Библиографическое описание:

Чемрова Е. С., Маковец Л. А. Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 375-377.

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток» на снижение уровня тревожности у учащихся младших классов.

Ключевые слова:тревожность, «ситуативная» и «личностная» тревожность, причины тревожности, снижение уровня тревожности, «физ. минутки».

 

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы.

В младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван: плохой подготовкой к урокам; боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; заниженной самооценкой; предъявлением со стороны учителя высоких требований; домашними неприятностями; завышенными требованиями родителей; недостаточным вниманием и поддержкой родителей; не замечание учителем и родителями успехов ребенка.

У учеников младшего школьного возраста тревожность является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит из-за накопления отрицательного опыта. Тревожность становится устойчивым личностным образованием к подростковому возрасту [2]. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо проводить работу по снижению уровня тревожности начиная с младшего школьного возраста.

Исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментальный характер.

Проблемой тревожности занимались такие психологи как:

-        А. В. Петровский (утверждал, что тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях; у здоровых людей, которые переживают последствия психотравмы, а также у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности) [3];

-        З. Фрейд (считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами является причиной возникновения тревожности) [8];

-        А. М. Прихожан (выделила открытые и закрытые (агрессивность, апатия, лживость) формы тревожности) [5];

-        Спилберг (выделил личностную и ситуативную тревожность; «тревога», «тревожность»; в возникновении тревожности, как черты, ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов).

На основании анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования можно сделать следующие выводы:

1.                  Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъективного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

2.                  Ученые различают личностную и ситуативную тревожность.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

В ходе работы нами были выделены следующие критерии проявления тревожности:

-        Диапазон проявления тревожности;

-        Интенсивность проявления тревожности;

-        Способность справляться с проявлением тревожности.

Причины проявления тревожности:

-        Неправильное воспитание;

-        Самочувствие ребенка в школе, зависящее от:

·         —отношения учителя к ребенку;

·         —школьных перегрузок;

·         —ориентации ребенка на результат учения;

·         —неадекватные, противоречивые, негативные требования.

Формы проявления тревожности:

-        Раздражительность;

-        Агрессивность;

-        Заикание;

-        Повышенное беспокойство в учебных ситуациях;

-        Плач

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

В психолого-педагогической практике существует ограниченное число программ для младших школьников по снижению уровня тревожности. Поэтому актуальность и неразработанность проблемы послужила поводом для выбора темы исследования.

Наша работа посвящена применению различных способов снижения уровня ситуативной тревожности у младших школьников при использовании «физминуток» игрового характера.

Наш комплекс «физминуток» включает в себя такие упражнения:

«Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад»

Чуть позднее можно добавить: «Подарок под елкой»,«Драка»,«Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки»

Игры «Зайки и слоники», «Волшебный стул», способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз внося элемент новизны).

Рассмотрим некоторые игры более подробно:

«Драка» (способность справляться с проявлением тревожности)

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

«Насос и мяч» (снятие мышечного напряжения)

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. (работа в парах)

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с« выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

«Волшебный стул» (адекватное восприятие самого себя)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5–6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

«Физминутки» позволяют быстро и оперативно снять ситуативную тревожность у детей, возникшую из-за страха получения плохой отметки, страха неправильного ответа и негативной оценки сверстников. Предложенные «физминутки» помогут ребенку установить контакт с одноклассниками (при взаимодействии во время игры), вселить уверенность в собственном «Я».

 

Литература:

 

1.      Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. — Томск, 1999.

2.      Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — Алма-Ата, 2004.

3.      Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Издательский центр Академия, 1995.

4.      Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ, Сфера, 2001.

5.      Прихожан А. M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.,2001.

6.      Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 2002.

7.      Роджерс К. К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001.

8.      Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 2002.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle