Проблемы управления качеством в государственной корпорации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Калашникова М. И. Проблемы управления качеством в государственной корпорации // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 166-169. — URL https://moluch.ru/archive/139/39264/ (дата обращения: 27.05.2018).



Выбор стратегии качества «Агентства по страхованию вкладов» должен основываться на экономическом обосновании и оценке эффективности инвестиций необходимых для реализации функциональной стратегии. Как наиболее обоснованный метод для выбора стратегии может рассматриваться GAP-анализ эффектов («анализ разрывов»). GAP-анализ позволяет рассмотреть «расхождения» эффектов в зависимости от направления стратегии «Агентства по страхованию вкладов».

Анализ показал, что при внедрении системы управления качеством (СУК) на предприятиях любых отраслей обычно приходится решать ряд следующих вопросов:

– с чего начинать;

– обязательно ли получать дорогостоящий сертификат или на первых порах достаточно наладить систему качества (СК), используя требования стандартов и основываясь на уже внедренных системах;

– какие этапы нужно пройти перед получением сертификата;

– каковы затраты на разработку и внедрение СК;

– какой экономический эффект получит предприятие от внедрения СК;

– насколько СК, отвечающая стандартам ИСО 9000, коррелируется с уже известными системами типа КАНАРСПИ, КС УКП и т. д., применявшимися в советское время;

– как правильно и оптимально строить работу по подготовке документации;

– как организовать работу по проверке СК на соответствие стандартам ИСО 9000;

– как выбирать сертифицирующую организацию в России, Европе, мире и др.

Однако, очевидным является тот факт, что на текущем этапе компания должна изыскивать новые пути и механизмы улучшения эффективности деятельности, пока в России мало предприятий и фирм, владеющих системой управления качеством, особенно в сфере государственных корпораций. Причин здесь можно назвать множество, основные, на наш взгляд, — это недостаточная информированность руководителей, высокая стоимость услуг аудиторских фирм и сертифицирующих органов, значительное сопротивление персонала нововведениям и т. д.

При этом, несмотря на все вышеуказанное, на сегодняшний день резко увеличилось число государственных корпораций, имеющих желание построить и сертифицировать систему качества.

Это обстоятельство — несомненный признак того, что руководство государственных корпораций в целом, и «Агентства по страхованию вкладов» в частности осознало, что сертификация систем качества необходима в целях:

– повышения степени удовлетворенности потребителей;

– повышения имиджа организаций и доверия к их работе;

– повышения четкости процедур;

– повышения конкурентоспособности услуг;

– повышения степени удовлетворенности потребителей;

– сокращения числа ошибок и др.

Одной из главных проблем, выявленных в результате исследования, явилось то, что в «Агентстве по страхованию вкладов» не оцениваются потребители (это относится и к категории внешних и внутренних потребителей) и уж тем более их требования.

Результаты деятельности «Агентства по страхованию вкладов» должны определяться и оцениваться с учётом фактически достигнутого уровня удовлетворенности различных категорий потребителей, выявим следующие заинтересованные стороны:

– общество в лице государственных, региональных и муниципальных органов власти;

– ключевых собственников (акционеров) и инвесторов предприятия;

– персонал предприятия;

– основных потребителей услуг «Агентства по страхованию вкладов».

Таким образом, в «Агентстве по страхованию вкладов», благодаря присутствию элементов системы качества, она не влияет на стратегические задачи корпорации: нет согласованности в действиях; нет единого и четкого определения качества, которое было бы доступно всем сотрудникам «Агентства по страхованию вкладов» происходит процесс сопротивления нововведениям, когда сотрудники АСВ не готовы к внедрению новых форм и методов работы, способствующих повышению эффективности деятельности «Агентства по страхованию вкладов».

Помимо вышеуказанных составляющих качества для полно объёмного понимания проблемы качества следует обращать внимание на следующие положения:

– качество должно целенаправленно ориентироваться на потребителя;

– обеспечение качества — не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, затрагивающий всю организационную структуру компании;

– вопросы качества должны актуализироваться не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и т. п.;

– улучшение качества услуг неразрывно связано с усовершенствованием технологии;

– общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, задействованных в создании услуги.

Кроме того, нами установлена и обоснована связь между составляющими любой компании (рис. 1), независимо от сферы деятельности. Нашей задачей было проанализировать ее составляющие применительно к государственным корпорациям.

Рис. 1. Связь между управлением качества и развитием компании

Некоторые специалисты считают, что в отрасли, в высшей степени монополизированной, рынка не существует. Однако мы считаем, что в экономике, базирующейся на рыночных отношениях, абсолютно монопольных рынков не может быть.

Гарантировать необходимый уровень качества конечной услуги может только специализированная система качества, включающая в себя фундаментальные концепции TQM. Проведенный анализ литературных и практических источников показал, что это — именно та платформа, которая должна расположиться в основе функционирования «Агентства по страхованию вкладов» для постоянного улучшения всех процессов.

Непременным результатом внедрения этой системы будет являться не только услуги «Агентства по страхованию вкладов» более высокого качества, но и возможность получения сертификата международной организации по стандартизации ISO.

Нами выявлены ее обязательные компоненты:

– идентифицируемость проблем;

– измеряемость процесса;

– анализ затрат, связанных с качеством;

– удовлетворенность потребителя;

– участие всех;

– непрерывность совершенствования;

– персональная подотчетность;

– совмещение корпоративных задач и личных интересов;

– саморазвитие сотрудников.

Для постоянного совершенствования качества, которое приведет к благополучию «Агентства по страхованию вкладов», следует применять всевозможные методы совершенствования качества, к которым принадлежат:

– инициация проектов по совершенствованию качества;

– поддержка достигнутого уровня благосостояния;

– привлечение всех членов организации в процесс;

– выявление причинно-следственных связей;

– исследование возможных областей и сфер деятельности для совершенствования;

– доказательство бесспорности усовершенствования;

– реализация мероприятий по совершенствованию;

– продолжение совершенствования.

Назначение процесса — создание ценности.

Удовлетворенность потребителя зависит от воспринимаемой ценности. Восприятие потребителя, а не отдельное мнение организации об этом, — один из основных критериев оценивания итогов деятельности организации и ее системы менеджмента качества.

Значение процесса построения такой системы для дальнейшей работы «Агентства по страхованию вкладов» состоит в следующем:

– улучшении управляемости и мобильности АСВ;

– повышении устойчивости «Агентства по страхованию вкладов» при влиянии субъективных факторов;

– вовлечении всех способностей персонала;

Анализ выявил, что наиболее популярной системой при построении системы качества государственных корпораций в периоде до перестройки была система КСУКП, которая характерна следующими элементами:

  1. Главная суть системы — в основе стандартизация управление качеством.
  2. Критерием управления, обозначается соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники.
  3. Объект управления — качество труда коллектива и качество изделия(услуги).
  4. Область применения — жизненный цикл продукции.

Таким образом, нами выявлена необходимость образования или доработки систем менеджмента качества государственных корпораций, а в частности «Агентства по страхованию вкладов» до уровня ИСО 9000:2000. К созданию определенной базы «Агентства по страхованию вкладов», способствующей дальнейшему и устойчивому его благополучию, приведет наличие всех вышеуказанных факторов.

Стратегия реализации возможностей для развития «Агентства по страхованию вкладов» (развитие научно-технического прогресса, предложения финансирования, рост рынка) за счет сильных сторон деятельности «Агентства по страхованию вкладов» (компетенций, динамики развития, ресурсов) может воплощаться в жизнь путем дальнейшей активизации поступлений услуг на рынок.

Стратегия преодоления слабых сторон (дефицит объема финансирования управленческих процессов) для осуществления возможностей и поддержания «независимости» «Агентства по страхованию вкладов» предполагает сделать следующее:

– усилить деятельность в области финансирования;

– усилить деятельность в области менеджмента качества.

Стратегия устранения угрозы снижения ликвидности «Агентства по страхованию вкладов» состоит в усилении деятельности в сфере риск — менеджмента с четкой целью сокращения числа рисков деятельности.

Стратегия устранения угроз с учетом слабых сторон «Агентства по страхованию вкладов» может быть при усилении деятельности корпорации в сфере риск менеджмента и менеджмента качества.

На основе анализа альтернативных направлений развития «Агентства по страхованию вкладов» как основополагающая стратегия выбор падает на стратегию активного роста внутри корпорации на базе качества и инноваций. В «Агентстве по страхованию вкладов» для реализации стратегии роста созданы ключевые обеспечивающие функциональные стратегии, соответственно, инноваций и качества.

Суть инновационной ценности состоит в особенностях составления договоров и схем предоставления услуги, его ликвидности, риск — менеджмента, способов страхования и других аспектов.

Предпосылки разработки стратегии качества в «Агентстве по страхованию вкладов» сложились по мере рассмотрения внешнего и внутреннего стратегического анализа факторов, считающих необходимостью стратегию качества в «Агентстве по страхованию вкладов» в направлении обеспечения качества процессов.

На данный момент цель стратегии качества «Агентства по страхованию вкладов» состоит в достижении значительных показателей обеспечения качества процессов по предоставлению услуг (непозволительности возникновения отклонений от качества процессов) и в достижении положительного воздействия на таких заинтересованных сторон деятельности, как клиентов и партнеров — инвесторов.

Литература:

  1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2014. -212 с.
  2. Версан В. Г. Какая государственная политика качества нужна России // Стандарты и качество.- 2013.- № 1.- С.23–29.
  3. Горбунов А. В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. — 2012. — № 04(40). — С. 214–222.
  4. Ильин В. Система управления качеством. Российский опыт. -СПб.: Вектор, 2014.- 512с.
  5. Змиевский В. И. Проблемы сертификации систем менеджмента качества // Стандарты и качество. — 2014. — № 8. — С. 64–67.
  6. Качалов В. А. Сертификация систем менеджмента качества как основа для перехода к TQM // Стандарты и качество. — 2013.- № 8.- С.56–63
  7. Официальный сайт ГК «Агентство по страхованию вкладов» [Электронный ресурс].- Режим доступа: //http://www.asv.org.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): качество, ISO, удовлетворенность потребителей, сфера деятельности, совершенствование качества, система качества, система, Россия, корпорация, внедрение СК, Агентство, TQM, удовлетворенность потребителя.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос