Библиографическое описание:

Мельникова Е. В., Кожекина И. Ю., Каширина Н. В. Формирование экологических компетенций студентов через проектно-исследовательскую деятельность // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 347-349.

Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?

Генри Давид Торо

С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, гармоничного равновесия. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад, когда предок человека приобрёл способность запоминать и мыслить, начал делать орудие труда, пользоваться знаниями и в своей деятельности производить средства для жизни. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

В последнее время в качестве важной задачи выдвигается формирование у обучающихся экологических компетенций.

Экологическая компетенция является не столько результатом предметного обучения, сколько интегрированным общекультурным показателем, результатом многосторонней учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Важно подчеркнуть, что такое понимание экологической компетенции акцентирует внимание на важность развития у молодых людей не только умения применять готовые, сформированные в разных образовательных областях, общеучебные умения и предметные знания, но и умения самостоятельно модифицировать их, комбинировать, использовать в разных сочетаниях. Потребность в таком умении диктуется спецификой экологических ситуаций — их комплексностью, плохой прогнозируемостью, зачастую беспрототипностью. Таким образом, возникает проблема переноса общеучебных умений и предметных знаний, сформированных вчера и сегодня, в будущие проблемные ситуации, о которых мы знаем еще очень мало [2].

Любовь и бережное отношение к окружающей нас природе — одно из проявлений патриотизма. Экология души и экология природы взаимосвязаны и только личное участие в решении экологических проблем даёт нам знания и уверенность, затрагивает не только ум, но и сердце.

Жизнь — это возможность, воспользуйся ею.

Жизнь — это красота, восхитись ею.

Жизнь — это мечта, осуществи ее.

Жизнь — это вызов, прими его.

Жизнь — это долг твой насущный, исполни его.

Жизнь — это тайна, познай ее.

Жизнь — это завет, исполни его.

Жизнь — это борьба, стань борцом.

Жизнь — так прекрасна, не загуби ее.

Жизнь — твоя жизнь, борись за нее [2].

Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными — интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но, в первую очередь, и от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Экологическое мировоззрение дает ключ к глубинному пониманию происходящего и планированию будущего.

Необходимо учитывать психологические особенности студентов, когда у них пробуждается интерес к своему внутреннему миру, формируются самосознание и самооценка, способность созидательно усваивать нравственные нормы. В этот период возникает потребность в самопознании своего характера, своей личности, в самовоспитании. Здесь весьма важно помочь студентам осознать себя личностью, способной разобраться в себе и в своих поступках. На основе глубокого и творческого самоизучения, самопознания с помощью различных методик, студенту даётся побуждение к сомовоспитанию ценных в экологическом и нравственном плане качеств, мотивов деятельности.

Изучение студентами особенностей своего характера, потребностей, качеств своей личности позволяет выбрать способы самовоспитания, установить исходный реальный уровень и пути их решения сообразно интересам, склонностям, типу темперамента и другим особенностям. Работа по формированию экологических компетенций эффективнее, если соблюдать следующие условия:

1.      Доверие и сотрудничество. Доверительные отношения не ущемляют чувство взрослости студента, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственной воспитанности в целом.

2.      Активность. Многие оценки и суждения должны исходить по возможности не от педагога, а от самих обучающихся.

3.      Диалогичность. Продуктивная воспитательная работа педагога или психолога возможна лишь в ситуации диалога. Диалог не только последовательный обмен информацией, суждениями, оценками между людьми, не просто их контакт на уровне речевых высказываний. Диалог — это форма общения, при которой обращающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Диалог невозможен без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представителя и понять проблемы другого, без взаимного принятия.

4.      Самостоятельность. Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться как собственное желание и действия, лишь совершаемые с помощью педагога. Именно такая модель работы эффективна. Собственные выбор и решения — гарантия того, что студент будет им следовать и не откажется при первой же трудности.

5.      Эмоциональность. Желательно проводить мероприятия в специально оформленном помещении, где присутствуют единомышленники.

Я считаю, что формирование экологических компетенций строится на базе хорошего образования и воспитания. Поэтому самое полезное, что может сделать преподаватель, — это хорошо учить своему предмету, делая акцент и на экологическое воспитание студентов. А дальше уже можно говорить о внедрении соответствующих экологических компетенций. Проблемы, связанные с охраной окружающей среды, по всей природе, в принципе, не могут быть ограничены рамками одной дисциплины или междисциплинарного курса. Экологическое образование предполагает интеграцию в единое целое.

На современном этапе данная проблема включена в раздел социальной экологии, в которой рассматриваются взаимоотношения в системе «общество — природа», специфическая роль в системах различного ранга, отличие этой роли человека от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природоиспользования.

Большую роль в ФГОС должны играть специальные вопросы экологии человека, связанные с его здоровьем, факторами риска и адаптивными возможностями организма. Вывести обучающихся на понимание взаимоотношений общества и среды, основных противоречий этих взаимосвязей, демографических проблем, путей формирования экологической культуры; познакомить с международными усилиями в обеспечении устойчивого развития и экологической безопасности человечества. Этот круг представлений достаточен для понимания роли и места человека экологически компетентного.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование экологической культуры народонаселения.

Ценностное отношение человека к природе возможно при наличии в его сознании экологической культуры, экологического мировоззрения и целостных знаний о природе. Путь к экологической культуре мышления, экологическому мировоззрению человечества прослеживается через качественное образование, в частности эффективное изучение экологии в образовательных учреждениях, которое способствует осознанию того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и устойчивого развития человечества.

Ежегодно на базе СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» проводятся — Городская Олимпиада по экологии, круглый стол «Проблемы экологии» и Городская конференция.

Цели мероприятий:

-        стимулирование творческой активности студентов;

-        профессиональный рост каждого из участников студенческой научно –исследовательской конференции,;

-        обмен знаниями в различных сферах деятельности;

-        установление новых полезных контактов.

Данные тематические мероприятия обеспечивают процесс воспитания и обучения в образовательных учреждениях, направленных на формирование экологически ответственного поведения и на формирование экологических компетенций студентов через проектно-исследовательскую деятельность.

Компетенции невозможно просто передать, а необходимо наработать самому в результате социально — профессиональной жизнедеятельности, что требует большой самостоятельности студента, его активное участие в олимпиадах, конференциях и т. д.

Изучение глобальных экологических процессов и связанных с ними глобальных экологических проблем, их причин и возможных последствий, осмысление возможных способов их предупреждения определяют экологический стиль мышления подрастающего поколения. Задания Олимпиады, обсуждаемый круг вопросов «Круглого стола» и выступления на конференции подчеркивают глобальность, целостность восприятия мира, гибкость, мобильность и осмысление собственной деятельности в контексте общечеловеческого опыта.

Узловые проблемы экологизации позволяют не только использовать предложенное видение этой тенденции в образовании, но и творчески разрабатывать обозначенные «узлы» в соответствии с индивидуальной, региональной спецификой. Многообразие педагогических практик, в которых может реализовываться экологический подход, бесконечно. И, тем не менее, при всей непохожести общим знаменателем их выступает экогуманитарная парадигма.

Парадигма — система научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период [4, с.568.].

 

Литература:

 

1.      Ермаков Д. С. Год охраны окружающей среды в Российской Федерации // Биология в школе. — 2013. — № 6.

2.      Заповеди матери Терезы. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48289/ — (Дата обращения: 25.01.2015).

3.      Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.org/text/77/312/33567.php — (Дата обращения: 20.11.2014).

4.      Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. — МН.: Современное слово, 2001. — 928 с.

5.      Рыбалко Л. Н. Изучение биологии в школе на основе эколого-эволюционного подхода // Биология в школе. — 2013. — № 10.

6.      Суматохин С. В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. — 2013. — № 5.

7.      VII Санкт-Петербургский конгресс. Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке. Сборник трудов 27–28 ноября 2013 года, Санкт-Петербург.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle