Библиографическое описание:

Медведева И. В. Анализ финансовых результатов организации // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 85-88.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она составляет основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.

Экспресс-анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов: во-первых, исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (так называемый горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчетный период); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей); в-третьих, анализ влияния факторов на прибыль (факторный анализ); в-четвертых, изучение хотя бы в самом обобщенном виде изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей).

Результаты анализа предпринимательской деятельности находятся в прямой зависимости от качества и объема информации, формируемой в системе первичного внутрихозяйственного и налогового учета организации. Для успешного развития субъекта предпринимательства необходимо постоянно проводить анализ доходов и расходов, который является ключевым и дает представление о степени эффективности работы. [2]

Для экспресс-анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов необходимо воспользоваться промежуточными данными формы «Отчет о финансовых результатах», которая формируется предприятием на основании ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Министерства финансов №43н от 06.07.1999 (в редакции от 08.11.2010 № 142н), а именно за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Согласно полученной информации специалист может сделать выводы о том, насколько выросла прибыль или увеличился убыток отчетного периода по сравнению с предыдущим. [4]

Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменения в их структуре, таким образом, он представляет собой абсолютное и относительное изменение показателей за период.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом, он помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль.

Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько сопоставимых периодов, что предполагает стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данные базового месяца или квартала служат исходной точкой расчета и принимаются за 100%. Изменение показателей отчета о финансовых результатах рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному периоду. [1]

При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является однородная совокупность – прибыли и убытки. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном периоде необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием отчета о финансовых результатах.

Факторный анализ позволяет оценить, на какую конкретную сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора. Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным формы «Отчет о финансовых результатах», в которой прибыль от продаж определяется следующим образом:

Рот прод = Vp – S – KP – УР, (1)

где Vp – выручка от продажи (нетто);

 S – себестоимость продаж;

 КР – коммерческие расходы;

 УР – управленческие расходы.

Факторный анализ проводится в несколько этапов:

На первом этапе рассчитывают влияние выручки на прибыль от продаж. Данный расчет может быть осуществлен двумя способами:

∆Р (Vp) = (Vp1 – Vp0) * Р0 / Vp0, (2)

где Р0 / Vp0 – рентабельность продаж предыдущего периода,

∆Р (Vp) = Р0 * Vp1 / Vp0 – Р0, (3)

где Vp1 и Vp0 – выручка от продажи (нетто), соответственно, предыдущего и отчетного периода.;

 Р0 - прибыль от продаж предыдущего периода.

На втором этапе рассчитывают влияние производственной себестоимости на прибыль от продаж. Расчет целесообразно проводить по относительному показателю себестоимости – затраты на один рубль продукции, который показывает долю затрат в выручке от продажи. При этом необходимо учитывать, что себестоимость является обратным показателем по отношению к прибыли и, соответственно, снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли и наоборот:

∆Р (S) = Vp1 * (S1 / Vp1 – S0 / Vp0), (4)

где S1 / Vp1 и S0 / Vp0 - затраты на один рубль продаж продукции, соответственно, в отчетном и предыдущем периодах.

На третьем этапе рассчитывают влияние уровня коммерческий расходов (расходов на продажу) на прибыль от продаж. Расчет осуществляется аналогично:

∆Р (КР) = Vp1 * (КР1 / Vp1 – КР0 / Vp0), (5)

где КР1 / Vp1 и КР0 / Vp0 - доля коммерческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.

На четвертом этапе осуществляется расчет влияния изменения уровня управленческих расходов на изменение прибыли от продаж:

∆Р (УР) = Vp1 * (УР1 / Vp1 – УР0 / Vp0), (6)

где УР1 / Vp1 и УР0 / Vp0 - доля управленческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.

Обобщение влияния факторов, влияющих на прибыль от продаж, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общее влияние факторов на прибыль от продаж

Факторы

Величина влияния фактора

Удельный вес факторов, %

Выручка

∆Р(Vp)

∆Р(Vp) / ∆Р

Себестоимость

∆Р(S)

∆Р(S) / ∆Р

Коммерческие расходы

∆Р(КР)

∆Р(КР) / ∆Р

Управленческие расходы

∆Р(УР)

∆Р(УР) / ∆Р

Итого

∆Р

100

 

Для проведения факторного анализа прибыли до налогообложения используется метод балансовой увязки, который заключается в следующем: по каждому фактору, влияющему на прибыль, определяется абсолютное отклонение, по которому оценивают величину влияния соответствующего фактора на прибыль. При этом увеличение факторов прямого действия (прибыль от продаж, доходы от участия в других организациях, проценты к получению, прочие доходы) увеличивает прибыль до налогообложения, их уменьшение соответственно уменьшает прибыль. Факторы обратного действия (проценты к уплате, прочие расходы) влияют на прибыль до налогообложения наоборот: их увеличение вызывает уменьшение прибыли, а уменьшение – ведет к увеличению прибыли. [3]

В основе факторного анализа чистой прибыли (убытка) организации лежит простая модель ее изменения в анализируемом периоде:

∆РЧ = ∆Д - ∆Рх, (7)

где ∆РЧ –изменение величины чистой прибыли;

 ∆Д – изменение суммы доходов организации;

 ∆Рх – изменение суммы расходов организации.

Прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя финансовых результатов. Для оценки интенсивности и эффективности производственного развития предприятия в практике экономической работы широко используется система показателей рентабельности.

Уровень рентабельности проданной продукции (рентабельность продаж) определяется отношением прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от продаж в оптовых ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Таблица 2

Анализ коммерческой рентабельности

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонения (+,-)

Прибыль от продаж, млн. руб.

Р0

Р1

Р1 – Р0

Выручка, млн. руб.

V0

V1

V1 – V0

Рентабельность продаж, %

Р0 / V0 * 100

Р1 / V1 * 100

Р1 / V1 * 100 –

Р0 / V0 * 100

 

Зависимость прибыли от себестоимости продукции характеризует показатель рентабельности, рассчитанный отношением прибыли от продаж продукции к их себестоимости. Он показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат на производство. Способом цепных подстановок проанализируем влияние факторов на рентабельность проданной продукции или рентабельность основной деятельности.

Таблица 3

Анализ рентабельности продукции

Подстановки

Факторы, млн. руб.

Рентабельность

продукции, %

Величина влияния

Прибыль от продаж

Полная себестоимость

0

1

2

Р0

Р1

Р1

V0

V0

V1

Р0 / V0 * 100

Р1 / V0 * 100

Р1 / V1 * 100

-

с.1 – с.0

с.2 – с.1

ИТОГО

 

 

с.0+с.1+с.2

с.0+с.1+с.2

Рентабельность предприятия (или рентабельность продаж по чистой прибыли) находят отношением чистой прибыли (нераспределенной прибыли отчетного периода) к выручке от продаж. Она характеризует результаты всей деятельности предприятия.

Рпрод = Рчист / Vр * 100% = стр.2400отчет о фин рез / стр.2110отчет о фин рез (8)

где Рпрод – прибыль от продаж;

 Рчист – чистая прибыль;

 Vр – выручка от продажи

Таблица 4

Анализ рентабельности продаж по чистой прибыли

Подстановки

Факторы

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

Величина влияния

Чистая прибыль

млн. руб.

Выручка

млн. руб.

0

1

2

Рчист0

Рчист1

Рчист1

Vр0

Vр0

Vр1

Рчист0 / Vр0 * 100

Рчист1 / Vр0 * 100

Рчист1 / Vр1 * 100

 

с.1 – с.0

с.2 – с.1

ИТОГО

 

 

с.0+с.1+с.2

с.0+с.1+с.2

 

Предложенная техника экспресс-анализа финансовых результатов позволяет выявить причины снижения прибыли организации и оперативно принять эффективные экономические и управленческие решения в течение отчетного периода, а не только по его окончанию.

 

Литература:

1.      Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет и анализ / Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 604 с.

2.      Парамонова Л.А., Насакина Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей / Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 167-174.

3.      Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 408 с.

4.      Российская Федерация. Положение по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 [Электронный ресурс]: № 43н утв. Министерством финансов РФ 06.07.1999 г. (в редакции изменений и дополнений от 08.11.2010 № 142н) // СПС Консультант Плюс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle