Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 13.05.2017

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Железнова Е. Д. Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/153/43411/ (дата обращения: 21.09.2018).



Помощь подросткам из неблагополучных семей в развитии эмоционально-волевой сферы определяется широким кругом факторов и является актуальной. Прежде всего, это важная роль эмоционально-волевой сферы в регуляции поведения личности. Деятельность любого человека сопровождается многочисленными переживаниями по поводу текущей ситуации и своих внутренних состояний. Эти переживания (эмоции) выступают регулятором действий личности в определенной обстановке. С другой стороны, деятельность регулируется волевыми усилиями, которые позволяют придать действиям личности определенную направленность и сохранить установки на решение поставленной задачи. В силу этих причин при изучении поведения личности в различных условиях принято говорить о единой эмоционально-волевой сфере, обуславливающей характер действий и способы достижения поставленных целей.

Еще одним обстоятельством, определившим важность исследуемой проблемы, стали особенности подросткового возраста. Интенсивное развитие личности подростка и его включение в систему социальных связей и отношений в качестве полноправного участника требуют развития механизмов регуляции поведения. Основой для такого развития выступает эмоционально-волевая сфера личности подростка. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, поэтому, несмотря на желание подростка контролировать свое поведение, это ему в полной мере пока не удается. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте может привести к нарушению процесса социализации подростка, что в перспективе может приводить к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам, чреватым социальной дезадаптацией.

Причина таких нарушений может заключаться в воспитании подростков в семье. Главным фактором риска в данном случае является неблагополучная семья, в которой подростку не уделяется достаточного внимания. Понятие неблагополучной семьи в настоящее время включает в себя множество смыслов. Это не только семьи с выраженным социальным неблагополучием (например, семьи алкоголиков), но и семьи, в которых игнорируются потребности и желания подростков (например, авторитарные семьи). Главной характеристикой неблагополучной семьи является ее неспособность обеспечить полноценное развитие личности подростка, в том числе и эмоционально-волевой сферы.

Данная проблема рассматривалась в работах Г. М. Бреслава, М. И. Буянова, А. Я. Варги, А. И. Захарова, К. С. Лебединской, Г. В. Луниной и мн. др. Указанные авторы отмечают рост числа неблагополучных семей и прослеживают связь между семейным неблагополучием и проблемами подростков в учебе и общении с окружающими.

Эмоционально-волевая сфера личности изучается достаточно давно и при этом среди исследователей не сложилось единого мнения по вопросу о ее сущности. Во многих исследованиях эмоции и воля рассматриваются как самостоятельные сферы личности, а их объединение объясняется необходимостью изучения проблем регуляции поведения личности в различных ситуациях [6]. Эмоции позволяют личности отражать окружающую действительность в непосредственном переживании. Такое переживание позволяет наделять объекты и события особой значимостью и определить собственное отношение к ним. За счет этого у человека могут возникать мотивы деятельности. В то же время за счет волевой регуляции происходит концентрация стремлений личности в плане достижения конкретной цели. Это позволяет преодолевать различные препятствия, как объективного, так и субъективного характера [3].

Основной характеристикой развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте является ее противоречивый характер. Ю. Б. Гиппенрейтер [2], изучая подростковую стадию в развитии личности, впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. По его мнению, у подростков, чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему.

Недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что эмоциональное отношение подростков к миру и их волевые усилия во многом определяются текущей ситуацией и предпочтениями подростков. Это приводит к неустойчивости эмоционально-волевой регуляции, когда подростки не способны сосредоточиться на решении поставленной задачи [8]. По мнению исследователей, одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте является неблагополучие внутри семьи.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки в понятие неблагополучной семьи вкладывается множество смыслов. Наиболее общим признаком неблагополучной семьи с психолого-педагогической точки зрения является то, что она не способна осуществлять функции развития и воспитания ребенка. Влияние семейного неблагополучия на развитие эмоционально-волевой сферы подростков во многом определяется теми условиями, которые сложились внутри семьи.

Следует различать семьи с явным и скрытым неблагополучием. К числу семей явно неблагополучных относятся семьи, ведущие асоциальный или криминальный образ жизни, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. Семьи со скрытым неблагополучием чаще всего характеризуются педагогической несостоятельностью родителей в отношении воспитания ребенка. Явно неблагополучные семьи и семьи со скрытым неблагополучием объединяются одной общей характеристикой: в том и в другом случае семья оказывается неспособна выполнять свою роль в социализации подростка. Пренебрежение к потребностям ребенка, негативная эмоциональная обстановка, невозможность выбора собственной модели поведения приводят к возникновению тревожности у подростков, повышению уровня агрессивности, неадекватным эмоциональным реакциям, а также к пассивной позиции в отношении собственного будущего [1,7].

Изучение литературы, посвященной проблеме развития эмоционально-волевой сферы личности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, позволяет сделать вывод, что в настоящее время, данная проблема является одной из наиболее актуальных. Решение этой проблемы требует оказания специализированной помощи подросткам из неблагополучных семей по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы личности. Деятельность в данном направлении может включать в себя следующие направления: психологическая диагностика, профилактическая работа, консультативно-просветительская деятельность, коррекционная работа. В ходе проведения диагностики определяются основные трудности в развитии эмоционально-волевой сферы подростков и намечается план мероприятий по предотвращению негативного воздействия этих проблем. Профилактическая работа направлена на предупреждение нарушений в развитии эмоционально-волевой регуляции подростков и предполагает работу с детьми и их родителями по укреплению их психологического благополучия. Консультативно-просветительская работа способствует расширению круга знаний педагогов и родителей об особенностях развития личности подростков и возможностях помощи им в сложных ситуациях. Коррекционная работа включает такие методы как арттерапия, игровая терапия и др. Они помогают подростку пережить опыт различных ситуаций социального взаимодействия и сформировать у себя приемлемые способы эмоционального реагирования и волевой регуляции [1,4,5].

Таким образом, эмоционально-волевая сфера личности изучается достаточно давно и при этом среди исследователей не сложилось единого мнения по вопросу о ее сущности. Основной характеристикой развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте является ее противоречивый характер. Недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что эмоциональное отношение подростков к миру и их волевые усилия во многом определяются текущей ситуацией и предпочтениями подростков. Одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте, является неблагополучие внутри семьи. Явно неблагополучные семьи и семьи со скрытым неблагополучием объединяются одной общей характеристикой: в том и в другом случае семья оказывается неспособна выполнять свою роль в социализации подростка. Влияние семейного неблагополучия на развитие эмоционально-волевой сферы подростков во многом определяется теми условиями, которые сложились внутри семьи. Решение этой проблемы требует оказания специализированной помощи подросткам из неблагополучных семей. Деятельность в данном случае может включать в себя следующие направления: психологическая диагностика, профилактическая работа, консультативно-просветительская деятельность, коррекционная работа.

Литература:

  1. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. — М., Владос, 2003. — 504с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: «Просвещение», 2001. — 182с.
  3. Изард, К. Психология эмоций. / К. Изард СПб.: Питер, 2008. — 464с.
  4. Овчарова, Р. В. Технология практического психолога образования. / Р. В. Овчарова. — М.: Творч. центр «Сфера», 2001.- 341с.
  5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: «Педагогика», 1999. — 160с.
  6. Чумаков, М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия. / М. В. Чумаков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2009. — № 5(138). — С.77–87
  7. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей. Учеб. пособие. / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 254с.
  8. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. / П. М. Якобсон. — М.: Речь, 1986. — 178с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, семья, подростковый возраст, неблагополучная семья, скрытое неблагополучие, эмоционально-волевая сфера личности, семейное неблагополучие, профилактическая работа, коррекционная работа, эмоционально-волевая сфера подростков.


Похожие статьи

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее.

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками.

Особенности социализации современных подростков...

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток. Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной.

Подростки из семей «группы риска» как...

Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска»...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

- оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья

Причины семейного неблагополучия.

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники.

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее.

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками.

Особенности социализации современных подростков...

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток. Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной.

Подростки из семей «группы риска» как...

Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска»...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

- оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья

Причины семейного неблагополучия.

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники.

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее.

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками.

Особенности социализации современных подростков...

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток. Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной.

Подростки из семей «группы риска» как...

Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска»...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

- оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья

Причины семейного неблагополучия.

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники.

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее.

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками.

Особенности социализации современных подростков...

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток. Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной.

Подростки из семей «группы риска» как...

Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска»...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

- оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья

Причины семейного неблагополучия.

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники.

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Задать вопрос