Библиографическое описание:

Трущенко М. А. Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 657-659.

Данная статья посвящена особенностям использования информационных технологий на уроках истории.

Ключевые слова: ИКТ, мультимедиа, эффективность.

 

Сущность опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения истории посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность, создание презентаций; приобрести знания об особенностях работы с историческими источниками, умения анализировать различную информацию, работать в сети Интернет, пользоваться электронными учебниками и электронными энциклопедиями; совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира.

Обновление исторического образования, появление новых педагогических технологий, внедрение которых немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов, особенно важно для учащихся, находящихся в ограниченном пространстве. Выпускник интернатного учреждения, как и любой выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому и возникла потребность превратить информационное пространство школы-интерната в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него качества, необходимые для успешной интеграции в общество.

Актуальность опыта не вызывает сомнений, поскольку позволяет решить противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, полезные практические навыки, самореализоваться; между базой знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности.

Основной целью своей работы с детьми считаю определение путей повышения эффективности обучения истории на основе широкого внедрения информационных технологий.

Для реализации этой цели ставлю перед собой следующие задачи:

-                    развитие учебно-информационных навыков;

-                    повышение уровня обученности учащихся за счёт обеспечения индивидуального продвижения и применения активных методов обучения;

-                    расширение исторического кругозора за счет включения в изучение исторических процессов документального материала, видеоматериалов, ресурсов сети Интернет;

-                    воспитание информационной культуры.

Далее были намечены пути реализации концепции:

-                    введение мультимедийных средств в перспективное планирование через выделение специального раздела в тематическом плане;

-                    определены цели, задачи, содержание деятельности по теме опыта;

-                    определены виды деятельности по возрастам в урочное и внеурочное время;

-                    спрогнозирован результат обучения;

-                    определена методика работы на уроке и во внеурочное время.

В результате этой деятельности разработана программа работы учителя истории с применением компьютерных технологий:

-                    проведение уроков с использованием медиаресурсов;

-                    организация работы по созданию ученических презентаций;

-                    осуществление контроля качества знаний учащихся как итогового, так и текущего;

-                    организация проектной деятельности учащихся;

-                    организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям в урочное и внеурочное время.

Включая использование компьютерных технологий в тематический план по истории, предусмотрели следующие виды деятельности:

-                    знакомство с историческими событиями, которое сопровождается показом видеофрагментов, фотографий;

-                    изучение истории культуры через показ репродукций картин художников, «посещение» крупнейших музеев мира;

-                    изучение нового материала и обобщения на основе демонстрации графического материала (таблицы, схемы);

-                    работа с картой, которая предусматривает её «оживление»;

-                    «Погружение» с помощью видеоматериалов в историческое пространство и историческое время;

-                    активизация учащихся с различными типами восприятия за счёт прослушивания различного рода аудиозаписей, просмотра видеофрагментов, одновременного прочтения и прослушивания.

Компьютер при этом не только восполняет недостаток информации, но и даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих проектах.

Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории.

Достоинствами их является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видеофрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

На основе информационных технологий провожу уроки-практикумы. Для этого, используя дифференцированный подход, составляю систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их ученикам для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.

На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовка творческих сочинений.

Урок-практикум проводится с целью показать, что исторический документ -главный источник исторических знаний, научить ребят работать с ним. Нетрадиционная форма урока дает ряд преимуществ, как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: электронная форма документов снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, даже в некотором смысле расслабляет учащегося, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума. Учитель, со своей стороны, во время практикума только направляет учащихся, помогая им формулировать ответы на поставленные в начале урока вопросы. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а так же времени, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Повысить интерес к предмету и эффективность обучения нам удаётся через создание мультимедийных презентаций.

Презентации создаём, как подведение итогов пройденного материала, при изучении нового материала, как подбор медиаресурсов к определённой теме урока, при помощи которых можно «конструировать» урок, создавать контрольные тесты. Для создания презентаций учащиеся объединяются микрогруппы, что даёт возможность работать в сотрудничестве, а значит взаимообогащать друг друга. При создании таких групп, конечно же, учитывается уровень общеобразовательной подготовки учащихся по истории и взаимные симпатии и антипатии детей, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Что касается ролей, то они могут быть следующими:

1.                   Главный редактор — распределяет работу, осуществляет контроль за процессом создания презентации

2.                   Текстовый редактор — подбирает, редактирует текст, создаёт текстовые файлы, программы EXEL — создает диаграммы, графики, таблицы.

3.                   Редактор программы POWER POINT — вставляет в текстовые файлы звук, фото, видеофрагменты

Интересной для ребят была работа над презентациями-«конструкторами». В этом случае, работая над презентацией, ученики создают некий систематизированный набор иллюстраций, статистических данных, описаний, подборку документов к определённой теме программы. Из полученного материала можно конструировать уроки в разноуровневых классах и разных параллелях по одинаковым темам. Такие задания можно давать и после изучения темы, как демонстрационный материал для повторения пройденного материала, и как опережающее задание, при подготовке к новому уроку.

Современная ситуация в образовании вновь ставит на повестку дня вопрос об объективности оценки учебных достижений, поэтому одной из самых распространенных форм осуществления контроля знаний учащихся является тестирование. Преимущества тестирования — это:

-          объективность оценки результатов;

-          возможность использования на всех этапах обучения и во всех формах ученической работы — фронтальной, групповой, индивидуальной;

-          скорость проверки результатов.

Примером тестирования с использованием информационных технологий обучения является тест «Россия в эпоху петровских преобразований». Для проведения этого теста я использую помощь преподавателя информатики и компьютерный класс. Преимуществом таких тестов (в формате HTML) является возможность оценить знания всей группы по пройденной теме. Содержанием заданий являются конкретные исторические знания. Оценка обязательно определяется с учетом уровня их усвоения. Перед выполнением теста учащимся предлагается инструкция по выполнению теста и определяются критерии оценок.

 

Литература:

 

1.                   Антонова Т.С, Харитонов А. Л. Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. /ПИШ. 2000. № 3.

2.                   Астцвацатуров Г. Педагогический дизайн мультимедийного урока// Учитель, 2006, № 6, стр. 10–15

3.                   Голъденберг М. Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. № 4. С.71–72.

4.                   Зайцева Ж. Н., Солдаткин В. И. Перспективы информатизации образования/Профессиональное образование. 2004. № 2.

5.                   Кочетов Н. С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград, 2002. С.3–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle