Библиографическое описание:

Сабирова Д. Т. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 28-30.

Проектной деятельностью на уроках русского языка и литературы занимаюсь второй год.

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.

Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект» [1] — (от лат. projectus — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

В школе реализуются учебные проекты.

Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные для достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта. [2, 18].

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Задачи проектной деятельности:

-        формирование компетентности учащихся в организации проектной деятельности;

-        умение планировать проект в соответствие с поставленными целями;

-        развитие умений работать в команде;

-        формирование навыков публичного выступления.

Проектную деятельность организую на 3-х уровнях:

-        объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);

-        выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);

-        самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Обучающиеся выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы:

-        информационный

-        ролевой

-        практико-ориентированный

-        творческий

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.

Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализованные представления произведений.

Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. В рамках программы по проектной деятельности организовываю на уроках русского языка и литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Организуя проектную деятельность, можно предложить учащимся следующий алгоритм действий:

1.      Выбор темы проекта (исследования).

2.      Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

3.      Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение — гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

4.      Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

5.      Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6.      Получаем результаты. (Если что-то не удалось — это тоже результат).

7.      Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

8.      Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9.      Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Многообразие типов проектов дает возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме. Это позволяет им активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. [4,188].

Учебный проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно — учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности. [3, 4].

Таким образом, проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Приложение:

Проект: «Сказка об имени прилагательном»

Тип проекта: информационный, исследовательский

Предмет: русский язык

Основополагающий вопрос:

— Что такое имя прилагательное?

Проблемный вопрос:

— Что дает для жизни знание части речи «Имя прилагательное»?

Аннотация проекта:

-        Знание части речи «Имя прилагательное» дает возможность более красочно выразить свои мысли, показать красоту природы, речи, окружающего мира, для того чтобы убедиться в этом, необходимо исследовать и изучить часть речи.

Цель проекта:

-        изучение всех особенностей части речи «Имя прилагательное».

Задачи проекта:

-        совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

-        формировать навыки работы в группах;

-        разработать правила работы в группах;

-        приобретать навыки работы с информационными текстами;

-        закрепить и усовершенствовать навыки изучения части речи.

Результаты исследования:

-        презентация.

Этапы работы:

-        формирование тем исследования;

-        формирование группы для проведения исследования;

-        работа в группах;

-        подготовка презентации;

-        защита проекта;

-        коллективное обсуждение, результаты оценки.

 

Литература:

 

1.      Большой энциклопедический словарь.

2.      Полякова Т. Н. Метод проектов в школе. — М.,2011. С.4–77

3.      Соколова Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю. А. Соколова // Русский язык в школе. — 2008. — № 3. С. 3–10.

4.      Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая; художник А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.,2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle