеджер приобретает исключительно важную способность к «врастанию» в суть ее правовых проблем;

-          актуализацию потребности в личностно-профессиональном самосовершенствовании будущих специалистов, которые представляют «профессию защиты» через вовлеченность в разнообразную деятельность, и направление ее осуществления — правовая профилактика, правовые услуги, правовая помощь, правовое обслуживание. К тому же менеджер выполняет разноплановые профессиональные роли защитника, адвоката, посредника-помощника, носителя социальной справедливости, консультанта, организатора правомерного поведения клиента, аниматора, эксперта социальных действий.

Таким образом, реализация принципа универсальности в разрезе всех измерений профессиональной роли менеджера, его правовая компетентность приобретает значение методологического ориентира модели образовательного процесса в аграрных высших учебных заведениях.

Контекстуальность служит важным принципом профессиональной подготовки будущего менеджера. Это мотивировано следующим: во-первых, своеобразием профессиональной роли специалиста, связанной с конкретной ситуацией клиента; неповторимостью правовых вопросов, возникающих и требующих решения специалистом для определенного клиента; во-вторых, разноплановостью обстоятельств, вызывающих появление социально-правовых проблем клиента, обуславливают и обосновывают характер правого вмешательства специалиста, а это актуализирует важность приобретения студентами в процессе профессиональной подготовки опыта решения правовых задач и ситуаций. Однако различные практико-ориентированные учебные задачи имеют разные ресурсы в указанном контексте, поэтому возникает проблема педагогически целесообразного их внедрения в процессе университетского обучения.

Интегрированность как принцип построения модели процесса формирования у будущих менеджеров правовой компетентности обуславливает своеобразную специфику его правовой деятельности, которую можно отследить в разных плоскостях. Первая — на всех этапах ее осуществления специалистом она связана с решением многоаспектных проблем, которые требуют интеграции научных знаний из разных предметных областей (философия, психология, логика, социология, юриспруденция, педагогика и т. п.). Содержание профессиональной деятельности аккумулирует в себе элементы смежных профессий. Вторая плоскость осмысления своеобразия правово-педагогической деятельности связана с необходимостью внедрения интегрированных умений, связанных одновременными действиями в различных подсистемах «клиент и социальные институты», «клиент и личность взрослого», «клиент и специалисты, причастные к конкретной проблемной ситуации» и др.

Интеграция, содержание которой связано с объединением в целое разнородных частей и элементов обеспечивает «надстройку» новых уровней руководства процессами стимулирования правомерных действий клиента, оптимизации правореализационной и правозащитной деятельности менеджера. Принцип интеграции обязывает в процессе формирования правовой компетентности признать целесообразным активизацию педагогических знаний, направленных на «восстановление», «заполнения», «на объединенное в целое» научных знаний различных предметных областей с целью усиления их действенности. Считаем, что именно реализация указанного требования едва ли не самым естественным образом учитывает своеобразие профессии защиты, интеграцию, прежде всего, педагогических и правовых знаний, составляет основу профессиональной компетентности менеджера. Мы исходили из понимания процесса в таком смысле, как трактуют это понятие справочные источники [6]. Анализ научной литературы в аспекте соотношения таких понятий, как развитие, формирование, становление свидетельствует их близкое, но разное по смыслу содержание. В частности, углубленный психологический анализ указанных понятий, осуществленный В. Давыдовым, способствовал углублению новых представлений и их соотношений. Ученый убедительно доказывает, что формирование не исключает проявления субъектом активности, собственной ориентировочно поисковой деятельности [4].

Модельное представление о процессе формирования правовой компетентности будущего специалиста позволяет не только опираться на его структурно-компонентный состав, критерии и показатели его проявления, но и очертить поле его функционирования — педагогические условия, способствующие результативности.

Начиная со времен И. Канта, когда философ заметил взаимосвязь понятий причина и условие, продолжаются дискуссии относительно содержания, которое целесообразно вкладывать в понятие условие [5].

Справочная литература по этому вопросу конкретизирует это понятие в контексте категориального аппарата определенной научной области. Так, философия рассматривает тождественными понятия условие и требование. При этом трактует философскую категорию условие как то, от чего зависит другое, весомый компонент комплекса объектов (вещей, их состав, взаимодействие), по наличию которых «следует существование данного явления» [6].

Пока среди ученых не сложилось единого мнения относительно содержания понятия педагогическое условие. По мнению В. Стасюк, происходит целостный продуктивный педагогический процесс (например, профессиональной подготовки специалиста), который определяется активностью личности или группы людей. В. Андреев считает, что педагогические условия следует понимать как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов защиты, методов (приемов), организационных форм определенного процесса для достижения цели. Убедительной в этом отношении есть позиция И. Беха, который понимает педагогические условия как единство содержания, методов и форм, в частности, воспитательного процесса [2]. Следовательно, определение педагогических условий является важным параметром научного исследования, поскольку речь идет об очерченном ресурсе, реализация которого в контексте заранее намеченной цели будет способствовать положительной динамике процесса (явления), который изучается.

Методологические ориентиры, которые были положены нами в основу изучения феномена правовая компетентность личности, и исследование своеобразия процесса формирования указанных личностно-профессиональных качеств будущего менеджера на этапе его профессиональной подготовки в аграрных высших заведениях, обусловили поиск совокупности тех педагогических условий, при которых возможно прогнозирование устойчивых положительных результатов. Конкретизируем педагогически обоснованную совокупность условий.

1.         Осознание будущими студентами на уровне убеждений профессиональной значимости собственной правовой компетентности в успешном выполнении их деятельности. Доминирующими педагогическими условиями для реализации намеченной деятельности были: актуализация гуманитарного знания в процессе усвоения студентами нормативных учебных дисциплин. Речь идет об интерактивных формах усвоения менеджерами сути гуманистических идей на разных этапах ее развития.

Своеобразие гуманитарного знания фундаментально изучена М. Бахтиным [1]. К тому же принципиальное значение приобретает введения требований: насколько студент осознает продуктивным, с точки зрения профессиональной миссии, вмешательство только правокомпетентного специалиста. Именно такой срез усиливается установленным современной когнитивной психологией (в частности И. Скотников) фактом о том, что правокомпетентные действия специалиста способствуют стимулированию уверенности клиента, которая связана с правильностью — ошибочностью на этапе принятия решения личности относительно собственного поведения.

2.         Актуализация правовой грамотности будущих специалистов предусматривает приобретение ими системы правовых знаний — методологических и нормативных, общетеоретических и методических, организационно-технологических. Мы исходили из того, что знания являются тем инструментом, с помощью которого представляется возможным процесс формирования правовых представлений студентов, благодаря которым и осуществляется переосмысление морально-правовой и социально-психологической схемы мировоззрения, то есть то, что называют «осмысленными знаниями» (И. Дидук, И. Жадан, Т. Мартынюк, С. Москович, В. Цыба). Особое внимание уделялось приучению будущих специалистов принимать правовое решение и осуществлять иные правовые действия в точном соотношении с законом. Поэтому через систему индивидуально-творческих задач студенты усваивали алгоритмы работы с нормативно-правовыми актами. Существенным считалась выработка у них интеллектуальной инициативы в когнитивной сфере, которая способствует переносу знаний (Д. Богоявленская, М. Гинзбург, Л. Головина, А. Кабанова-Меллер, А. Тихомиров). Само понятие интеллектуальная инициатива рассматриваем как предпосылку формирования интеллектуальной активности, связанной с умственной деятельностью личности (Д. Богоявленская).

3.         Положительное общение в подсистемах «преподаватель права — студент –клиент», «студент — практик-супервизор», «студент — студенческая академгруппа — будущий специалист». Речь идет об учете всех составляющих общения — обмен информацией (коммуникативность), взаимодействие (интерактивность), восприятие людьми друг друга (перцептивность).

Существует мнение, что диалог — это опыт установления отношений, который способствуют взаимообогащению, саморазвитию и самоуправлению, опыт установки целостности человека. Выбирая пути реализации педагогического условия, нами широко использовался прием «логика диалога с Г. Гегелем», а также практико-ориентированный подход, разработанный И. Бехом, в котором заложен алгоритм воспитания культуры дискуссий [2].

4.         Развитие рефлексивной составляющей взаимодействия будущего менеджера с клиентом в период практики. Реализация обозначенного педагогического условия решает ряд задач профессиональной подготовки будущего специалиста: расширение жизненного и профессионального опыта, развертывания самопознания.

Таким образом, воплощение педагогических условий будет способствовать стимулированию личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего специалиста, без чего невозможна динамика его правовой компетентности.

 

Литература:

 

1.         Бахтин М. М. Философия культуры ХХ века / М. М. Бахтин. — Санкт-Петербург, 1991. — Вып. 1. — 128 с.

2.         Бех І. Д. Гідність як духовний геном особистості / І. Д. Бех // Педагогіка і психологія. — 2009. — № 1. — С. 76–89.

3.         Боришевський М. Й. Психологічні детермінанти особистісної саморегуляції поведінки / М. Й. Боришевський // Розвиток педагогічної і психологічної науки в Україні, 1992–2002 рр. Зб. н. праць до 10-річчя АПН України / Академія наук України. — Ч. І. — Харків: ОВС, 2002. — С. 516–527.

4.         Давыдов В. В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» в психологии / В. В. Давыдов // Обучение и развитие. — Москва: Просвещение, 1986. — С. 35–40.

5.         Курлянд З. Н. Професійна усталеність вчителя — основа його педагогічної майстерності / З. Н. Курлянд. — Одеса, 1995. — 160 с.

6.         Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — 2-е изд. перераб и допол. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle