Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Козлова Н. С. Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6287/ (дата обращения: 19.10.2018).

В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

Ключевые слова:интернет-среда, взаимодействие, активность, самоотношение, Я-концепция.

Современные исследования интернет-вовлеченности личности позволяют предполагать, что один из самых значимых факторов, определяющих специфику активности человека в сети является Я-концепция личности. По итогам работ Н. В. Чудовой, были установлены следующие закономерности:

1)     Специфика образа «Я» выступает показателем неблагополучия активных пользователей интернета.

2)     Интернет-среда может наносить ущерб образу «Я».

3)     В тоже время интернет, является культурой производной, «в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ «Я» с опорой на свои природные данные или социальные достижения» [6].

Одной из основных категорий психологии личности и социальной психологии, является Я-концепция личности. Это утверждение объясняется тем, что центр, ядро личности определяется восприятием не только физического мира, но, прежде всего, окружающих ее людей, определяющих процесс взаимодействия с ними. Так, например, в психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского, мы находим следующее определение Я-концепции: «относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [3, с. 475].

Однако в психологической науке в рамках Я-концепции возникает целый ряд понятий «самооценка» «самосознание» «самоотношение», «самоприятие», «самоуважение», «осознание себя», «образ-Я» и т. д.

Как было установлено, интеграция Я-концепции и удовлетворенности субъектом своей самоактуализацией приводит к образованию самоотношения [2, с.65–66]. Самоотношение при такой формулировке представляется как психологическое образование, расположенное или взаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Такая формулировка, по мнению Н. И. Сарджвеладзе, имеет много слабых сторон: способ отношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным или регулятивным моментами самосознания; Напротив, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие самоотношения является родовым относительно понятий самопознания, самооценки и других подобных категорий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности [4].

«Я« существует постольку,- отмечает Н. И. Сарджвеладзе, — поскольку оно является одновременно и субъектом, и объектом отношения, самость — это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость. Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешне-предметному и социальному миру [4].

В структуре самоотношения существуют три базовых компонента: конативный, эмоциональный и когнитивный. Когнитивный касается саморегуляции и контроля человеком за своей активностью на основе восприятия самого себя. Конативная составляющая базируется на действиях (или готовность к ним) личности по отношению к самому себе.

Нас же боле всего интересует эмоциональный компонент. Многие авторы приравнивают эмоциональное отношение к себе к самоотношению в целом. На наш взгляд это не верно, самоотношение по своей сути является установкой, и значит имеет трехуровневую структуру, в котором эмоциональная часть — лишь одна из составляющих.

В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: 1) симпатия — антипатия, 2) уважение — неуважение и 3) близость — отдаленность [5]. Автор подчёркивает, что эти же оси связаны с тем, как будет относиться личность к другим., определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку. Об этом мы читаем и у Л. С. Выготского, определяющего механизм перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [1].

Сарджвелазе выделяет следующие структурные единицы самоотношения по их содержательным характеристикам:

1.         Биологическое измерение: отношение к своей внешности и анатомическим особенностям; отношение к своим биомеханическим и функционально-физиологическим возможностям.

2.         Психологическое измерение: отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям; отношение к своим интеллектуальным способностям; отношение к своим эмоциональным особенностям; отношение к своим волевым качествам и результатам своей деятельности; отношение к себе как неповторимой личности, чувство самотождественности.

3.         Социальное измерение: отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социо-экономическому или социометрическому статусу); отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают; отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей [4].

Исходя из всего вышесказанного можно выдвинуть гипотезу о том, что именно самоотношение будет во много определять активность личности и в интернет-среде. Для ее проверки было проведено исследование с применением авторской анкеты, позволяющей выявить специфику вовлеченности, активности и деятельности личности в сети, а также теста на самоотношение Р. С. Пантелеева, включающего следующие шкалы: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

В итоге, мы выявили, что закрытость, как особенность самоотношения, характерна для тех, кто не ориентирован на поиск полезной информации в интернете (r=-0,26, при р≤0,05). Они ориентированы на общение с теми, кого нет рядом (r=0,27, при р≤0,05). Вероятно, именно форма коммуникация, предполагаемая с помощью интернета, становится для них более удобной, не заставляющей выходить за границы комфорта — своей замкнутости. В данном случае интернет можно рассматривать как средство, помогающее личности, найти способы решения своей проблемы. Однако, можно предположить, что изменений в субъекте общения в данном случае не произойдет, а значит «снимаются симптомы», но не исчезает их источник.

Самоуверенность, присущая Я-концепции личности, свойственна также тем, кто не заинтересован в поиск нужной информации (r=-0,23, при р≤0,05). Они также не интересуются знакомствами в интернете для романтики (r=-0,32, при р≤0,01). То есть такая черта приводит к отсутствию какого-либо специфического интереса и активности в виртуальном мире.

Пользователи с развитым саморуководством также не ищут романтических знакомств (r=-0,34, при р≤0,01). При этом у них достаточно большое количество друзей в социальных сетях (r=0,24, при р≤0,05). Так присутствует тенденция к общению без дополнительных выраженных особенностей.

Лица с высоким ожиданием отношения к себе со стороны других людей не склонны создавать вымышленный образ себя в виртуальной среде (r=-0,24, при р≤0,05). Такая связь объясняется, скорей всего тем, что они верят в то, что и их реальный образ позитивно воспринимается окружающими.

Высокая самоценность, а также самопривязанность, обеспечивает то, что пользователи не переживают из-за количества времени проведенного в интернете (r=-0,26, при р≤0,05 и r=-0,44, при р≤0,01). Возможно, считают, что в любом случае проводят время с пользой для себя.

При этом самопривязанность связана еще и с тем, что пользователь считает, что интернет не мешает им в работе или учебе (r=-0,24, при р≤0,05), а приоритетной для них является такая функции виртуальной среды, как общение (r=0,31, при р≤0,01) и возможность творческой самореализации (r=0,32, при р≤0,01).

При самопринятии направленность активности в интернете ориентирована на общение (r=0,27, при р≤0,05), в отличие от поиска полезной и нужной информации (r=-0,29, при р≤0,05).

А вот наличие внутренних конфликтов достаточно сильно проявляется в интернет среде: такие люди проводят достаточно много времени там, и сами же осуждают себя за это (r=0,32, при р≤0,01). Такая же тенденция обнаружена и у тех, у кого присутствует самообвинение (r=0,31, при р≤0,01). При этом пользователи и с обеими характеристиками, являются активными участниками социальных сетей (r=0,26, при р≤0,05 и r=0,23, при р≤0,05). Есть и еще одна общая тенденция: они склоны рассказывать в виртуальном мире ту информацию о себе, которую до этого не сообщали никому в объективном мире (r=0,24, при р≤0,05 и r=0,31, при р≤0,01). И если добавить здесь склонность лиц с высоким самообвинением к созданию вымышленного образа «Я»(r=0,32, при р≤0,01), то можно говорить, что именно проблемы в этом аспекте запускают специфическую самопрезентацию в интернете.

На основании всего выше обозначенного можно смело говорить о том, что у лиц с адекватной самооценкой и хорошим самоотношением, отсутствует глубокая вовлеченность в интернет или какая-либо специфическая активность. Основная направленность их существования в интернете — общение. Однако при слишком высокой самоценности или самопривязанности пропадает критичность восприятия времени, проводимого в интернете, в отличие от тех, у кого присутствует самообвинение или внутренние конфликты. Они также направлены на взаимодействие, но винят себя за количество времени, проводимого в интернете, а также характеризуются специфической формой самопрезентации себя в сети. Также выявлено, что если существуют проблемы с самоуверенностью и саморуководством, то человек начинает устраивать свою личную жизнь через интернет, осуществляя там поиск романтических знакомств.

Литература:

1.                 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1956

2.                 Козлова Н. С. Социально-психологические детерминанты восприятия реализованности собственного потенциала личностью: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Кострома. 2009.

3.                 Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В М.: Политиздат, 1991, — 504 с.

4.                 Сарджвеладзе Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. — Известия АН ГССР, серия философии и психологии, 1985, № 2, с. 81–93.

5.                 Столин В. В. Самосознание личности. — М., МГУ, 1983

6.                 Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета. — Психологический журнал, — 2002, т. 23, № 1, — С. 114–118

Основные термины (генерируются автоматически): интернет, отношение, самоотношение, Я-концепция личности, нужная информация, высокая самоценность, внутренняя конфликтность, виртуальный мир, виртуальная среда, способ отношения.

Ключевые слова

взаимодействие, активность, самоотношение, я-концепция., интернет-среда

Похожие статьи

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Особый мир интернет-пространства порождает и новые способы взаимодействия людей между собой. Но кто действует в компьютерной виртуальности? Можно ли считать, что возникает новая, виртуальная личность...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Попадая в виртуальный мир, молодежь лихорадочно «блуждает» по сети, зачастую забывая о ежедневных делах, учебе и работе, о взятых на себя

Свободный доступ в Интернет отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с обществом на реальном, не...

Влияние виртуальной реальности на подростков

Они проводят в Сети значительную часть своего времени, как правило, отдавая предпочтение виртуальному миру и общению.

Помимо прочего одной из проблем сети Интернет в отношении детей являются электронные игры, причем с жестокой тематикой, где действия...

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

Сложность строения самоотношения обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отношений каждой изучаемой личности [Джеймс

В силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю...

Современные представления о факторах, способствующих...

4) зависимость от «кибер-отношений» — это всякое применение интернета в качестве общения, способа социального взаимодействия, то есть общение в чатах

Эти когнитивные изменения искажают, деформируют социально-психологические установки личности, его «Я-концепцию».

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

виртуальная реальность, виртуальная личность, виртуальное пространство, свобода, мир, нет, игра, сеть, смерть, игровое поле.

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра...

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков...

То в какой среде находится личность в этот промежуток времени, будет во многом определять его дальнейшее поведение уже во взрослом состоянии.

Так феномен интернет — аддикции изучали Войскунский А. Е. [3], Панкова Т. В., Сергеева Н.В [7]; виртуальную коммуникацию...

Анализ образа Я как продукта самосознания личности

А.А. Бодалев и В.В. Столин [7], выделяя в образе Я аспекты: знания о себе и самоотношение, отмечают, что прогресс

Описательную составляющую «Я-концепции» он называет «образом-Я» или «картиной-Я», что включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя.

Формирование «Яконцепции» в детском, подростковом...

Становление «Я-концепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте.

Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Особый мир интернет-пространства порождает и новые способы взаимодействия людей между собой. Но кто действует в компьютерной виртуальности? Можно ли считать, что возникает новая, виртуальная личность...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Попадая в виртуальный мир, молодежь лихорадочно «блуждает» по сети, зачастую забывая о ежедневных делах, учебе и работе, о взятых на себя

Свободный доступ в Интернет отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с обществом на реальном, не...

Влияние виртуальной реальности на подростков

Они проводят в Сети значительную часть своего времени, как правило, отдавая предпочтение виртуальному миру и общению.

Помимо прочего одной из проблем сети Интернет в отношении детей являются электронные игры, причем с жестокой тематикой, где действия...

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

Сложность строения самоотношения обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отношений каждой изучаемой личности [Джеймс

В силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю...

Современные представления о факторах, способствующих...

4) зависимость от «кибер-отношений» — это всякое применение интернета в качестве общения, способа социального взаимодействия, то есть общение в чатах

Эти когнитивные изменения искажают, деформируют социально-психологические установки личности, его «Я-концепцию».

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

виртуальная реальность, виртуальная личность, виртуальное пространство, свобода, мир, нет, игра, сеть, смерть, игровое поле.

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра...

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков...

То в какой среде находится личность в этот промежуток времени, будет во многом определять его дальнейшее поведение уже во взрослом состоянии.

Так феномен интернет — аддикции изучали Войскунский А. Е. [3], Панкова Т. В., Сергеева Н.В [7]; виртуальную коммуникацию...

Анализ образа Я как продукта самосознания личности

А.А. Бодалев и В.В. Столин [7], выделяя в образе Я аспекты: знания о себе и самоотношение, отмечают, что прогресс

Описательную составляющую «Я-концепции» он называет «образом-Я» или «картиной-Я», что включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя.

Формирование «Яконцепции» в детском, подростковом...

Становление «Я-концепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте.

Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым.

Задать вопрос