Библиографическое описание:

Алипулатов И. С. Процессы демократизации и становления гражданского общества // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 369-371.

В Конституции РФ сформулированы важнейшие принципы организации и функционирования гражданского общества, такие как: демократический конституционный строй, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, верховенства права, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, идеологический и политический плюрализм, независимость СМИ, свободное местное самоуправление и пр. Это те принципы, которые необходимо не только декларировать, намного важнее их практическое воплощение в жизнь.

По мнению известного ученого, директора института социологии РАН Михаила Горшкова — для нынешнего поколения россиян важнее всего правовая основа демократического государства и возможности самовыражения в самых разных областях и сферах жизни общества. Практически каждый второй респондент (53 %) отметил, что главным слагаемым любой демократической системы, в том числе и отечественной, является равенство граждан перед законом. Любопытно, что именно эта идея, по мнению большинства россиян, наряду с идеей социальной справедливости, должна стать основополагающей в процессе модернизации страны [1 с.1].

Россия-это молодая демократия, многие ее институты находятся в стадии развития и пока далеки от совершенства. Есть проблемы в партийной системе, в четкой и эффективной организации работы государственного аппарата. Недостаточен уровень политической и правовой культуры в обществе. В этих условиях неизбежна постановка вопроса о необходимости формирования мирового гражданского общества.

По мнению большинства исследователей гражданского общества, важнейшими предпосылками его формирования являются: солидарность, доверие, толерантность, личная безопасность и ответственность граждан.

Согласно репрезентативному опросу населения Российской Федерации, проведенному высшей школой экономики: в массовом сознании граждан преобладает социальная дезинтеграция. Так, около 75 % россиян полагают, что в обществе нет согласия и сплоченности. В российском обществе зафиксирован низкий уровень социального доверия:53 % россиян полагают, что с людьми нужно быть осторожнее. Не чувствуют своей ответственности (в городе, селе, поселке)-71 % жителей России; 53 % граждан страны в той или степени не уверены в своей безопасности, а 43 % неодобрительно относятся к общественно-активным гражданам. Лишь 7,7 % россиян участвуют в общественных делах,8,8 россиян не обладают ни одним признаком принадлежности к социальной базе гражданского общества.

Дагестан по количеству некоммерческих организации, отстает от других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 2342 зарегистрированных НКО реально действующих не так много, а это значит, что в самое ближайшее время необходимо стимулировать дальнейший рост числа общественных организаций.

Потенциал гражданской активности может служить важным фактором эффективных социальных преобразований. Отправной точкой для развития гражданского участия является соответствующая ценностная база-наличие в структуре жизненных ценностей тех установок, которые отвечают за формирование мотивации гражданского участия. Это прежде всего, активная жизненная позиция, высокий уровень социальной ответственности и неравнодушное отношение к тому, что происходит в обществе — как в стране в целом, так и в ближайшем окружении, готовность к активному взаимодействию, коллективному решению общих дел.

Социально-политический диалог власти и общества

Для государственной власти на каком-то этапе стало очевидным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании общественного устройства, без их легитимирующего доверия и одобрения действий властей решить комплекс возникших на рубеже 21 века социально-экономических и общественно-политических проблем не удаcтся. Поиск путей выхода из системного (институционального, структурного, ценностного) кризиса привел к выводу о необходимости практического развития демократических механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, в том числе в форме институционального социально-политического диалога.

«Правовой нигилизм, отсутствие элементарной политической культуры мешают взаимодействию органов власти с общественными организациями «чтобы завоевать доверие людей, нам надо много работать, любой диалог-дорога с двусторонним движением» — эти слова главы Дагестана Рамазана Абдулатипова нашли отражение в активизации деятельности общественных движений в налаживании диалога между властью и гражданским обществом [2 с.3].

В этих условиях, по мнению ряда ученых, нужен реальный политический диалог основных политических сил страны с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Необходимо пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.

Говоря о гражданском участии, мы исходим из понимания его как идеи включения управляемых в процесс и механизм управления, включения граждан в обсуждение и разработку политических и социально-экономических программ и проектов, влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправления на низовом уровне.

По мнению экспертов, в строительстве власти, ответственной перед людьми, ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные общественные организации. Содействие некоммерческим организациям — несомненный приоритет демократического государства. Процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого влиятельные и независимые СМИ.

Главное — изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, реально поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают специалисты очень важно и крайне необходимо предварительно привлекать к обсуждению принимаемых Законов Народным Собранием РД, как можно больше рядовых людей, экспертов- юристов, по конкретной проблематике.

Cегодня многие наши соотечественники говорят о коррупции, взяточничества, куначества, несправедливости в кадровой политике. Главным критерием в подборе и расстановке кадров должен стать профессионализм. Как отмечают эксперты, именно какая-то недовольная часть нашего общества и пополняет ряды «лесных». Много нареканий вызывает громоздкая система управления.

Наличие большого количества министерств, ведомств, других структур, эффективность которых вызывает большие сомнения. Ротация кадров требует отдельного разговора. Ясно одно — нельзя нерадивые порой оторванные от рядовых людей чиновники занимали должности в органах исполнительной власти по 15–20 лет и превращали власть в бизнес.

По утверждению независимых экспертов, гражданское общество несостоятельно без достаточно высокого уровня жизни подавляющего большинства его членов. Поэтому многие исследователи, в том числе и известный дагестанский ученый-философ, профессор Мустафа Билалов особо отмечает три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур (сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование и конфронтацию), выделяя при этом конкретные исторические модели: 1.Модель поддержки развития некоммерческих организации (НКО), или «модель садовника» 2.Партнерская модель. 3. Модель архитектора. 4. Патерналистская модель. 5. Модель приводных ремней. 6. Модель игнорирования. 7. Модель борьбы с противником. 8. Модель гражданского неповиновения.

Рабочая группа по разработке Концепции Республиканской целевой программы «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2013–2017 годы наиболее приемлемой для наших российских условий считает, модель садовника.

Многие независимые эксперты придерживаются этой научно-обоснованной позиции и считают, что принятие этой республиканской целевой программы 2013–2017 года продиктовано, прежде всего, необходимостью реализации государственной политики развития в регионе гражданского общества со специфическими базовыми ценностями, учитывающими национальные и религиозные традиции дагестанских народов в системе глобализационных тенденций. И задача ученых и политиков на этом этапе развития нашего формировать соответствующую систему ценностей, оптимальную ее иерархию.

Гражданское общество в национальных границах демократических государств изначально выступало и выступает сегодня, с одной стороны, как главный ограничитель своеволия и произвола со стороны государства-главной управляющей подструктуры общества, а с другой — как главный независимый от государства носитель легитимной идеи национальной государственности.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.

 

Литература:

 

1.      Абдулатипов Р. Г. Встреча с представителями дагестанской блогосферы г.Махачкала, 9 июля 2014 г.

2.      Горшков М. Статья Роль социологии в обеспечении взаимодействия между обществом и властью //Сборник статей под общей редакцией академика М. К. Горшкова и проф. А.-Н. З. Дибирова Полиэтническое общество, власть и демократия в России Москва-Махачкала, 2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle