Библиографическое описание:

Салабаев Д. И. Оценка конкурентоспособности эксклавного региона на основе адаптированной модели ромба конкурентоспособности // Молодой ученый. — 2014. — №19.1. — С. 49-53.

В статье предложена адаптация модели ромба конкурентоспособности к специфике эксклавного региона и обоснованы принципиальные изменения, внесённые в классическую модель. Даны рекомендации по применению данного инструмента для оценки конкурентоспособности эксклавного региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная экономика, эксклавность, кластерный подход, Калининградская область.

 

Социально-экономическое развитие любого государства находится в прямой зависимости от развития его отдельных регионов и территорий. Текущее состояние экономики той или иной страны отражает совокупное положение данной сферы в составляющих её регионах. Обеспечение развития любой территории – государства в целом или региона – сложный процесс, формирование которого зависит от различных факторов. В то же время это – одна из ключевых задач различных прикладных экономических  наук, в том числе и региональной экономики.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих стабильное развитие региональной экономической системы, является достаточный уровень его конкурентоспособности. Понятие «конкурентоспособность» в современной науке находит множество трактовок. Приведём одно из более полных определений, раскрывающих экономический смысл данного понятия: способность экономического субъекта конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [3]. К определению понятия конкурентоспособности территории также существуют различные подходы. Так, В.П. Шорохов и Д.Н. Колькин предлагают трактовать конкурентоспособность территории как её способность производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов своего населения [9]. А.З. Селезнёв определяет это понятие как обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение территории и её отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [6].

Весомый вклад в изучение данного направления внесли американский экономист Майкл Портер и группа учёных, работавших под его руководством во второй половине 1980-х гг. В рамках четырёхлетнего исследования были изучены источники возникновения конкурентных преимуществ в развитых странах и осуществлена попытка решения проблемы обеспечения конкурентоспособности территорий. По итогам этого масштабного исследования был выработан концептуально новый подход к оценке конкурентоспособности территорий, получивший название «ромб конкурентоспособности» [4].

Портер заключил, что основу конкурентоспособности страны обеспечивает специфическая среда, которую создаёт государство для функционирующих отраслей и которая складывается с течением времени вследствие эволюции рыночных отношений. Такая среда формируется из четырёх основных составляющих, которые и являются вершинами ромба конкурентоспособности (рис. 1).

Рис. 1. Ромб конкурентоспособности М. Портера

 

К этим составляющим относятся:

-          Условия для факторов. Под факторами в данном случае понимаются факторы производства, например, соответствующая инфраструктура, ресурсный потенциал, квалифицированные кадры, научные разработки и технологии. Данный признак оценивает доступность и развитость таких факторов.

-          Состояние спроса. В рамках данного признака следует рассматривать спрос на внутреннем рынке. По итогам исследования Портер заключает, что отрасли, ставшие конкурентоспособными на внешнем рынке, на предшествующем этапе развития функционируют в условиях высокого уровня внутреннего спроса на свою продукцию.

-          Родственные и поддерживающие отрасли. Третья вершина ромба заключается в наличии или отсутствии в рассматриваемой стране конкурентоспособных на международных рынках отраслей, которые являются сопутствующими для рассматриваемой отрасли. К ним могут относиться отрасли-поставщики или обслуживающие отрасли.

-          Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Данный признак включает в себя условия для ведения предпринимательской деятельности и управления компаниями, которые существуют в данной стране, а также характер конкурентной среды на внутреннем уровне.

Исходя из возможного взаимодействия перечисленных выше факторов, Портер утверждает, что конкурентоспособность отдельных компаний, отраслей, которые эти компании составляют, и страны в целом зависит от того, насколько развита среда, формируемая факторами ромба конкурентоспособности. Максимально быстрая аккумуляция активов и практического опыта, развитость потоков информации и осведомлённость предпринимателей об актуальных потребностях (с точки зрения как продукта, так и производственного процесса), инновационный подход и инвестирование, не прекращающиеся с течением времени, – если обстановка в стране обеспечивает наличие перечисленных условий, государство и отдельные его отрасли обладают конкурентными преимуществами на международном уровне и наращивают их.

Как видно, М. Портер акцентировал использование данного метода на исследовании экономической системы в масштабах государства, однако очевидна адекватность его применения для изучения систем регионального уровня. Особое место в структуре экономики государства занимают окраинные и эксклавные регионы. Особенность эта продиктована условиями развития таких регионов: с одной стороны, они испытывают воздействие ряда негативных факторов, к которым, в той или иной мере, относятся удалённость от крупнейших административно-финансовых центров страны, сырьевых баз и топливно-энергетических ресурсов, влияние соседства с территориями других государств или (в случае эксклавности) полная отделённость от остальной территории страны; с другой стороны, могут обладать существенным потенциалом роста, как с общих позиций (интеграция, импорт передовых технологий, формирование инновационного мышления, экспортоориентированность хозяйства), так и на основе характерных для каждого такого региона возможностей (например, приморского положения) [2].

Время показало, что ромб конкурентоспособности является универсальной рамочной моделью для исследования территориальной конкурентоспособности. За годы, прошедшие с момента предложения М. Портером правила ромба конкурентоспособности как научного инструмента, эта модель модифицировалась учёными-экономичстами для использования её в различных прикладных целях. Так, австралийским экономистом М. Викхемом была предложена государственно-ориентированная модель ромба конкурентоспособности, в которой ключевая роль в обеспечении конкурентоспособности территории отводится правительству [10]. Группой финских учёных было предложено дополнить факторную палитру модели совокупностью внешних условий, определяющих международную деловую активность [11]. А. Ругман и Дж. Д’Круз обосновали модель двойного ромба конкурентоспособности, которая впоследствии была развита А. Ругманом  и другими учёными в модели обобщённого двойного ромба конкурентоспособности, учитывавшей не только интеграцию на макрорегиональном уровне, но и глобализацию [1].

Использование метода ромба конкурентоспособности М. Портера для оценки конкурентоспособности эксклавных территорий возможно в общем виде лишь при допущении, что социально-экономическая система эксклавного региона не имеет кардинальных отличий от региона типичного. Подобное допущение, очевидно, является чрезмерным и приводит к некорректным результатам использования модели. Вследствие этого возникает необходимость уточнения, адаптации и дополнения этой модели с учётом характерных условий и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентных преимуществ региона с позиций эксклавности. Необходимость же разработки и применения подобной адаптированной модели на практике продиктована потенциально большей вовлеченностью эксклавов в глобальное экономическое пространство, нежели внутренних регионов.

Рассмотрим детерминанты второго порядка, которые формируют указанные выше признаки, являющиеся вершинами ромба конкурентоспособности.

Группу условий для факторов формируют следующие компоненты: природные ресурсы, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, физическая инфраструктура, административная инфраструктура, информационная инфраструктура и научно-исследовательский потенциал.

Состояние спроса в общем виде характеризуется наличием требовательных местных потребителей, наличием уникальных потребностей клиентов, а также потенциальной востребованностью продукции или услуг регионального предприятия, на международных рынках.

В рамках анализа родственных и поддерживающих отраслей рассматривается наличие и производится оценка конкурентоспособности отраслей-поставщиков и обслуживающих отраслей.

Наконец, признак устойчивой структуры, стратегии и соперничества включает в себя такие переменные, как состояние инвестиционного климата, политика региональных властей, наличие конкурентов внутри отрасли и характер конкуренции между ними [7].

Очевидно, что каждая из приведённых детерминант может быть использована для оценки в процессе исследования конкурентоспособности эксклавного региона. Однако в совокупности они не способны в полной мере отразить состояние экономической системы эксклава в силу её специфичности. Перечислим и опишем дополнительные переменные, характерные для эксклавных регионов, относительно каждой из вершин ромба конкурентоспособности.

Специфическими условиями для факторов следует признать переменные, которые возникают в эксклавах на стыках вышеописанных. К ним следует отнести миграционные процессы, ментальные особенности, свойственные местному населению и традиционную для данной территории специализацию хозяйства. Фактор миграции в процессе анализа конкурентоспособности эксклава важен не только для уточнения параметра человеческих или кадровых ресурсов, но и вследствие достаточно высокой подверженности эксклавов миграционным процессам в зависимости от привлекательности таких регионов для населения с точки зрения постоянного проживания. Так, например, по показателю относительного внешнего (из регионов РФ и из-за рубежа) миграционного прироста по итогам 2012 года Калининградская область оказалась на третьем месте среди всех субъектов РФ [8]. Исследование ментальных особенностей и традиций хозяйственной специализации значимо в процессе исследования конкурентоспособности эксклава, если причины, обусловившие возникновение эксклавности территории, лежат в плоскости относительно недавнего изменения её государственной принадлежности. Это обстоятельство характерно как для Калининградской области, так и для новых субъектов РФ, входящих в состав Крымского федерального округа, де-факто являющихся с 2014 года новым эксклавом России.

Отдельной переменной, оценку которой следует производить обособленно, является ограниченность в ресурсах. Чаще всего для эксклавных регионов характерен недостаток тех или иных ресурсов, что, в свою очередь, в случае обеспечения благоприятного с точки зрения инвестиций, рыночного взаимодействия и инноваций климата внутри региона, может само по себе стать точкой роста и обеспечить определенной отрасли (и, следовательно, эксклаву) конкурентное преимущество.

Анализируя состояние спроса в процессе оценки внешней конкурентоспособности эксклавного региона, важно рассматривать характеристики внутреннего спроса на продукцию отрасли как в пределах самого эксклава, так и в конкурентном поле всего государства. В зависимости от сбытовой ориентации той или иной отрасли и нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность в регионе, соответствующие рынки в эксклавах могут формироваться, на первый взгляд, парадоксальным образом. Так, при достаточно высоком уровне взыскательности внутреннего потребителя, сопровождающемся относительно высокими объёмами потребления, предприятия определённой отрасли могут ориентировать сбыт исключительно на внешнего потребителя. Подобная ситуация сложилась, например, в мясоперерабатывающей промышленности Калининградской области [5]. В подобных обстоятельствах важной характеристикой является показатель потребительской мобильности населения эксклава, которое формирует внутренний спрос. Предложение на отраслевых рынках соседних государств может быть привлекательным для потребителей, являющихся резидентами эксклава. Данный фактор, безусловно, оказывает воздействие на развитие отрасли внутри региона при оценке его конкурентоспособности с помощью подхода предложенного М. Портером.

Эксклавные территории при благоприятном политическом климате зачастую становятся центрами или узловыми точками интеграционных процессов. Формальные и рамочные договорённости на правительственном уровне на определённом этапе находят продолжение в сотрудничестве бизнеса. Очевидно, что интеграционные процессы в бизнес-среде могут возникать и без предварительного участия государства. Вследствие этого влияние на конкурентоспособность отрасли родственных и поддерживающих отраслей в эксклаве необходимо рассматривать с учётом вовлечённости в структуру хозяйства региона отраслей сопредельных государств.

Эксклавные территории априори имеют барьеры для развития, нивелирование которых органы государственной власти осуществляют посредством введения особых режимов экономической деятельности в пределах таких территорий. Деятельность предприятий, функционирующих в условиях эксклава, зависит от характера конкуренции на внутреннем поле, и одновременно подвержено влиянию конкурентной борьбы на рынках соседних государств, или даже вовлечено в такую борьбу. Ещё одним немаловажным обстоятельством является потенциально более высокая инвестиционная привлекательность эксклавных регионов. Влияние данных факторов обуславливает отличие четвёртой вершины ромба конкурентоспособности, адаптированного для анализа конкурентоспособности эксклава, от классической модели.

Исходя из вышеизложенного таблице 1 приведены факторы, подлежащие оценке в процессе применения адаптированном ромбе конкурентоспособности, применяемом для эксклавных регионов.

 

Таблица 1

Факторы, оцениваемые в адаптированном ромбе конкурентоспособности

Условия для факторов

Состояние спроса

1.       Природные ресурсы.

2.       Человеческие ресурсы.

3.       Миграционные процессы.

4.       Финансовые ресурсы.

5.       Физическая инфраструктура.

6.       Административная инфраструктура.

7.       Информационная инфраструктура.

8.       Научно-исследовательский потенциал.

9.       Отраслевые традиции и региональная ментальность

10.    Ограничения как предпосылка для инноваций

1.       Наличие требовательных потребителей

a.       внутри региона.

b.       внутри государства.

2.       Наличие уникальных потребностей клиентов

a.       внутри региона.

b.       внутри государства.

3.       Потребительская мобильность.

4.       Потенциальная востребованность продукции или услуг регионального предприятия, на международных рынках.

Родственные и поддерживающие отрасли

Устойчивая стратегия, структура и соперничество

1.       Отрасли-поставщики

a.       внутри региона.

b.       соседних государств.

2.       Обслуживающие отрасли

a.       внутри региона.

b.       соседних государств.

 

1.       Политика региональных властей.

2.       Государственная политика в отношении эксклава.

3.       Наличие конкурентов внутри отрасли.

4.       Характер конкуренции внутри отрасли.

5.       Наличие конкурентов в соседних государствах и их влияние на отрасль.

6.       Инвестиционная привлекательность.

 

Оценка конкурентоспособности эксклава с  помощью адаптированной модели ромба конкурентоспособности может производиться посредством экспертного метода. Подобным образом Всемирным экономическим форумом производится расчёт индекса глобальной конкурентоспособности (The global competitiveness index, GCI),  в основе которого лежат, помимо прочего, и разработки М. Портера [12]. Процесс оценки должен состоять из следующих этапов:

1)        определение ключевых отраслей эксклавного региона, конкурентоспособность которых подлежит оценке, так как существенно влияет на общую конкурентоспособность региона;

2)        определение групп потенциальных экспертов для опроса по каждой отрасли;

3)        определение пула наиболее авторитетных экспертов для каждой отрасли;

4)        ранжирование критериев и распределение весов между ними применительно для каждой отрасли на основе экспертного мнения, проверка согласованности мнения экспертов;

5)        основной опрос экспертов в каждой из групп (количественные оценки и комментарии), проверка мнения экспертов на согласованность;

6)        определение уровня конкурентоспособности каждой из исследуемых отраслей, подготовка развёрнутых отчётов, включающих аналитические материалы на основе комментариев экспертов;

7)        определение интегрального показателя, характеризующего совокупную конкурентоспособность эксклавного региона.

Совокупная оценка конкурентоспособности эксклава может быть выведена по формуле 1.

 

где:

Cgen. – общая конкурентоспособность эксклавного региона,

р – доля отрасли в валовом региональном продукте эксклава,

С – показатель конкурентоспособности отрасли, определённый методом экспертных оценок на основе адаптированного ромба конкурентоспособности эксклавного региона.

 

Предложенная модель оценки конкурентоспособности позволяет производить регулярные измерения данного показателя в рамках анализа состояния экономики региона, позволяет учитывать специфику эксклавного региона в процессе такого анализа и получать выводы, соответствующие текущей обстановке. Также следует отметить, что оценка конкурентоспособности эксклава на основе ромба конкурентоспособности может быть особенно востребована при реализации кластерного подхода к проектированию структуры экономики региона. Данная модель способна достаточно адекватно оценивать внутриотраслевые процессы, кластерное взаимодействие и влияние институциональных факторов.

 

Литература:

 

1.      Белова Л.Г. Эволюция подходов к конкурентным преимуществам в наиболее развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. М.: РГ-Пресс, 2013.

2.      Ивченко В.В. Сетевое программирование развития приморских регионов России. – Калининград: РГУ им. И. Канта, 2008.

3.      Маркетинг: Словарь / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг. - М.: НПО «Экономика, 2000.

4.      Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

5.      Салабаев Д.И. Вертикальные маркетинговые системы на рынке потребительских товаров Калининградской области: предпосылки и особенности формирования // Молодой ученый – 2014. -  № 7.1 - С. 60-62.

6.      Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999.

7.      Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления», №5, 2003.

8.      Численность и миграция населения Российской Федерации в 2012 году. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_107/Main.htm (дата обращения 26.10.2014).

9.      Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1. С. 92-104.

10.  Dr Mark Wickham. Regional Economic Development: Exploring the ‘Role of Government’ in Porter’s Industrial Cluster Theory. CRIC Cluster conference. Beyond Cluster- Current Practices & Future Strategies Ballarat, June 30-July 1, 2005

11.  Hernesniemi H., Kymäläinen P., Mäkelä P., Rantala O., Rautkylä-Wiley R., Valtakari M. Suomen avainklusterit janiiden tulevaisuus. – Helsinki, 2001.

12.  The Global Competitiveness Report 2014-2015. Сайт Всемирного экономического форума. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015 (дата обращения 25.10.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle