Библиографическое описание:

Акутина С. П., Гроздова Е. М. Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 55-59.

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подачу о вреде ПАВ.

Ключевые слова: профилактическая деятельность, подростки, профилактика ПАВ, рекомендации для родителей и педагогов.

Abstract. Methodological recommendations developed by the authors of the article as precautions against psychoactive substances among teenagers are presented in the article. The recommendations appeal to teachers and parents and include the rules of effective interaction with teenagers; work with parents; information about harm of psychoactive substances.

Keywords: preventive measures, teenagers, precautions against psychoactive substances, recommendations for parents and teachers.

 

Невозможно обойти вниманием одну из острейших проблем современного общества: проблему профилактики ПАВ среди подростков. На сегодняшний день, существует множество подходов, приемов, средств, технологий, а также широкий спектр возможностей инфраструктуры, которые позволяют грамотно наполнить содержание профилактических воздействий. Однако, одной лишь целенаправленной, систематической работы с подростками, как правило, недостаточно. Возникает необходимость привлечения и участия в борьбе против обращения подростков к курению, алкоголю, наркотикам, токсическим и иным психотропным веществам, педагогов и родителей. Как бы хорошо не выстраивалась профилактическая деятельность, одним из важных ресурсов на пути противостояния употреблению данных веществ подростками, является поддержка ближайшего окружения подростка (семьи), в достижении стойкого положительного эффекта.

Сегодня, можно с уверенностью сказать, что курение, наркотики, становятся частью подростковой среды, той реальностью, в которой просто запретить, употреблять подростку ПАВ, запрещать общаться с той или иной компанией, посещать дискотеки, проводить свободное время в определенных местах, невозможно.

Следует отметить, что родители, довольно часто столкнувшись с проблемой употребления ПАВ ребенком, проявляют внешне-рефлекторную реакцию: «Не смей курить!», проводят разъяснительные беседы с детьми, ругают их, и считают, что хорошо, если подросток ещё только курит, нежели балуется наркотиками. К сожалению, такое отношение родителей неприемлемо с точки зрения родительского воспитания. Конечно, всем известно о вреде и пагубности никотиновой зависти. Но всё же, число курящих школьников с каждым годом лишь увеличивается. По данным Всемирной Организации Здравоохранения практически треть населения планеты курит. Количество курильщиков, неуклонно растет, и уже достигло цифры 1,3 миллиарда. Согласно прогнозам, уже к 2020 году количество курящих увеличится ещё на 400 миллионов. Родителям, следует понимать, что риск приобщения ребенка к сигаретам, в десятки раз больше, чем к наркотикам и алкоголю, чего они так опасаются и боятся. Важно не быть безразличными к подобному состоянию существующей проблемы.

Школа, педагоги, родители, должны стоять на единых позициях, столкнувшись с проблемой употребления ПАВ ребенком. В профилактической деятельности вредных и пагубных привычек, следует учитывать и специфику подросткового возраста (переход от детства к взрослости): негативизм, бескомпромиссность, ригидность, пессимизм, неустойчивость самооценки, склонность к аутодеструктивному (связанному с риском) и аффективному поведению, желание в принадлежности к значимой для ребенка референтной группе (порой и с антиобщественной направленностью), дисморфофобический синдром («страх некрасивости»), чувство неуверенности, тревожности, одиночества, отсутствие эмоциональной близости с домочадцами, порой «заставляют» обратиться к ПАВ, как «психологическим воротам», позволяющим найти подросткам выход из жизненно сложных ситуаций.

Зачастую, педагогом, родителям в силу физиологических, психологических возрастных изменений, происходящими с подростком, нелегко найти «общий язык», правильный подход в общении. Но учитывая психолого-педагогические и социально-педагогические условия развития, пути решения найти, всё же, можно. В этот важный период взросления, необходимо трепетно относится к состоянию ребенка. Важно создать благоприятную, дружественную, тёплую, психологическую атмосферу. Дать понять своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.

Исходя из анализа научной литературы по проблеме гармонизации взаимодействия семьи и общеобразовательной организации, мы разработали стратегию взаимодействия школы (педагоги) и семьи (родители, дети). Выстраивая концепцию гармонизации конструктивного взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения, мы определяем следующую цель реализации данного направления: более глубокая интеграция родителей в целостный педагогический процесс общеобразовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в приобретении им высоких нравственных смыслов, при этом базовыми являлись субъектно-деятельностный и герменевтический подходы к исследуемым явлениям; принципиальные положения гуманизации общества и индивидуальной ценности личности, ее активности.

Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач взаимодействия:

– активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;

– получение постоянной обратной связи, что предполагает объективацию поведения участников процесса взаимодействия;

– диалоговое общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его взглядов, воззрений, суждений;

– оптимальные виды и формы взаимодействия, ориентированные на достижение общепризнанных целей и средств их осуществления в интересах солидарности большинства;

– опережающее педагогическое просвещение родителей по повышению педагогической культуры [1, с. 96-97].

Родители, должны правильно реагировать, узнав, что подросток действительно употребляет ПАВ. Нами в контексте исследуемой проблемы были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике употребления психоактивных веществ.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью профилактики курения средиподростков иформирования стойких мотивов отказа на пути приобщения подростков к табачному дыму. Задачи исследования:

1.           Проанализировать теоретические подходы в психолого-педагогической и социально-педагогической литературе по профилактике курения среди подростков.

2.           Выявить влияние социально-педагогических и психолого-педагогических условий в формировании табачной зависимости.

3.            Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам.

В экспериментальном исследовании приняли участие дети подросткового возраста (15-16 лет), учащиеся 9 класса общеобразовательной школы. Общее число испытуемых – 28 человек.

С целью диагностики склонности подростков к ПАВ использовались следующие методики: анкета «Что ты знаешь о ПАВ?» (В.Ю. Александровой); тест «Почему Вы курите?», предложенная Д.В. Колесовой; опросник «Жизнь без табака» (В.М. Матвеевой).

По результатам эмпирического исследования нами были выявлены учащиеся из контрольной группы – 28% (4 человека), и 35% (5 человек) из экспериментальной группы, ктокогда либо, пробовали продолжает курить. Нам удалось выяснить, что именно привлекает подростков в сигаретах: «гонка за модой»; «желание казаться взрослым, независимым; «быть как все», в курящей компании, строгий запрет родителей («сладость запретного плода»), особенно в тех случаях, когда сами родители курят.

Результаты теста «Почему Вы курите?» позволили нам выявить поведенческий компонент, который  отражает мотивы пристрастия к сигаретам. Так, в контрольной группе «поддержка» выявлена у 14% (2 человек) связанная с выходом из стрессовой ситуации путем обращения к табачному дыму, и у 21% (3 человек) из экспериментальной группы. «Расслабление» в отношении курения, направленное на снятие эмоциональной напряженности, в контрольной – у 14% (2 человек), в экспериментальной группе наблюдается у 7% (1 человека). «Игра» (желание казаться «выглядеть» взрослым) в контрольной группе – 0% (0человек), в экспериментальной – 7% (1 человек).

На основе результатов диагностического исследования проведена коррекционно-развивающая программа, направленная на профилактику курения среди подростков. Основой для составления программы послужили разработки и методические рекомендации следующих авторов: Н.А. Сирота, Е.Л. Яковлевой, В.М. Ялтонского, Б.М. Шапиро, В.Г. Запороженко, Д.Г. Заридзе.

По нашим наблюдениям после проведения занятий программы общий уровень информированности о пагубности употребления ПАВ и организациях, занимающихся профилактической деятельностью в этом направлении в экспериментальной группе возрос на 28% (4 человека) и составляет 93% (13человек), а в контрольной группе результаты снизились на 21% (3 человека) и составляют 56% (8 человек). В результате нашего исследования  14% (2 человека) из экспериментальной группы отказался от этой пагубной привычки, что говорит о положительной, позитивной тенденции на пути отказа от курения, результаты контрольной  группы остались неизменными – 28% (4 человека) продолжают курить.

Проанализировав результаты всех трех методик, мы пришли к выводу о том, что наша программа по профилактике употребления ПАВ у подростков является эффективной.    Полученные данные в ходе исследования имеютпрактическую значимость и могут использоваться социальными педагогами, педагогами-психологами, классными руководителями в профессиональной деятельности по профилактике употребления ПАВ подростками.

Методические рекомендации родителям:

1.                  «Стоп-сигнал» агрессии и отчаянию.

Как правило, многие родители, столкнувшись на практике с ситуацией, когда ребенок начинает курить, пить, употреблять наркотики и другие психоактивные вещества, применяют физическую силу, некоторые «готовы убить ребенка». Такое поведение родителя, в глазах подростка может подорвать его авторитет, вызвать у подростка реакцию «отчуждения» и желание «делать всё назло взрослым». В такой момент, родителям не следует впадать в панику, винить себя, «что не досмотрели», очень важно в такой ситуации «собраться морально», успокоится и в дальнейшем составить план своих действий в решении данной проблемы.

2.                  Конструктивный диалог по сбору базовой информации, на пути пристрастия подростка к ПАВ:

– необходимо выяснить, «причину обращения к ПАВ», важно понять, что этому способствовало; однократное ли это употребление ПАВ вашим ребенком;

– собрать максимум информации о том социальном окружении, компании, куда был втянут ребёнок.

– важно донести до подростка «опасность проблемы употребления ПАВ», понять, насколько она им осознается.

Вполне возможно, что подросток будет воспроизводить псевдо-информацию, недоговаривать, уходить от ответов. В этот момент, позиция родителя должна быть грамотно выстроена: не следует демонстрировать сомнение, подозрение, но и не следует «слепо верить» во всё, что вам скажет ребёнок (очень важно проверять достоверность некоторой информации).

3.                  Твёрдость, доверие и любовь.

Если ваш ребенок впервые употребляет ПАВ, и вы осведомлены о данном факте, то следует достаточно убедительно и твёрдо сказать, что в следующий раз будут приняты серьёзные и решительные меры. Если родители не могут справиться собственными силами, то ни в коем случае нельзя бояться, стесняться обратиться за помощью к специалистам: психологам, наркологам, психиатрам, службам, занимающимися профилактической деятельностью и лечением. Очень важно, чтобы выбор в помощи Вашему ребенку, был сделан не в пользу работающих в школе специалистов, где обучается Ваш ребенок, как правило, «такая помощь», иногда может навредить, так как не всегда, информация находится в рамках «статуса конфиденциальности».

Важно донести до подростка что:

·                     вы его любите таким, какой он есть несмотря ни на что;

·                     вы всегда поймете и поддержите его;

·                     ребенок может признаться в любой момент, что обманул Вас, что-то натворил, но вы не будете его наказывать,

·                     ни в коем случае не следует «навязываться» подростку, «принудительно расспрашивать», важно, чтобы подросток сам к вам тянулся и осознал, что родитель-друг, а не враг, и кто, как ни этот самый родной и близкий человек, сможет помочь подростку, выговориться, открыться, найти поддержку.

·                     проявляйте свою любовь, обнимайте, целуйте своего ребенка, интересуйтесь его увлечениями, организуйте совместную деятельность с подростком, либо насыщенный и увлекательный отдых,

·                     учите ребенка решать проблемы, а не избегать и «прятаться» от них.

Очень важно привлекать к профилактической деятельности в общеобразовательных школах и родителей. И это не только собрания для родителей, их знакомство с целями, задачами, содержанием и реализацией программ по борьбе с употреблением и склонностями подростков к ПАВ, и дальнейшими результатами и перспективами профилактической деятельности, но и активное взаимодействие с ними:

·                     проведение: семинаров по проблеме употребления ПАВ подростками;

·                     организация индивидуальной работы с родителями, чьи дети употребляют алкоголь, курят, употребляют наркотики, состоят на учёте в КДН;

·                     важно проводить диагностику и мониторинги на самих родителях, выявлять их позиции, отношение к данной проблематике;

·                     создавать собрания родительского актива, привлекать их к участию в различных акциях, мероприятиях, посвященные борьбе против ПАВ;

·                     привлекать их к организации разнообразных кружков и секций, позволяющим безопасно и с пользой, проводить внешкольное время их детям.

Родителям, не следует забывать и о том, что ребёнок, как зеркало, отражает всё то, что видит. Поэтому им следует задуматься и о своем поведении, которое может оставить негативный отпечаток, и даже способствовать употреблению ПАВ. В ходе многочисленных исследований А. Фрейда, Д. Винникота, М. Балинта, М.Кляйна, Б. Спока, М. Маллера, Р.Спиц была выявлена связь между поведением родителей и последующим, зависимым поведением детей.

Так, особенно в России, толерантное отношение к алкоголю, во многом способствует и раннему приобщению к нему ребенка (во время торжественных событий, дети демонстративно чокаются бокалами, уже в раннем детстве, проигрывают всё, что увидели с игрушками). Поэтому важно, оградить своих детей от такого «опыта». Так же и подросток, видит, как ведут себя родители, проводят своё свободное время, «как тянутся за сигаретой», «бокалом», такое безалаберное отношение, лишь способствует приобщению ребёнка к психоактивным веществам.

Условия семейного благополучия, эмоционального комфорта, любви и спокойствия, дружественные, тёплые отношения домочадцев, имеют огромное значение на пути формирования стойких, осознанных мотивов отказа от «проб» и приёма ПАВ. Поскольку, лучший способ уберечь детей от негативных сторон жизни: алкоголя, курения, наркотиков – это сотрудничество с ребёнком.

Реализовывая в школах программы по профилактики ПАВ среди подростков, огромный вклад ложиться и на плечи педагогов, чьи ценностно-смысловые, морально-нравственные ориентиры, поведение, авторитетность, являются образцом для подражания.

Педагоги, непосредственно взаимодействуют с детьми, знают их сильные и слабые стороны, психологические особенности развития ребенка. Они могут оказать огромное влияние на профилактическую деятельность против вредных и пагубных привычек. Для успешной реализации профилактических воздействий, важно выстраивать работу на основе партнерского взаимодействия и сотрудничества школы, родителей, педагогов.

В профилактической деятельности, должны использоваться разнообразные виды воздействия, посредством информационных блоков, лекций, семинаров, дискуссий, диспутов, экскурсий, разнообразных проалкогольных и пронаркотических акций и мероприятий по предупреждению употребления ПАВ подростками.

Можно организовывать и «группы взаимопомощи» из числа инициативных родителей, членов детско-юношеских и молодёжных организаций, а также из числа социальных педагогов, социальных работников, педагогов-психологов.

Чтобы подросток отказался от ПАВ, необходимо предоставить ему альтернативные варианты социально-значимой полезной деятельности (выпуск школьной газеты, листовок, благоустройство детских площадок, разработка и проведение мероприятий по борьбе с вредными привычками в других детских и образовательных учреждениях и т.д.).

Родителям и педагогам следует осознанно подходить к организации свободного от учёбы времени своего ребёнка. Записывать его в разнообразные секции, кружки, где он может раскрыть свои творческие способности, самовыразиться, самореализоваться, и наконец, просто заняться любимым делом, по интересам и увлечениям. Особенно важно в период каникул школам взаимодействовать с муниципальными органами службы занятости для предоставления подросткам выбора занятий по интересам, создания рабочих мест, особенно для детей и подростков «группы риска».

Рекомендации педагогам:

Педагогам в профилактической деятельности по профилактике ПАВ среди подростков, необходимо:

·                     привлекать волонтеров, лидеров подростков групп и молодежных групп по профилактики употребления ПАВ;

·                     пропаганда ЗОЖ о пагубности вредных привычек не должна выстраиваться на «тактике запугивания», с помощью которой, пытаются оградить подростков от приобщения их к курению, алкоголю, наркотикам и другим психотропным веществам. Важно указывать и на связь между употреблением ПАВ и заболеваниями. Основная задача - не «запугать», а проинформировать, проанализировать совместно с подростком, спорные моменты, помочь ему осознать и задуматься над важностью данной проблемы, и в дальнейшем сделать правильный выбор. Как правило, информация, касающаяся профилактики ПАВ, должна быть правильно понята и воспринята подростками. Не следует использовать в разговоре, беседе с подростками, сложных фраз, сложной терминологии и различного рода научных цитат. К тому же, неестественно выглядит и то, когда педагоги пытаются скопировать язык подростков, переходя на сленговый стиль общения.

·                     педагогам необходимо обозначить своё отношение к вредным привычкам, к ПАВ. Не следует, в выражении негативного отношения к вредным привычкам, заходить слишком далеко - следует помнить, что мотив убеждения, должен быть позитивным.

Родителям и педагогам важно знать, что сможет удержать подростка от обращения его к ПАВ:

·                     заполнение свободного времени подростка, конструктивными формами досуга, ссылаясь на его увлечения интересы в свободное от учебы время;

·                     включение ребенка в разнообразные сферы жизнедеятельности (секции, кружки, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организации акций по профилактике ПАВ);

·                     дружба с родителями (открытость, эмоциональная близость, доверие);

·                     общее дело, как предмет единения (семейные походы, спорт, любая совместная, проективная деятельность, позволяющая как наладить отношения между членами семьи, так и создать теплую, благоприятную, психологическую атмосферу);

·                     участие в молодежных, детско-подростковых организациях, которые негативно относятся к употреблению ПАВ, на базе школ важно поддерживать и привлекать к профилактической деятельности лидеров подростков групп, активно создавать волонтерское движение, в стенах общеобразовательных школ;

·                     не следует забывать, что ранняя ответственность за себя и других способна удержать ребёнка от обращения к ПАВ, особенно тех подростков, которые живут в неполных семьях или же являются сиротами;

·                     работа по профилактике ПАВ среди подростков, в условиях общеобразовательных школ, должна практиковаться как система содействия подросткам в решении задач их взросления и должна быть направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов; на формирование мотивов отказа от употребления и обращения к алкоголю, наркотикам, сигаретам.

Конечно, прохождение подростками профилактических программ не снижает существенно вероятность того, что подросток «попробует», но существенно повышает вероятность того, что он откажется при вторичном предложении употребить психоактивное вещество.

Таким образом, именно в процессе профилактической деятельности, необходимо выстраивать активную работу сотрудничества школы не только с детьми, но и привлекать к участию родителей, волонтеров, лидеров подростковых, молодежных, общественных организаций, которые могут оказать посильное влияние на сознание подростка, на пути отказа от проб и употребления ПАВ.

 

Литература:

1.      Акутина С.П. Пути гармонизации взаимодействия семьи и общеобразовательной организации в современном социуме // Инновации в современной науке: материалы III международного зимнего симпозиума (26 февраля 2014 г.): Сборник научных трудов/ Научн. ред., д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Изд-во «Спутник+», 2014. – С.93-100 с.

2.      Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: Пресс, 2005. – 130 с.

3.      Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ. – 2009. – 161 с.

4.      Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / авт.сост. Свиридов А.Н. – Волгоград: Учитель. – 2010. – 184 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle