Библиографическое описание:

Королева В. В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 787-790.

Для того чтобы бывший студент был востребован на рынке труда, необходимо сформировать у него общие и профессиональные компетенции. С принятием стандартов нового поколения существенно изменились требования, которые предъявляются к нынешним выпускающимся специалистам, и к образовательным технологиям.

Преподавание профессиональных модулей вызвало много вопросов. Прежде всего — это перераспределение часов в пользу практических занятий, достаточно большое количество часов, которое выделяется на внеаудиторную самостоятельную работу.

Как организовать работу студента, как мотивировать его? Все выше обозначенное заставило меня искать новые методы работы с обучающимися.

Технология модульного образования не так и нова. Впервые модульная система обучения была использована в 60–70-е годы прошлого века, когда возникла необходимость в мобильной профессионально-технической подготовке рабочих профессий для лиц, оказавшихся безработными в США. Элементы модульной технологии использовались и в советской средней, и высшей школе. Сейчас модульный принцип обучения широко применяется для подготовки специалистов не только среднего, но и высшего профессионального образования.

Модульное обучение — это такая педагогическая технология, при которой обучающиеся, работают с учебной программой, составленной из модулей.

Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.

Учебный модуль — является организационно-методической структурой учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

Цель, которую преследует модульное обучение, заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого, путем обеспечения гибкого содержание обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей.

Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по этапам.

При проектировании модульной программы учитываются следующие общие принципы:

-          компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;

-          систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала;

-          целостность и практическая значимость содержания;

-          наглядность представления учебного материала.

При этом каждый модуль имеет свою дидактическую цель, основное место в которой занимает взаимодействие различных педагогических методов и информационных технологий, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему общего предметного обучения.

Такой подход позволяет преподавателю проследить уровни обученности на начальном и конечном этапе изучения модуля, выявить существующие затруднения и выбрать способы их коррекции.

Модульное обучение предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями).

В соответствии с разработанной рабочей программой каждый модульный блок определяет основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

При этом для каждого из модулей независимо от выбранной формы обучения (лекция или практика) производится поиск дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор форм, методов и средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Например, для проведения практических занятий обычно используют «кейс-метод», метод «мозгового штурма», метод проектов, деловые игры. Для проверки усвоения теоретического материала обычно проводится тестирование, либо решение практических ситуаций и казусов. В качестве домашнего задания обучающиеся могут составить свои варианты практических ситуаций и казусов.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля обучающиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, как один из видов контроля.

В течение каждого из семестров по сто бальной шкале определяется результат работы каждого студента как сумма баллов, набранных в процессе обучения.

Из технологических карт каждого модульного блока обучающиеся узнают, какой суммой баллов будет оцениваться работа при изучении каждого модуля, а также какой вид контроля выбран преподавателем для проверки знаний.

Помимо обязательных баллов, оценивающих знания обучающихся в технологической карте указываются дополнительные баллы, например за посещение занятий или внеурочную работу (участие в олимпиадах, конференциях и так далее). Далее обучающимся объявляется, какое количество баллов, набранное за аттестуемый период, соответствует какой рейтинговой оценке.

Модульно-рейтинговая система обучения дает преподавателю большие возможности в выборе форм и методов обучения, помогает выявлять и развивать различные профессионально-личностные способности обучающихся (целеустремленность, умение планировать свои действия, трудолюбие и прочее), служит систематизации полученных знаний и повышению их качества.

При этом преподаватель в большей степени просто дает консультации обучающимся, координируя их действия, а им предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе и заочной: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, — это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

Достоинства модульного обучения заключаются в следующем:

-          повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

-          компетенция определяет необходимые личностные качества;

-          сокращение сроков обучения;

-          реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;

-          быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

Внедрение данного метода вызывает определенные сложности.

В качестве сложностей можно отметить:

-          длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;

-          необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;

-          некоторая сложность организации учебного процесса.

Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса. Проанализировав опыт работы различных учебных заведений России и других стран, для построения и реализации учебного процесса я остановилась на модульно-рейтинговой образовательной технологии, обеспечивающей систематическую и объективную оценку каждого студента в течение всего времени обучения.

Помимо этого модульно-рейтинговая образовательная технология, на мой взгляд, уменьшает экзаменационный стресс и развивает личностные качества у студентов. С этой целью мною были разработаны рабочие тетради, практические ситуации, казусы, тесты, методические рекомендации для студентов, КОСЫ и КИМЫ.

Выполнение заданий обучающимися позволяет им набрать определенное количество баллов и самому определить свое место в системе оценивания, которая постоянно совершенствуется. Как у каждого преподавателя у меня возникают сложности: например быстро меняющаяся законодательная база не позволяет использовать в полной мере распечатанные ранее тесты, практические задания и др.

Если бы у преподавателей была возможность работать в компьютеризированных классах, это существенно помогло бы сэкономить и время, и материальные средства техникума.

Введение модульно-рейтинговой системы дает большие возможности только в случае хорошей технической оснащенности рабочего места преподавателя.

 

Литература:

 

1.         Безродная Г. В.Методологические подходы к качеству образовательного процесса в вузе / Г. В. Безродная // Философия образования. — 2009. — № 3. — С. 335–3415

2.         Блохин Н. В. Индивидуализированное обучение в модульной технологии/Н. В.Блохин // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе: материалы международной научно-практической конференции. — Часть 1. — Кострома-Москва: Изд-во Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова, Кострома, 2008. — С. 48–50.

3.         Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009.- С.3.

4.         Васильева И. Н. Интерактивное обучение и модульные педагогические технологии / И. Н. Васильева, О. А. Чепенко // Специалист. — 2010. — № 6.- С. 18 -22.

5.         Гараев В. М. Принципы модульного обучения / В. М. Гараев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко//Вестник высшей школы. — 2008. — № 8. — С. 30–33.

6.         Цявичене П. Ю. Теория и практика модульного обучения / П. Ю. Цявичене //Сов. Педагогика. — 2009. — № 1. — С. 55–60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle