Библиографическое описание:

Козлова Н. С., Комарова Е. Н., Шрам Е. М. Специфика самопрезентации личности на разных сайтах знакомств // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 455-457.

Статья посвящена анализу специфики самопрезентации личности на разных сайтах знакомств. Приведены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова:виртуальная служба знакомств, самопрезентация, идентичность, самореализация.

 

Уже после перехода в новое тысячелетие Интернет становится не просто техническим феноменом, а специализированным коммуникативно-информационным пространством, которое способно удовлетворить все возможные потребности каждого человека.

В последнее время многократно возрос интерес к таким сайтам, как сайты знакомств или виртуальная служба знакомств.

Виртуальная служба знакомств — это интернет-сервис, который предоставляет пользователям Интернета услуги по виртуальному общению с другими пользователями. Цели знакомств у пользователей могут быть самые различные (общение, дружба, создание семьи и т. д.). На наш взгляд, с психологической точки зрения, данные интернет сети способны разрешить большое количество психологических проблем личности. Сюда, к примеру, можно отнести проблемы связанные с ощущением одиночества, самооценки, конфликтности, проблемы субъективного благополучия, самореализации, идентичности. Ранее мы неоднократно обращались к проблеме самоактуализации и субъективного благополучия в интернет-среде [1,2].

На сайтах знакомств абсолютно любой человек, который желает познакомиться, может создать анкету с определенными параметрами (пол возраст, цель знакомства, интересы).

Также виртуальные службы знакомств содержат функции поиска анкет по соответствующим параметрам, что облегчает личности искать необходимого ему собеседника. Регистрационные данные могут быть изменены пользователем в любой момент. После регистрации пользователь может отправлять сообщения другим пользователям, получать сообщения от других пользователей и отвечать на них. После более или менее продолжительного общения пользователи виртуальных служб знакомств могут продолжить общение в реальности. Владельцы и администраторы служб знакомств следят за соблюдением порядка, иногда — блокируют пользователей, нарушающих этикет сетевого общения.

Целью данного исследования является изучение специфики самопрезентации личности на просторах разных сайтов знакомств.

Объектом данного исследования являются респонденты — интернет-пользователи, девушки, зарегистрированные на сайтах знакомств 24 Open.ru и LovePlanet.ru.

В нашем исследовании, мы использовали подход Н. Д. Чеботаревой. По ее мнению, виртуальная самопрезентация является актуализацией одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число псевдонимов, которые выступают как идентификаторы той или иной субличности [4].

Проблему самопрезентации в интернет-пространстве, неоднократно в своих работах затрагивали Н. С Козлова и И. Р. Сушков. По их мнению, самопрезентация и публичность, их степень и сочетание опосредованы, прежде всего, целями, которые преследуют респонденты, проявляя активность в сети. Такая мотивация, как возможность обнаружить себя или побыть «анонимом», романтические знакомства, самореализация, вытесненная самовыражением, не увеличивают степень глубины, а скорее расширяют спектр возможных путей объявления «Я» в соответствии с интенциями. При этом подобные мотивы, вероятней всего, связаны с неразрешенными личностными проблемами реального мира, которые люди пытаются компенсировать за счет мира виртуального. Стремление к публичности будет расти с ослаблением социальной идентичности личности, а стремление к самопрезентации — с недостаточным позитивным вниманием к ней. Оба процесса, в итоге, взаимообусловлены и зависят от состояния коллективного субъекта, в который личность включена [3].

В нашей работе был использован метод контент-анализа, что под собой подразумевает анализ содержимого. В данном исследование в качестве содержимого выступают анкеты интернет-пользователей сайтов знакомств 24Open.ru и LovePlanet.ru.

Критерии исследования

1) Аватар (визуальное выражение образа пользователя)

-        Фотографии личного архива

-        Фотографии или картинки не относящиеся к личности пользователя

2) Никнейм (Индивидуальное имя пользователя)

-        ФИО

-        Модифицированное имя пользователя

3) Информация на странице пользователя

-        Познакомлюсь

-        Информация о себе

-        Досуг

-        Дети

-        Интересы

-        Образование

-        Владение языками

-        Вредные привычки

-        Жилищные условия

-        Жизненные цели

Обратимся к анализу аватаров девушек на обоих сайтах знакомств. В данном случае аватар будет рассматриваться с двух сторон, либо это реальная фотография пользователя, либо это некая картинка, которой обозначила свою личность девушка.

На следующем этапе исследования будет оценено количество загруженных фото на обоих сайтах. Из результатов можно заключить следующее, на сайте LovePlanet.ru девушки выставляют значительно большее количество фотографий в отличие от сайта 24Open.ru. В данном случае можно предположить, что девушки с сайта 24Open.ru не стремятся к самопрезентации своей личности, быть может, они преследуют другие цели, посредством которых происходит их самореализация. А также можно предположить, что из-за недостатка каких-либо контент-ресурсов, которые помогли бы «скоротать» время пребывания в сети на сайте LovePlanet.ru девушки не нашли ничего другого как только загружать личные фотографии.

Итак, следует отметить, что использование модифицированных никнеймов гораздо меньше. Наблюдается тенденция к указанию настоящего имени. Говоря о девушках, которые зарегистрированы под модифицированным никнеймом, возможно стремятся выделиться среди остальных. Такое умозаключение можно сделать также на основе анализа фотографий девушек. Все девушки помимо стремления выделиться в сетевом пространстве выделяются и в реальности, в данном случае идет речь о цвете волос. Девушки с модифицированными никнеймами имеют не естественный цвет волос, розовый, яркий/неестественный рыжий. А также некоторые девушки отличаются физиологическими особенностями. В данном случае можно рассмотреть проблему самооценки, нигилизма и юношеского максимализма.

Завершающим этапом исследования станет анализ наполненности анкет на сайтах знакомств. Данный анализ косвенно позволит определить цель регистрации данных особ. Исходя из полученных результатов, можно заключить следующее, все девушки в той или иной степени стремятся заполнить свою страницу по определенным параметрам, которые предлагают заполнить модераторы сайтов. Также удалось уловить следующую закономерность, девушки, которые зарегистрированы под модифицированным никнеймом, либо полностью не дают о себе никакой информации, либо если дают, то делают это в грубой форме. Данный факт можно определить тем, что, скорее всего, у данных особ имеются некоторые психологические проблемы, о которых было упомянуто ранее. Плюсом можно добавить, что такие личности не умеют выстраивать коммуникативный акт с окружающими, в виду нигилистического и скептического отношения ко всему. Но в данном случае также следует брать во внимание и социальное окружение, так как окружение личностей играет немало важную роль. Такие личности способны нормально взаимодействовать лишь с теми, у кого такие же самые проблемы.

Также в ходе анализа размещенной информации был выделен тот факт, что девушки, которые стремятся в полной мере заполнить свою анкету имеют тенденцию к преувеличению фактов о себе в сторону, скорее всего, Я — идеальное. В таком случае мы можем говорить не только о самооценки таких особ, но и о таком феномене как самореклама и феномене обаяния, который заключается в том, чтобы понравиться окружающим, но никто из них не задумывается о том, что человек может задаться вопросом «А собственно откуда у столь юной особы есть собственная квартира?», в таком случае их собственная информация обернется против них.

Также можно сказать, что многие девушки на данных сайтах пребывают с целью не только дружеского общения, но и для поиска своей «судьбы». Переходя к данному факту, также была выявлена особая тенденция, данная группа девушек стремятся найти себе вторую половину порядком лет на 10–20 старше себя. В данной ситуации можно просмотреть систему ценностных ориентаций и стереотипов, а также можно предположить, что как раз у таких особ снижено стремление к саморазвитию и самоактуализации.

 

Литература:

 

1.         Козлова Н. С., Комарова Е. Н. «Взаимосвязь восприятия интернета фактором, влияющим на жизненный путь личности, с процессом ее самоактуализации и переживанием субъективного благополучия» Материалы международной заочной научно-практической конференции «Развитие психологической науки в регионах России: прошлое и современность», Иваново, 9 ноября 2013 г., с. 151–152

2.         Козлова Н. С., Комарова Е. Н «Творческая самореализация в Интернет-среде» Материалы V международной научно-практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии», 10–11 ноября 2014 г., North Charleston, USA Том 1, с. 106- 109

3.         Козлова Н. С., Сушков И. Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation. (дата обращения 21.12.2014)

4.         Чеботарева Н. Д.. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы. URL: http://www.follow.ru/article/181 (датат обращения 21.12.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle