Библиографическое описание:

Щелина Т. Т., Карюхина А. С. Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 140-142.

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на формирование личности осужденного.

Ключевые слова: взаимодействие, несовершеннолетние осужденные, специалисты психолого-педагогической сферы, самоотношение, пеницитарное учреждение.

Abstract. The paper investigates the problem of preparation of experts of social and psychological spheres to interact with juvenile convicts. The authors prove by an experiment the influence of interaction of social and psychological sphere specialist on shaping the personality of the convict.

Keywords: interaction, juvenile offenders, experts of psychological and pedagogical sphere, self-attitude, penitentiary establishment.

 

Одной из актуальных проблем современного кризисного общества является профилактика и коррекция девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения. В таком обществе у молодежи отчетливо проявляются признаки нравственной деморализации, выражающиеся в негативных явлениях – алкоголизме, наркомании, токсикомании, проституции, в возникновении и росте различных неформальных объединений асоциальной направленности. В этой связи становится актуальной проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы (психологов, социальных педагогов, социальных работников) к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными в процессе их ресоциализации.

Исследования показывают, что компетентно организованная психологическая и социально-педагогическая помощь несовершеннолетним осужденным может быть лишь при условии комплексного изучения и адекватной интерпретации особенностей их индивидуального, возрастного, личностного, социального развития. В отечественной науке изучению данной проблемы посвятили свои работы Г.Е. Бухарева, П.Г. Ганнушкин, О.В. Кербиков, Г.В. Морозов, Т.И. Юдин (развитие личности несовершеннолетних преступников); К.Е. Игошев (система потребностей, интересов и нравственных ценностей несовершеннолетних правонарушителей); В.В. Селянина, Е.Я. Тищенко, Е.И. Холостова, М.Ф. Черкасова (проблемы социальной работы в пенитенциарных учреждениях и  профессиональной подготовки кадров для работы с осужденными).

В воспитательных подростковых колониях отбывают наказание подростки с 14 до 18 лет. Для этого возраста характерно бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность. Несовершеннолетние осужденные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Исследователи отмечают, что некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводит к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. Нравственная неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», повышенная чувствительность к ситуационным влияниям, нередко низкий культурный уровень несовершеннолетних служат часто причиной вероятного и легкого перехода от безнравственных поступков к противоправным [2].

Как показывают исследования, в среде несовершеннолетних правонарушителей ценятся смелость, решительность и настойчивость при совершении преступления, физическое насилие, агрессивность по отношению к чужим [3]. В то же время наиболее типичными состояниями в период следствия и начальный период отбывания наказания в колонии являются ожидание, тоска, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Такое поведение делает воспитанника невосприимчивым к воспитательным воздействиям. Несовершеннолетние правонарушители группируются, активно ищут общение, которое отвечало бы их интересам, установкам и ценностным ориентациям, обеспечивало им личную безопасность и защиту в группе. Неслучайно одни воспитанники стремятся занять высокий статус в отделении, отряде, колонии и демонстрируют знание тюремных правил, обычаев и традиций, пропагандируют колонистскую романтику, волевые качества, нарушают режим. Соблюдение несовершеннолетними осужденными тюремных традиций и обычаев закрепляет искаженные нравственные ценности, интересы и ценностные ориентации. Других несовершеннолетних отличает повышенная внушаемость, инфантильность поведения, третьих – забитость, конформизм, психические отклонения, из-за которых над ними постоянно издеваются.

Движущей силой развития личности в юношеском возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований к человеку, предъявляемых обществом, семьей и коллективом в школе, и достигнутым им уровнем психического развития и социального созревания. Воспитанники современных колоний для несовершеннолетних по сравнению со сверстниками имеют больше отклонений в психическом развитии. И если в исследованиях начала 90-х гг. прошлого столетия отмечалась некоторая часть страдающих психическими болезнями, склонных к аутоагрессии, побегам, симуляции и аггравации, употреблению алкоголя и наркотиков [3], то современные данные свидетельствуют о большинстве таких воспитанников в колониях [5].

В настоящей работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения характера и специфики взаимодействия специалистов психолого-педагогической сферы и несовершеннолетних осужденных, выявление зависимости отношения несовершеннолетних осужденных и их воспитателей к деятельности специалиста, выявления зависимости отношения к деятельности специалиста и характера изменения личности несовершеннолетних осужденных. В ходе наблюдения мы фиксировали следующие данные: динамику социального статуса и ролевой позиции несовершеннолетнего осуждённого в группе; положительное эмоциональные взаимоотношения в группе; количество социальных контактов; наличие коалиций и противоборствующих малых групп; возникающие конфликтные ситуации и споры.

В экспериментальном исследовании приняли участие 45 человек, которые были разделены на 2 группы: подростки (14-15 лет) и несовершеннолетние осужденные (16-17 лет). Исследование показало, что преступники подросткового возраста в силу незрелости психики, отсутствия морально-этических установок и других сдерживающих механизмов легко приобретают антиобщественные привычки и асоциальное поведение. Для несовершеннолетних осужденных свойственны низкая самооценка, замкнутость, нарушение взаимоотношений с окружающими людьми, склонность к конформизму.

У части испытуемых 20% наблюдается неоднозначное отношение к своим действиям и поступкам (амбивалентность). Отношение к себе, как правило, негативное. Творческие способности у большинства невысокие, что связано с общим уровнем интеллектуального и личностного развития. Объективно и субъективно важные проблемы личностного характера проявляются у несовершеннолетних в недостаточном уровне самостоятельности; неадекватности самооценки и уровня притязаний; несформированных нравственных эталонах,  идеалах и мировоззрении; отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений; подростковом негативизме; неудовлетворенности собой. Наши данные во многом совпадают с полученными нашими коллегами на материале этой же колонии в 2011 году [1].

Результаты наблюдений за воспитанниками и бесед с персоналом колонии показали, что в соответствии с типологией поведения в конфликтной ситуации К. Томаса  наиболее редкий вариант у воспитанников – компромисс (12%), редко встречаются сотрудничество и избегание (по 16%); чаще – приспособленчество (24%), наиболее часто – соперничество (32%). Особо отметим, что 17-18 лет – завершение ранней юности, подготовка к возрасту выбора спутника жизни, создания семьи, рождения первых детей. В этой связи весьма важным в характеристике воспитанников колоний является их отношение к понятиям «семья», «работа», «дети», «мое Я» как наиболее значимым в жизни человека, проявляющееся на глубоко бессознательном уровне. Полученные результаты показали, что негативное отношение к семье свойственно 46% воспитанников, к детям – 48%, к себе – 53%;  негативное отношение к работе испытывают 53% колонистов, а позитивное отношение к алкоголю – 47%.

Таким образом, результаты подтверждают опасения о том, что высокий процент деформаций в отношении к важным сферам жизни человека среди воспитанников колонии, перешагнувших подростковый возраст, с большой вероятностью позволяет прогнозировать дальнейшие асоциальные способы функционирования в обществе, деструктивные тенденции в семье и по отношению к собственным детям [4].

В соответствии с основной идеей настоящего исследования – профессиональное применение диагностических данных для организации эффективного взаимодействия всех субъектов процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных – типологический подход, основанный на криминологически значимых и доступных для изучения и коррекции признаков, является крайне необходимым. Он позволяет выявить характерные особенности отдельных групп преступников, показать их специфические черты и предложить дифференцированные и индивидуальные методы исправления.

Основным методом сбора фактических данных выступили методы наблюдения и тестирования (фрустрационный тест С. Розенцвейга, опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева) для определения изменения сформированных свойств личности несовершеннолетних осужденных после взаимодействия специалистов психолого-педагогической сферы. В частности, по результатам фрустрационного теста С. Розенцвейга оказалось, что несовершеннолетние осужденные после взаимодействия с психологом-педагогом стали выражать своё эмоциональное состояние, обнаружилась тенденция к позитивному способу разрешения проблем. Участники исследования стали использовать стратегии советов и совместного решения различных проблем, которые позволяют иметь эмоциональный контакт с собеседником и с легкостью переходить на ситуативное реагирование на фрустрацию.

Результаты опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева показали  позитивную динамику самоотношения несовершеннолетних осужденных, что выразилось в увеличении показателей по шкале самопонимания  как результата рефлексии поведения осужденного, его состояния, чувств, переживаний – т.е. проявления тех или иных социальных отношений.  Рост показателей самопонимания обусловил и увеличение самоконтроля у осужденных, их самоуважения, самопринятия, аутосимпатии, что указывает на небольшое ослабление разных внутриличностных конфликтов, увеличение личностной конгруэнтности, которая снижает личностную напряженность и тревожность несовершеннолетнего осужденного. Показатели шкалы самообвинения значительно преобладают у участников исследования до взаимодействия со специалистом, что может означать появление ответственности по отношению к своему поведению, противоправным действия в социуме вместо деструктивного чувства сожаления.

Таким образом, для большинства (74%) несовершеннолетних осужденных взаимодействие с психологом-педагогом играет очень важную роль. После эмоционального контакта со специалистом и их сотрудничества формируется личность осужденного и меняется отношение к своему поведению в обществе. И только небольшая часть осужденных (26%) относятся к специалисту безразлично.

В нашем исследовании отчетливо прослеживается тот факт, что взаимодействие несовершеннолетних осужденных со специалистом психолого-педагогической сферы существенно влияет на отношение осужденного к себе, к пребыванию в колонии, к планированию жизни после освобождения. Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от психолога, социального педагога, социального работника специальных знаний, склонности к педагогической работе, творческого подхода к делу. Результаты социально-психологической деятельности часто удалены во времени, поэтому для специалиста важен педагогический оптимизм, стойкость при неудачах.

Таким образом, личность психолога, социального педагога, социального работника и взаимодействие с ним в учреждениях пенитенциарного типа очень важно для несовершеннолетнего осужденного. Влияние такого взрослого нередко сказывается на всем будущем жизненном пути несовершеннолетнего. В то же время специалисту учет всех особенностей и составляющих процесса ресоциализации позволяет выстраивать успешное взаимодействие с несовершеннолетними осужденными и создает условия для эффективного оказания психолого-педагогической помощи и поддержки воспитанников учреждений пенитенциарного типа.

 

Литература:

1.      Зайцева, Ю. А., Колесова, О. И. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних воспитанников воспитательных колоний [электронное издание] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. – М.:МГППУ, 2011. – С.58-62.

2.      Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Байдаков Г.П., Буданов А.В., Васильев В.В., Григорьев Ю.Л., и др.; Под ред.: Зубков А.И., Стурова М.П. – Рязань: Изд-во РВШ МВД РФ, 1993. – 398 c.

3.      Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь: Издательство Приз,1994. – 155 c.

4.      Социальная педагогика: ресоциализация воспитанников закрытых учреждений: Научно-методическое пособие / Под. ред. д.п.н. Т.Т. Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2010. –123 с.

5.      Щелина Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов Арзамасского пединститута в воспитательно-трудовой колонии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. –  №1. – С.49-56.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle