Библиографическое описание:

Пожарова Г. А. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса на уроках математики // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 549-551.

В век высоких технологий и информатизации процесс обучения в школе должен соответствовать всем веяниям современной культуры. Ведь заинтересовать ученика в получении знаний — это одна и самых главных задач, что стоит перед учителем. Средства информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) позволяют добиться учителю наивысших результатов при реализации этой задачи.

Варианты использования средств ИКТ на уроках математики достаточно обширны и многообразны. Условно их можно разделить на четыре группы. В первую входит урок с мультимедийной поддержкой, т. е. учитель использует компьютер в качестве «электронной доски», демонстрирует учащимся рисунки, опыты и проводит различные виртуальные экскурсии. Кроме того ученики могут использовать компьютер для защиты своих творческих проектов. Вторая группа средств представляет собой урок с компьютерной поддержкой, который проходит обычно в специализированном компьютерном классе, где есть возможность обеспечить всех учеников необходимой для работы техникой. В итоге школьники одновременно или по очереди могут выполнять лабораторные работы, тесты или тренировочные упражнения за компьютерами. Урок, интегрированный с информатикой, является третьей группой средств ИКТ, используемых в процессе обучения математики и его цель заключается в создании с помощью компьютера кроссвордов, графиков, игр, таблиц, схем. Четвертая группа средств — это работа учеников с электронным учебником, как с помощью специальных обучающих систем, когда традиционный урок заменяется самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами, так и дистанционно [1, c.121].

Применение всех этих средств ИКТ на уроках математики должно проводиться периодически, но не стихийно. Математика — точная наука, и процесс обучения ей так же должен быть подвержен определенной системе, иначе знания не будут усваиваться школьниками рационально. Что приведет к потере у учеников интереса к традиционным занятиям, без использования компьютерных технологий. В то время, как интегрирование традиционного процесса обучения и уроков с технической поддержкой должно положительно влиять на его оптимизацию.

Стоит отметить, что одной из основных функций ИКТ, как неотъемлемой части образовательного процесса как раз является оптимизация. Профессора педагогических наук Ю. К. Бабанский и М. М. Поташник выделили критерии оптимизации, и чтобы определить эффективность использования средств ИКТ на уроках математики нужно сверить итоги своей учебной деятельности с этими критериями. Среди них, во-первых, максимально возможные результаты в формировании учебных знаний, умений и навыков, во-вторых, минимально необходимые затраты времени учащихся и учителя на достижение определенных результатов. В-третьих, минимальное необходимые затраты усилий на достижение результатов за отведенное время и, в-четвертых, минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время. Другими словами учебный процесс будет наиболее оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок и с минимальными усилиями учащихся и учителей [2, c.78].

Однако, чтобы оптимизировать образовательный процесс на уроках математики, применение средств ИКТ должно быть стать обыденным делом в практике учителя, а не праздников для учеников — в качестве отдыха от традиционного урока. Но не стоит использовать средства ИКТ повседневно — это не только не улучшит методику преподавания, но и отрицательно скажется, как на здоровье учеников, так и учителя. Опять же повторюсь, что главное, это рациональность. Два или три занятия в неделю с использованием средств ИКТ — это вполне достаточно для оптимизации учебного процесса.

Еще одна не маловажная функция средств ИКТ на уроках математики — это формирование у учащихся универсальных учебных действий (далее УУД). К ним относятся познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные УУД. Важную роль в формировании УУД играет ориентировочная основа действий (далее ООД). Использование учителем различных видов ИКТ позволяет учащемуся наиболее эффективно и в наиболее короткий срок выработать алгоритм выполнения действии или ООД, что способствует формированию познавательных и коммуникативных УУД [3, c.111–112].

Но, пожалуй, наиболее эффективно применение средств ИКТ действует на формирование личностных УУД. У учеников возникает желание добиться цели, и настойчивость для исполнения этого желания. И хотя математика — наука, не терпящая погрешностей, но это не значит, что в ней не допускается свобода творчества. Учитель с помощью ИКТ может позволить своим ученикам творить и созидать. Различные презентации, проекты, мини-фильмы, построение электронных графиков и схем дает ученикам возможность проявить другие свои таланты: дизайн, проектирование, неординарное мышление и т. д. Сам учитель так же способен подойти к организации уроков творчески, использую средства ИКТ. К примеру, презентацию.

Презентации как разновидность средств ИКТ сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достигать наилучшего учебного результата. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта. Уроки математики с использованием презентаций имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами уроков:

-        улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.);

-        в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;

-        естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;

-        появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности [4, c.115].

При исследовании ИКТ, как неотъемлемой части образовательного процесса на уроках математики невозможно не затронуть вопрос о методических целях использования информатики и ИКТ в изучении математики. На основе анализа ФГОС ОО и дидактических возможностях ИКТ можно выделить восемнадцать таких целей. Но перечислять их в данной статье не имеет особого смысла. Лучшее остановится на определении возможностей совмещения этих методических целей с методами информатики и ИКТ. В качестве примера возьмем курс математики за 5–6 класс, тему «Натуральные числа». Так при изучении натуральных чисел можно реализовать следующие дидактические возможности ИКТ:

-        компьютерное моделирование и наглядное представление натуральных и их последовательностей на числовой прямой на экране компьютера;

-        интерактивный диалог ученика со средствами обучения в форме «вопрос-ответ» с проверкой ответа к предложенной на компьютере вычислительной задаче и возможным оказанием контекстной помощи;

-        автоматизация самоконтроля и контроля (по представлению чисел из буквенной записи в запись с помощью цифр и обратно и др.) [5, c. 65–66].

Такой разбор дидактических возможностей ИКТ можно провести к любой теме любого курса математики. Это позволяет заранее определять план действий по изучению той или иной темы с использованием средств ИКТ. И так же определить те темы, изучение которых с помощью возможностью ИКТ приведет к наибольшей оптимизации образовательного процесса, а, значит, повысит уровень знаний учащихся. И часто упоминаемый в этой статье принцип рациональности будет реализован таким образом на все сто.

Теперь подведем итоги. Не секрет, что математика, предмет не слишком интересный для большинства школьников. И повышение к нему интереса среди учащихся во многом зависит от учителя. Современные средства ИКТ могут облегчить эту непростую задачу математики, превратив его уроки в достойных конкурентов другим учебным дисциплинам. Главное помнить об оптимизации учебного процесса и целях использования средств ИКТ.

 

Литература:

 

1.      Федина О. В. Использование ИКТ на уроках математики / О. В. Федина// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 7–2. — С. 121 -123.

2.      Мельник П. В. Оптимизация обучения математики в школе с использованием ИКТ / П. В. Мельник // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 6. — С.78–79.

3.      Квитко Е. С. Возможности математики в формировании универсальных учебных действий в 5 -6 классах с использованием ИКТ / Е. С. Квитко // Вестник Московского городского педагогического университета. 2013. — № 2 (26). — С. 108–115.

4.      Чистоедова Н. Н. Использование компьютерных презентаций на уроках математики для развития познавательного интереса учащихся / Н. Н. Чистоедова // Пути совершенствования современной системы образования. — 2008. — С. 114- 116.

5.      Сафонов В. И. Методические цели использования методов информатики и ИКТ в изучении математики / В. И. Сафонов // Гуманитарные науки и образование. — 2014. — № 1(17). — С.64–67.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle