Библиографическое описание:

Костюк И. К. Применение инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 519-521.

В статье рассмотрены вопросы применения инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов. Установлено, что европейский контекст управленческой деятельности наиболее актуализирован в системе государственного управления в сфере социальных инноваций.

Ключевые слова:государственное управление, инновационные технологии, европейские стандарты, реформа государственного управления, социальные инновации.

 

Одна из самых актуальных проблем в государственном управлении, которая существует сегодня, состоит в необходимости скорейшего совершенствования системы государственного управления. Она включает в себя проблему организации государственного управления различных уровней, а именно национального, регионального и местного самоуправления; а также подготовка и привлечение управленческих кадров, поиск оптимальной структуры штатного расписания государственного аппарата, управление персоналом государственных организаций, условия работы государственных служащих, профессионального развития и лидерства.

Реформирование системы государственного управления характеризуется необходимостью нововведений, разработкой новой управленческой идеологии, инициированием новых управленческих процессов, изменением управленческих структур, что ставит перед современной теорией и практикой государственного управления задачу комплексного реформирования аппарата государственного управления, совершенствование характера, подходов к управлению этой системой с учётом национальных особенностей каждой страны. Другими словами, все вышеуказанное представляется естественными истоками новой парадигмы публичного управления, основанной на заимствовании передовых подходов менеджмента, а значит предусматривает, прежде всего, ориентацию на клиента-гражданина, повышение качества предоставления публичных услуг, работу в условиях конкурентной среды, применение идеологии корпоративизма и другое.

Инновационную деятельность можно определить как совокупность действий по решению поставленной задачи новыми альтернативными и эффективными методами, целью которых является повышения уровня социально-экономического развития общества посредством создания новых технологических процессов.

По характеру предметного содержания инновации подразделяются на технологические и нетехнологические. Технологические инновации — это инновации, направленные на получение и применение новых знаний для решения технологических и инженерных задач в сфере обеспечения функционирования техники и производства в организации, как единой системе. К ним относят все изменения, определяющие научно-технический прогресс и методы организации производства, технологии производства [3, с. 37–42]. К нетехнологическим инновациям относят разработки организационного, управленческого, правового, социального и экологического характера. Нетехнологические инновации включают в себя и организационно-управленческие инновации.

Организационно-управленческие инновации — это изменения в системе управления компанией или организацией для достижения целей ее функционирования и развития, то есть изменения в системе управления с целью повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности компании [4, с.98]. Можно выделить три класса организационно-управленческих инноваций:

Первый класс нововведений формируется на основе организационных и корпоративных нововведений. Организационные нововведения — освоение новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, изменение соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц компании. Между людьми в организации формируется густая сеть горизонтальных и вертикальных связей, требующая четкой координации и регулирования. Этим и занимается система управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение поставленных организацией целей. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности организации и на ее способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста.

Второй класс составляют управленческие, экономические, маркетинговые и юридические нововведения. Управленческие нововведения определяют целенаправленное изменение состава функций управления, организационных структур, технологий и организации процесса управления, методов работы аппарата управления. Экономические нововведения характеризуются, прежде всего, изменениями в финансовой, платежной и бухгалтерской сферах деятельности организации. К ним также относятся нововведения в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности. Маркетинговые нововведения связаны с новыми формами и методами продвижения продуктов на рынке, улучшением взаимоотношений с клиентами, новыми подходами. Юридические нововведения связанные с совершенствованием корпоративных актов, регулирующих все виды деятельности компании.

Социальные нововведения формируют третий класс. Их особенностью является то, что они необходимы для раскрытия человеческого потенциала организации путем совершенствования кадровой политики, развития системы профессиональной подготовки работников и социально-профессиональной адаптации вновь принятых, совершенствования системы вознаграждения и оценки результатов труда персонала. К этой группе нововведений относят также улучшение социально-бытовых условий жизнедеятельности работников, условий безопасности и гигиены труда, организации свободного времени. Примером таких социальных нововведений можно назвать современный тренд на внедрение в органах власти принципа социальной ответственности, реализацию которого можно рассматривать в рамках привлечения к собственным системам управления основных составляющих социальной ответственности. По международному стандарту ИСО 26000: 2010 принцип социальной ответственности рассматривается как ответственность организации за влияние своих решений и деятельности на общество и окружающую среду. На практике это принцип реализуется через прозрачное и этическое поведение, обеспечение устойчивого развития и благосостояния общества в целом, с учетом ожиданий заинтересованных сторон. Более того, принцип социальной ответственности предусматривает его внедрение во всех структурах организации, что не противоречит соответствующему законодательству и международным нормам поведения. В то же время, такой подход будет способствовать поиску рычагов усиления взаимной ответственности в треугольнике «власть-бизнес-общество» при формировании и реализации политики и общественной инициативы, которая сейчас в Украине развита еще не в должной мере.

Следует заметить, что актуальность внедрения принципа социальной ответственности в современных условиях в равной степени относится не только к органам власти всех уровней, но и к организациям всех типов, размеров и форм собственности независимо от их географического размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций.

Инновационный процесс в системах государственного управления подчинен требованиям Евросоюза согласно Копенгагенскому и Мадридскому соглашению. Влияние права ЕС и сотрудничество в управленческой сфере оказывают все большее влияние на административные, организационные, правовые и политические структуры государств-членов Европейского Союза. Более того, правовая форма европеизации государственного управления привела к возникновению Европейского административного пространства, более известного под названием Европейская модель публичной (или государственной) службы [2, 44–45]. Именно это и определяет общеевропейский социальный контекст адаптации управленческих инноваций в странах Евросоюза.

В современных условиях основным ориентиром инноваций в системе государственного управления европейских стран является такое развитие управленческой деятельности, основу которого составляют качественные показатели результативности работы. Важной методологической основой инноваций в области государственного управления стала концепция общего менеджмента качества (TQM), которая в настоящее время широко используется для создания государственных систем управления качеством в развитых странах. На применение именно качественных ориентиров управленческих инноваций ориентируют и международные стандарты ИСО 9000: 2000. Инновационные изменения в системах управления, направленные на повышение результативности и эффективности управленческих процессов, осуществляются в пределах системы менеджмента качества. Основные требования по созданию и совершенствованию систем управления социальной ответственностью изложены в международных стандартах социальной ответственности и отчетности (SA8000, ISO 26000, АА1000, GRI и т. д.).

Во всех развитых странах вопрос повышения качества услуг, предоставляемых гражданам, пытаются решить путем внедрения в деятельность государственных учреждений принципов и методов концепции тотального управления качеством. Причины такого внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в попытке учитывать интересы населения, но и важной составляющей этого процесса выступает максимальное использование непосредственной связи между уровнем образования, квалификацией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью национальных экономик.

Достаточно большое внимание в европейских странах уделяется решению проблем соотношения качества и эффективности управления с точки зрения затрат. Общеевропейский подход заключается в том, что качество не связано с увеличением расходов, а часто даже сопряжено с сокращением бюджетных расходов. В большинстве случаев организация предоставления услуг — это функция местных органов власти, которая формирует проблему согласования местных и общегосударственных стандартов. Основной же проблемой считается измерение и оценка уровня качества как результата деятельности органов государственного управления и использования полученных данных для совершенствования системы государственного управления [1].

 

Литература:

 

1.         Хачатурян Х. В. Европейский концептуальный контекст управленческих инноваций в Украине // Государственное строительство. 2007.№ 1

2.         Долечек В. Качество предоставления управленческих услуг населению: зарубежный опыт // Управление современным городом. 2003. № 10–12.

3.         Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

4.         Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» // Под ред. С. Е. Литовченко. М. 2008. С. 98–126.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle